- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об участии Египта и Сирии в разрешении энергетического кризиса в Ливане

14 декабря министр нефти и минеральных ресурсов Сирии Бассам Тома (Bassam Touma) заявил, что «Арабский газопровод на сирийской территории готов перекачивать природный газ из Египта в Ливан». В интервью сирийскому информационному агентству SANA Тома сказал: «Арабский газопровод внутри Сирии готов на 100 % после проведения на нем работ по техобслуживанию. Сейчас все зависит от торгового соглашения между Ливаном и Египтом в ожидании подписания транзитного соглашения с Сирией»[i] [1]. Он пояснил, что газопровод был частично разрушен во время гражданской войны, а террористы украли оборудование на трех станциях на границе с Иорданией.

По соглашению между Сирией и Египтом от 2000 года и Иорданией, которая присоединилась к ним в 2001 году, каждая страна обязана поддерживать в рабочем состоянии свою часть Арабского газопровода. В частности, сирийская часть газопровода имеет длину в 320 км и тянется от иорданской границы до Аль-Райан в Центральной Сирии. Ее пропускная способность составляет 10 млрд куб.  в год.

Министр напомнил, что до войны Сирия взимала плату за транспортировку египетского газа в Ливан либо наличными, либо эквивалентными объемами газа. При этом газотранспортная сеть между странами функционировала с 2009 по 2012 год. Бассам Тома отметил, что в Дамаске позитивно смотрят на возможность восстановить работу газопровода. За счет этого Сирия получит большое количество материала для выработки электроэнергии. По словам министра, Ливан запросил поставку 600 млн куб. газа в год.

Уже 18 декабря портал ближневосточных новостей Al Monitor сообщил о том, что министр нефти и минеральных ресурсов Египта Тарек аль-Молла заявил о планах Египта начать экспортировать природный газ в Ливан к первому кварталу 2022 года. «Для АРЕ важно, чтобы египетский газ как можно скорее достиг Ливана», — подчеркнул министр. Он также особо акцентировал внимание на том, что крайне важно, чтобы сделка прошла без негативных последствий. Для этого все страны договора должны соблюсти не только технические и коммерческие, но и политические меры[ii] [2]. «Нам нужно, чтобы наши братья в Ливане и все заинтересованные стороны и страны, через которые будет проходить газ, обеспечили соблюдение всех технических, коммерческих и политических мер», — пояснил Тарек аль-Молла.

Ливан возлагает большие надежды на египетский газ, чтобы хоть как-то пережить серьезный энергетический кризис, который обострился за последний месяц. Экономический кризис в стране классифицируется Всемирным банком как один из трех худших с середины XIX века[iii] [3]. С апреля с. г. страна испытывает острую нехватку топлива, и это привело к катастрофе для энергосистемы Ливана: регулярные отключения электроэнергии стали нормой, и зачастую жители получали электроэнергию лишь по 2 часа в сутки. Финансовый и топливный кризис также привел к падению уровня жизни населения, обвалу валюты и антиправительственным протестам в стране.   Центральный банк Ливана (Banque du Liban) испытывает нехватку валютных резервов и больше не в состоянии обеспечивать импортеров долларами. Более того: государственная компания Electricite du Liban недавно заявила, что производит минимальное количество электроэнергии, поскольку не может импортировать топливо. В итоге предприятия и домашние хозяйства почти полностью зависят от небольших частных генераторов.

Напомним, что в сентябре 2021 года Египет и Ливан подписали соглашение, в рамках которого Каир начнет экспорт природного газа по арабскому трубопроводу через Иорданию и Сирию. Стоимость сделки пока не озвучивается[iv] [4]. Бейрут, как сообщается, планирует использовать денежные средства, полученные от Всемирного банка. Последний берет на себя обязательства по выделению средств на ремонт и модернизацию высоковольтных линий электропередач, которые соединяют Иорданию, Сирию и Ливан. Кроме того, планируется, что именно на его средства на втором этапе осуществления этой инициативы будет построен сам трубопровод. Как страны будут решать сохраняющиеся вопросы в сфере безопасности, остается загадкой. Но здесь есть проблемы и посерьезнее.

Тарек аль-Молла также акцентировал внимание на том, что Египет сейчас работает над увеличением экспорта газа, учитывая текущие высокие цены и снижение его внутреннего потребления в зимние месяцы. В АРЕ, по его словам,  добывается около 7,2 млрд куб. футов газа в день.  Каир также планирует направить 6,5 млрд долларов инвестиций в нефтегазовый сектор на 2022-2023 финансовый год.

В своем комментарии Al-Monitor представитель Министерства нефти АРЕ Хамди Абдель Азиз сказал: «Ожидается, что египетский природный газ будет прокачиваться по существующему трубопроводу, Арабскому газопроводу, протянувшемуся от Ариша до Табы в Египте, вплоть до Акабы в Иордании, затем в Хомс в Сирии и прямо в Дейр-Аммар в Ливане. Линия протяженностью более 1200 километров с пропускной способностью 7 млрд куб. м газа в год».

Абдель Азиз также опроверг утверждения о том, что Египет просил США сделать исключения из санкций в отношении Сирии в соответствии с «Законом Цезаря», который предусматривает введение санкций и ограничений на поездки в отношении тех, кто оказывает поддержку режиму Б.Асада. В нем говорится о запрете на «значительную финансовую, материальную или технологическую поддержку», участие в «значительной сделке» с сирийским правительством. Он заявил, что Ливан должен стать стороной переговоров с администрацией США.

«Проект касается ряда стран и организаций – в частности, Всемирный банк, и нуждается в гарантиях со стороны США в отношении исключений из санкций», — сказал он.  «Каждая сторона сделки работает над оптимизацией процесса… Ливан должен обратиться во Всемирный банк в связи с финансированием, а также когда речь заходит о санкциях США», — добавил Абдель Азиз.

США, как писали ранее СМИ, уже выразили готовность смягчить введенные против сирийского энергетического сектора санкции, чтобы содействовать решению энергетического кризиса в Ливане[v] [5]. Официальное одобрение со стороны Вашингтона свидетельствует, что к такому сценарию там вполне готовы. Большинство экспертов сходятся во мнении, что и сам Асад, и его окружение не пропустят египетский газ через территорию Сирии, не удовлетворив свои экстренные финансовые потребности. Вполне вероятно, что вокруг этой энергетической инициативы будет идти нешуточный дипломатический торг, в ходе которого сирийская сторона пойдет на максимальное увеличение своих ставок, чтобы продемонстрировать слабость администрации президента США и доказать собственную правоту.

[i] [6] https://sana.sy/ [7]

[ii] [8] https://www.al-monitor.com/originals/2021/12/egypt-ready-pump-gas-lebanon [9]

[iii] [10] https://www.skynewsarabia.com/business/1441671- [11] البنك-الدولي-أزمة-لبنان-الأكثر-قسوة-التاريخ

[iv] [12] https://thearabweekly.com/arab-neighbours-agree-energy-plan-lebanon?utm_medium=Social&utm_source=Twitter#Echobox=1631117818-1 [13]

[v] [14] https://www.reuters.com/business/energy/egypt-says-it-hopes-export-gas-supply-lebanon-with-power-soon-2021-09-08/ [15]