- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Усиление продуктового кризиса в Алжире

Продуктовый кризис становится главным вызовом для алжирского правящего режима. Ноябрьские заявления членов правительства АНДР, свидетельствующие об их намерении ликвидировать действующую систему субсидирования товаров первой необходимости и услуг, вызвали серьезный покупательский ажиотаж алжирского населения. Оно стремится скупить наиболее популярные продукты по «старым» ценам, ожидая дальнейшего в связи с этим роста их стоимости.

Красноречивой в этом отношении является ситуация с ростом цен на рынке масла. Так, официальная стоимость популярной в народе пятилитровой канистры пищевого рафинированного масла, «получаемого из смеси сырого соевого масла или любых других местных семян масличных культур» должна с начала 2022 года увеличиться с 560 – 600 динар (4 – 4.4 доллара США) за канистру до 650 динар (5 долларов).

Это следует из принятого в 2021 году дополнительного налога, который должен вызвать его удорожание.

Но в результате покупательского ажиотажа продуктов по старым «низким» ценам уже не хватает. Причем обыватели называют происходящее «небывалым удорожанием».

Власти стали объяснять это «спекуляцией недобросовестных торговцев, скупающих масло для перепродажи по завышенной стоимости».

Одновременно представители алжирского руководства пытались успокоить население заявлениями, что прежние расценки на двухлитровые и однолитровые бутылки масла в размере 250 и 125 динар в обозримом будущем будут сохранены.

Однако алжирские обыватели уверены, что в 2022 году их стоимость уже скоро догонит цену пятилитровых канистр в расчете на один литр данного продукта.

Несмотря на это, руководство АНДР, стремясь не допустить ажиотажной скупки и остальных продуктов питания, делает успокоительные заявления о намерении сохранить субсидируемую стоимость ряда продовольственных товаров. Например, это касается сахара в размере 90 – 95 динар (около 0.7 доллара) за килограмм.

В связи с этим представители алжирских властей заявляют, что они будут более внимательно следить за соблюдением цен на такие товары и соответствующим образом будут их маркировать для недопущения осуществления с ними спекулятивных сделок.

Так, согласно новому правительственному указу, предусматривается обязательное нанесение вверху продуктовой упаковки с официально заниженной стоимостью надписей «субсидируемый товар» с фиксированными ценами, размещенными на красной полосе шириной 5 сантиметров. Причем для удобства и очевидных отличий от прочих несубсидируемых видов товаров она должна фасоваться в крупную тару не менее 10 килограмм для сыпучей продукции и 10 литров для жидкостей.

Кроме того, пока еще действующая система субсидирования предусматривает предоставление компенсаций из государственного бюджета торговым и производственным операторам за сохранение цен на товары, произведенные в Алжире.

При этом законодательно оговаривается, что «любой оператор, приобретающий товары для реализации по более высоким ценам, должен предоставить подтверждение» на подобные действия. В противном случае ему грозит уголовное преследование как спекулянту со сроком наказания до 30 лет лишения свободы.

Однако это не мешает постоянно завышать цену на рынке субсидируемого продовольствия, включая растительное масло, картофель и хлеб. Сами алжирцы утверждают, что власти закрывают глаза на накручивание стоимости продуктов торговцами, опасаясь обрушить его еще больше.

В лучшем случае, согласно их утверждениям, они лишь пытаются конкурировать со спекулянтами, «вываливая» соответствующую продукцию по меньшей цене, но худшего качества, которой, однако, покупателям обычно не хватает.

Причем сами алжирцы отмечают отсутствие со стороны властей четких разъяснений по поводу того, каким образом будет применяться ужесточаемое антиспекулятивное законодательство, призванное жестко карать за «завышение цен».

Так, например, если раньше срок тюремного наказания за увеличение стоимости продуктов выше официально означенного обычно наказывалось не более чем 2 годами заключения, то теперь он увеличен до 30 лет, что практически равносильно пожизненному заключению. Более того – была расширена и сфера его применения, которая распространяется и на сельхозпроизводителей, нарушающих правила хранения своего урожая, например, не поставившие в известность о наличии предназначенных для этого складов представителей контролирующих органов.

И отсутствие четких соответствующих разъяснений дополнительно дезориентирует алжирцев, торговцев и простое население. Как и заявленное начало отмены системы продуктового субсидирования с заменой его с 2022 года адресной помощью наиболее нуждающимся алжирцам без внятных разъяснений властей, кому именно и в каком объеме полагаются субсидии.

И всё это создает дополнительную нервозную обстановку на рынке, дополнительно толкающую вверх цены на продовольствие.

Заметим, что времени для доработки национального законодательства и устранения имеющихся противоречий, позволяющей избежать еще большей анархии на рынке, остается немного и в 2022 году алжирский покупательский рынок может столкнуться с настоящим хаосом.

В любом случае, начавшийся процесс отмены субсидий «потянет» в скором будущем и другие продовольственные товары. Заметим, что алжирские власти делают это с целью уменьшить нагрузку на государственный бюджет, с одной стороны, и добиться большей справедливости в политике социального перераспределения, с другой стороны.

В данном случае они опираются на исследования различных международных экономических и финансовых учреждений, согласно которым политика субсидирования приносит больше пользы богатым, чем бедным, порождая такие «порочные последствия, как расточительство, утечка капиталов и подпитка неформальных и контрабандных каналов, негативно влияя даже на инвестиционную привлекательность Алжира».

Так, по официальным данным Министерства финансов АНДР только субсидии на сахар, масло, зерно и молоко в 2019 году обошлись бюджету страны в 208 млрд динаров (более 1.52 млрд долларов), тогда как в 2020 и 2021 годах эта сумма заметно увеличилась с учетом роста цен на сырьевые товары на мировых рынках.

Однако сохранение этого социального анахронизма не приносит ожидаемого социального эффекта, поскольку покрываемая властями ценовая разница производителям и торговцам реально не компенсирует им издержки и они пускаются на разные ухищрения, чтобы обойти закон о субсидируемой продукции. Они ухудшают его качество, уменьшая вес, убирая «стандартную» продукцию и продавая более элитную, на которую «субсидиарные» ограничения не распространяются.

Это неопределенное положение используется оппозицией для усиления антиправительственной агитации, а властям АНДР нечего этому противопоставить. Как всегда, они проигрывают информационную кампанию.

Причем продовольственный вопрос становится все более острым для алжирского режима. Год от года он неуклонно обостряется, автоматически подпитывая растущее недовольство населения властью, сыгравшей важную роль в углублении кризиса введением ограничений на импорт зарубежных товаров, включая продовольствие. И, пожалуй, сейчас это самый серьезный вызов для властей АНДР, чреватый новым всплеском массовых протестов.