- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов программы перевооружения ВМС Королевства Саудовская Аравия

Как известно в рамках межвидовой операции ВС стран-членов аравийской коалиции против хоуситов в Йемене военно-политическое руководство Королевства Саудовская Аравия привлекло к выполнению боевых задач надводные силы национальных ВМС, которые обеспечивали прикрытие транспортным судам, перевозившим технику и подразделения, задействованные в сухопутных операциях.

Согласно данных из открытых источников, 30 января 2017 г. йеменские хоуситы использовали два телеуправляемых катера с взрывными устройствами  большой мощности против фрегата «Аль-Мадина» ВМС КСА  на некотором удалении от порта Ходейда. В 2018 г. иранские военные советники применили береговую пусковую установку и дозвуковую противокорабельную ракету, скопированную с китайской С-802, которая позволила поразить второй надводный корабль ВМС КСА, оказавшийся неспособным отразить удар, поскольку в пусковой установке зенитно-ракетный комплекс отсутствовали ракеты.

Следует отметить, что китайские специалисты провели тщательное исследование данного вопроса и пришли к выводу о том, что значительная доля надводных кораблей ВМС КСА устарела и не позволяет выполнять задачи по предназначению в условиях постоянного роста угрозы со стороны Исламской Республики Иран. Кроме надводных кораблей ВМС КСА под ракетным ударом оказался транспортный катамаран типа «Свифт», который аравийские военные арендовали у ВМС США в целях скоростной транспортировки подразделений, вооружения и техники. Поражение данного катамарана, лишенного боевого охранения привело к гибели значительного количества людей и полному уничтожению судна, которое не затонуло после пожара только благодаря конструктивной схеме.

В 2018 г. после проведенного анализа боевых возможностей национальных ВМС военно-политическое руководство КСА пришло к выводу о необходимости обновления корабельного состава надводных сил, а именно списания фрегатов проекта «Мадина» (пр-во Франции, проект F2000S) и корветов проекта «Бадр» (пр-во США)  и замены этих кораблей на более современные.

Так, благодаря устойчивому военно-техническому сотрудничеству с США официальный Эр-Рияд заключил контракт на поставку 4 корветов проекта MMSC, которые разработаны американскими специалистами на основе кораблей ближней морской зоны типа «Свобода».

По данным китайских источников, саудовские военные не особо были заинтересованы в приобретении данных кораблей, поскольку при высочайшей стоимости данные корветы обладают крайне скромными боевыми возможностями, т.к. оснащены артиллерийским орудием калибра 57 мм, одной поворотной пусковой установкой для зенитных управляемых ракет RIM-162 и 16 вертикальными пусковыми установками для ЗУР средней дальности. Борьбу с надводными целями позволяют вести 8 дозвуковых ПКР типа «Гарпун».

С учетом стоимости 1,5 млрд долл. США за один корабль это крайне слабый в боевом отношении корабль.

Как известно, суммарная стоимость контракта на 4 корвета, боеприпасы, сменно-запасные части и подготовку экипажей составила 11,25 млрд долл. США. Очевидно, что приобретение кораблей у ОПК США является больше политическим решением, чем выверенным шагом официального Эр-Рияда по поддержанию и повышению боевой готовности национальных ВМС. Особое внимание следует обратить на сроки передачи кораблей ВМС КСА – с 2025 по 2028 гг.

По данным китайских источников, вторая часть плана модернизации ВМС КСА предусматривала покупку 5 надводных кораблей водоизмещением до 2500 тонн. С учетом негативного опыта боевого применения фрегатов французского производства саудовские военные моряки сделали выбор в пользу продукции предприятий кораблестроительного кластера оборонно-промышленного комплекса Испании, а именно корвета проекта Avante 2200 от компании Navantia.

Соответствующий контракт стоимостью 2,1 млрд долл. США между ВМС КСА и испанскими кораблестроителями был подписан во второй половине 2018 г.  Помимо кораблей испанская сторона будет проводить обучение экипажей кораблей на специальных тренажерах, а также обеспечит обслуживание и ремонт корветов на протяжении пяти лет с момента передачи заказчику.

В отношении корветов проекта Avante 2200 известно, что при длине 104 м, ширине 14 м, и осадке 3,8 м полное водоизмещение составляет 2470 тонн. Экипаж состоит из 60 военнослужащих, а также предусмотрено размещение группы специального назначения численностью до 32 человек, для действий которых корабль комплектуют двумя скоростными лодками жестко-надувного типа. Вертолетная палуба обеспечивает возможность взлета и посадки вертолетов массой до 10 тонн.

Вооружение корабля представлено артиллерийской установкой «Ото Мелара» калибра 76 мм, двумя счетверенными пусковыми установками дозвуковых противокорабельных ракет «Гарпун», а борьбу с подводными лодками позволяют вести торпеды калибра 324 мм, для пуска которых установлено два трехтрубных торпедных аппарата.

Для отражения массированного авиационного налета в распоряжении экипажа находится комплекс вооружения ПВО, который состоит из 16 вертикальных пусковых установок модели Мк.41, которые позволяют разместить до 64 зенитных управляемых ракет RIM-162A Evolved Sea Sparrow, а рубеж самообороны корабля обеспечит зенитная пушка GDM-008 калибра 35 мм от компании Oerlikon. Кроме того, корветы оснастят автоматическими пушками калибра 20 мм  в телеуправляемых модулях

Наблюдение за воздушной и надводной обстановкой обеспечивает РЛС TRS-3D/32 (работает в G и I диапазонах), а поиск подводных целей обеспечивает гидроакустическая станция переменной глубины. Данные, поступающие от этих компонентов, обрабатывает боевая информационно-управляющая система (БИУС) от французской компании Thales.

В перспективе ВМС КСА рассчитывают разработать собственную БИУС под обозначением HAZEM. В целом, по боевым возможностям Avante 2200 сопоставимы с французскими Gowind 2500 и израильскими «Саар-6».

В отношении силовой установки корветов проекта Avante 2200 известно, что четыре дизельных двигателя 12V1163-TB93 от немецкой компании  MTU передают крутящий момент на две валолинии и благодаря двум винтам обеспечивают максимальную скорость 24 узла, а на экономической скорости 18 узлов дальность плавания составляет 3500 миль.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают, что испанские кораблестроители достаточно оперативно выполняют заказ саудовских военных. Темпы строительства кораблей отражены в таблице ниже.

Таблица.

Бортовой номер корабля Наименование Срок закладки корпуса Дата спуска на воду
828 Al-Jubail 01.2019 24.07.2020
830 Al-Diriyah 09.2019 16.11.2020
832 Al-Hal 08.2020 29.03.2021
834 Jazan 12.2020 24.07.2021
836 Unayzah Нет данных Нет данных

 

Анализ приведенных данных показывает, что испанские кораблестроители выполняют заказ саудовских военных в установленные сроки даже в условиях пандемии коронавируса.

В дополнение отметим, что в настоящее время на мировом рынке надводных кораблей водоизмещением до 3000 тонн конкуренцию корветам проекта Avante 2200 составляют только французские Gowind 2500. Средняя стоимость корабля испанской постройки составляет около 400 млн долл. США, тогда как продукт французских кораблестроителей доступен по 250 млн долл. США, однако необходимо учитывать, что ОПК Пятой Республики поставляют иностранным покупателям корабли без боеприпасов и обязательств по дальнейшему обслуживанию, что и обуславливает такую привлекательную первоначальную стоимость.