- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Марокко и Израиль отмечают первую годовщину официальной нормализации отношений. Часть 1

22 декабря 2021 года исполняется ровно год с того момента, как в марокканской столице, Рабате, властями Марокко, США и Израиля была подписана Совместная декларация, представляющая собой, по мнению многих наблюдателей и политических комментаторов в североафриканском королевстве, исторический документ, призванный сыграть важную роль не только в деле развития отношений между этими тремя странами, но также для формирования новой политико-экономической конфигурации и соотношения сил в регионе.

Напомним, подпись под документом тем памятным декабрьским вечером поставили премьер-министр Марокко и на тот момент генеральный секретарь умеренной исламистской Партии справедливости и развития (ПСР) Саад ад-Дин аль-Османи, старший советник и зять тогдашнего президента США Дональда Трампа Джаред Кушнер и глава Совета национальной безопасности Израиля Меир Бен-Шаббат. Особую значимость событию придало то, что оно прошло в присутствии короля Марокко Мухаммеда VI.

Декларация, подписанная в торжественной обстановке, содержала два принципиальных момента. Первый: США признавали суверенитет Марокко над всей территорией Западной Сахары и подтверждали свою поддержку «серьезному, заслуживающему доверия и реалистичному предложению Марокко о предоставлении сахарскому региону автономии как единственной основе для справедливого и прочного урегулирования спора на территории Западной Сахары».

Второй важный пункт заключался в том, что Марокко подтвердило готовность немедленно установить дипломатические, мирные и дружественные отношения с Израилем, а также возобновить полные официальные контакты с еврейским государством.

В тот же день Марокко и Израиль подписали четыре документа. Это – соглашение об освобождении от визовых формальностей для владельцев дипломатических и служебных паспортов, меморандум о взаимопонимании в области гражданской авиации, меморандум о взаимопонимании по инновациям и развитию водных ресурсов и меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области финансов и инвестиций. Также стороны договорились вновь открыть дипломатические представительства (бюро по связям) в Рабате и Тель-Авиве, установить прямое авиасообщение между Марокко и Израилем, «содействовать динамичному, инновационному двустороннему экономическому сотрудничеству».

Кроме того, Марокко и Израиль заявили о стремлении сотрудничать в сфере торговли, финансов и инвестиций, инноваций и технологий, гражданской авиации, визовых и консульских услуг, туризма, водных ресурсов, сельского хозяйства и продовольственной безопасности, энергетики и телекоммуникаций и ряде других областей. Таким образом, всему миру объявлялось, что речь идет о взятии твердого курса на строительство полноценных и многоформатных отношений на взаимовыгодной основе.

 

Подписанию Совместной декларации трех стран предшествовала публикация 10 декабря 2020 года теперь уже бывшим президентом США Дональдом Трампом в социальной сети «Твиттер» сообщения следующего содержания: «Очередной исторический прорыв. Наши большие друзья – Израиль и Марокко – договорились о полноценных дипломатических отношениях. Огромное достижение для мира на Ближнем Востоке». В тот же день Трамп подписал декларацию о признании суверенитета Марокко над Западной Сахарой.

Как позднее признавались марокканские дипломаты, интенсивная подготовка к нормализации отношений и подписанию документов шла с середины 2018 года в закрытом для широкой общественности режиме. Важная часть торга на тайных переговорах шла вокруг согласования условий, которые должны были устроить официальный Рабат. В итоге, пойдя на нормализацию отношений с Израилем, королевство получило довольно большой куш – признание суверенитета Марокко над Западной Сахарой со стороны США, сверхдержавы и постоянного члена Совета Безопасности ООН. Вашингтон также пообещал открыть в ближайшем будущем консульство в Дахле (втором по величине городе в Западной Сахаре) для поощрения экономических и деловых возможностей в регионе. Произошло то, что не скрывавший ликования марокканский министр иностранных дел Насер Бурита назвал «историческим решением Вашингтона» и «огромным дипломатическим прорывом для Марокко».

Стоит отметить, что момент оглашения нормализации был выбран довольно удачно. Королевство Марокко, которое, действуй оно в одиночку, могло бы понести репутационный ущерб, оказалось в этот период не единственной арабской страной, решившей нормализовать отношения с Израилем. В последнем квартале 2020 года на этот же шаг в рамках так называемых «Авраамовых соглашений» пошли Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Бахрейн и Судан.

И все же острых вопросов марокканским властям избежать не удалось. И главный из них звучал так: не пожертвовал ли Рабат палестинским делом ради решения своего национального (то есть западносахарского) вопроса? Особенно в свете того, что марокканский король Мухаммед VI является председателем Комитета по Иерусалиму при Организации исламского сотрудничества.

В марокканских правящих кругах, разумеется, были готовы к такому вопросу, в котором угадывались нотки упрёка. Не желая упускать инициативу в информационном пространстве, Рабат сразу озвучил основные тезисы своей позиции. И сделал это король Мухаммед VI в ходе состоявшегося в декабре 2020 года телефонного разговора с главой ПНА Махмудом Аббасом. Так, монарх заверил, что «Марокко всегда ставит палестинский вопрос на один уровень с вопросом о марокканской Сахаре». «Действия королевства по закреплению марокканской принадлежности Сахары никогда – ни сегодня, ни в дальнейшем – не будут осуществляться в ущерб борьбе палестинского народа за свои законные права», – заверил Мухаммед VI. По словам монарха, «король Марокко пользуется особым статусом, поскольку у него сложились особые отношения с еврейской общиной марокканского происхождения, включая сотни тысяч марокканских евреев, проживающих в Израиле».

Марокканские власти обещали воспользоваться имеющимися договоренностями и контактами для содействия миру в регионе, заверив, что «это никоим образом не повлияет на постоянную и неизменную приверженность защите справедливого дела палестинцев». «Марокко, которое ставит палестинское дело во главу своих интересов, никогда не откажется от своей роли в защите законных прав палестинского народа. Король, правительство и народ Марокко останутся, как это было всегда, вместе с нашими палестинскими братьями и продолжат выполнение своего конструктивного обязательства по достижению справедливого и прочного мира в регионе Ближнего Востока», – пообещал Мухаммед VI.

Король также подчеркнул, что королевство поддерживает инициативу о сосуществовании двух государств (палестинского и израильского), будет и впредь выступать за переговоры между палестинской и израильской сторонами, которые являются «единственным способом для достижения окончательного, прочного и всеобъемлющего урегулирования ближневосточного конфликта».

Вскоре после этого Мухаммед VI провел телефонный разговор с тогдашним премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Монарх, упомянув о «сильных и особых связях между еврейской общиной из Марокко и марокканской монархией», в то же время подтвердил «последовательную, постоянную и неизменную позицию Марокко по палестинскому вопросу, а также ведущую роль королевства в содействии миру и стабильности на Ближнем Востоке».

В течение всего 2021 года ключевые тезисы марокканской позиции по ближневосточному вопросу воспроизводились на различных площадках, прежде всего, главой МИД Н.Буритой и премьер-министром С.аль-Османи.

Из арабских стран наиболее острая критика на нормализацию отношений Марокко с Израилем регулярно звучала в Алжире, что вполне закономерно, учитывая его многолетнее соперничество с королевством, периодически переходящее в крайне острую фазу. Для властей АНДР формирующийся альянс Марокко с Израилем представляется не иначе как «предательством палестинского народа и всего арабо-мусульманского мира». При этом Алжир не сомневается в том, что целью быстро набирающего обороты мароккано-израильского союза является «осуществление неоколониалистских проектов в арабском регионе».

Вместе с тем, тяжеловес арабского мира Египет отреагировал в положительном ключе. Так, президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси считает, что соглашение Марокко и Израиля о нормализации отношений под эгидой США «поспособствует большей стабильности и развитию регионального сотрудничества на Ближнем Востоке». Позитивный отклик прозвучал и в руководстве ОАЭ, несколькими месяцами ранее также подписавших соглашение о нормализации отношений с Израилем.

Как  представляется, Марокко продолжит развивать отношения с Израилем, одновременно декларируя поддержку устремлениям палестинцев создать свое государство и критикуя неправомерные, с точки зрения Рабата, действия силовых структур еврейского государства на оккупированных палестинских территориях и в Иерусалиме.

 

Активная часть марокканского общества в целом положительно отнеслась к нормализации отношений с Израилем, воспринимаемым в качестве сильной в экономическом и военно-техническом плане региональной державы, сотрудничество с которой сулит королевству реальные выгоды. Противники сближения из числа марокканских исламистов и активистов левых сил оказались в меньшинстве, хотя и пытались провести уличные акции в Рабате и ряде других городов с целью выразить публичный протест.

В марокканском сегменте интернета, в частности, социальных сетях, в течение всего года множились сообщества и группы интересов пользователей, восхваляющих традиции еврейской общины Марокко и распространяющих хвалебные тезисы о необходимости углублять всестороннее сотрудничество с Израилем, которое, по их мнению, позволит королевству укрепить армию, модернизировать экономику и усилить позиции на региональной арене. Вдруг за весьма короткий период выяснилось, что в Марокко живет большое число ярых поклонников Израиля, твердо уверенных в том, что еврейское государство должно стать ближайшим партнером и союзником королевства на долгосрочную перспективу, даже если это вызовет негативную реакцию арабских стран.

Подобные настроения говорят о том, что в ближайшее время вероятно появление разнообразных организаций общественной дипломатии, отраслевых ассоциаций и иных структур, объединяющих людей, стремящихся думать и действовать в интересах развития сотрудничества между Марокко и Израилем. Собственно, этот процесс уже начался, и при поддержке властей станет со временем еще более активным.

Так, в начале декабря 2021 года компетентные органы королевства дали разрешение на создание Группа дружбы «Марокко-Израиль» в крупнейшем городе страны – Касабланке. Ее председателем стал 93-летний Габриэль Банон, известный предприниматель, бывший советник первого председателя Палестинской национальной администрации Ясира Арафата. В избранный административный совет Группы вошли такие известные люди, как профессор права, адвокат и политический аналитик Мустафа Сехими (он стал генеральным секретарем Группы дружбы), глава Высшей школы менеджмента и председатель Марокканской федерации частного высшего образования Жак Кнафо (ставший вице-президентом Группы дружбы), известный предприниматель Жан-Люк Мартине (стал казначеем Группы дружбы), главный редактор популярного издания «Марок дипломатик» Суад Меккауи, бывший министр экономики и финансов правительства Марокко, экс-посол во Франции Мухаммед Беррада, крупный медиа-менеджер Надия Салах и ряд других.

Новая структура намерена способствовать «продвижению и развитию связей между Марокко и Израилем и работать в соответствии с исторической декларацией от 22 декабря 2020 года, подписанной между высокопоставленной американо-израильской делегацией и Марокко, которая ознаменовала начало новой эры в отношениях между Королевством Марокко и Государством Израиль». Группа дружбы призвана стать «средой для диалога и обменов, направленных на развитие культурных, экономических и социальных отношений между двумя странами и двумя народами». Другая ее цель – «поощрение системы универсальных ценностей, которые могут поддержать принципы справедливого и прочного мира между палестинцами и израильтянами на Ближнем Востоке».

Группа планирует работать в интересах сотрудничества между Марокко и Израилем в области культуры, науки, образования, исследований, искусства и израильско-марокканских благотворительных организаций. Кроме того, она собирается осуществлять обмен опытом и информацией культурного и научного характера путем организации встреч, семинаров и конференций в Марокко и за рубежом.