- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемах оснащения ВВС Турции современными самолетами

Стремление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана приобрести российские истребители для шантажа американского союзника, по-видимому, было отложено после того, как конфиденциальное внутреннее исследование предупредило, что переход от систем НАТО грозит  Турции серьезными финансовыми издержками. Основной вывод исследования о возможных последствиях покупки российских самолетов был непреднамеренно раскрыт во время телевизионного интервью с Исмаилом Демиром, главой Управления оборонной промышленности (Савунма санайи басканлиги, SSB), ведущего агентства Турции по оборонным закупкам. «Мы проанализировали эту тему  сверху донизу. Когда это происходит, вы входите в совершенно иную систему … и система, к которой привыкла Турция, принадлежит НАТО. Когда вы переключаетесь на другую систему, это имеет [негативные] побочные эффекты и затраты. … На данном этапе есть возможность сохранить некоторую дистанцию по этому вопросу», — сказал Демир во время прямого интервью 17 декабря. Он также намекнул, что ВВС Турции (TAF) выступают против покупки российских боевых самолетов, что неудивительно, учитывая тот факт, что все ВВС почти полностью зависят от самолетов американского производства, особенно F-16, и что все учебные системы были построены вокруг эксплуатации этого парка в течение десятилетий.  Признание Демира фактически  разоблачило блеф президента Эрдогана с США и его заигрывания с Россией в покупке истребителей. Эрдоган начал публично взбрасывать идею покупки российского самолета после того, как 27 августа 2019 года посетил Международный авиационно-космический салон МАКС-2019 в подмосковном Жуковском. В сопровождении президента России Владимира Путина он осмотрел самолет СУ-57. В сентябре 2021 года Эрдоган объявил, что его правительство рассматривает возможность расширения военно-технического сотрудничества с Россией, в том числе в области истребителей и подводных лодок. Его комментарии были сделаны на следующий день после встречи с В.Путиным в Сочи. Общественное обсуждение российского варианта еще более активизировалось после того, как Турция была исключена из программы совместных ударных истребителей F-35 из-за покупки российского ЗРК С-400, несмотря на неоднократные предупреждения со стороны США. Хотя турецкие официальные лица обсуждали идею покупки российских самолетов в течение двух лет, они в частном порядке ясно давали понять, что у российского варианта практически нет шансов. В ходе внутреннего межведомственного обсуждения уже был сделан вывод о том, что переход на боевые самолеты российского производства будет слишком тяжелым для Турции.  Учитывая тот факт, что собственная программа Турции, Национальная боевая авиация (Milli Muharip Uçak, MMU), все еще находится на ранней стадии, Турция вынуждена обратиться к США, чтобы сохранить свои ВВС в реальном боевом потенциале. В октябре Турция запросила 40 истребителей Lockheed Martin F-16 и почти 80 комплектов модернизации для своих существующих военных самолетов. При этом, как полагают некоторые турецкие аналитики,  похоже, Турция передумала размещать С-400, которые она купила у России после того, как США ввели санкции против SSB и четырех его должностных лиц. Турецкие военные провели испытания ракет, но еще не ввели их в действие. Министр национальной обороны Хулуси Акар был уклончив на эту тему  во время слушаний по бюджету в парламенте 16 ноября, отклоняя вопросы законодателей о том, что случилось с российскими ракетами. Он сослался на отсутствие какого-либо воздушного нападения на Турцию и военную тайну при раскрытии любой информации о том, что на самом деле произошло с С-400. «Каждый должен знать, что они будут использоваться всегда и везде, где они необходимы», — сказал Акар законодателям.

Одновременно стало известно, что  ВВС Турции намерены тренироваться на катарских самолетах французского производства Dassault Rafale для отработки противодействия греческим военным, которые расширили возможности своих ВВС за счет недавно приобретенных истребителей Rafale у своего союзника Франции.  В январе 2021 года Греция приобрела 18 самолетов Rafale, 12 из которых подержанные, за 2,5 млрд евро, а в сентябре 2021 года добавила еще 6 к заказу, доведя общее количество до 24 самолетов. Турция обеспокоена тем, что она может оказаться на грани потери своего воздушного сдерживания против Греции, особенно после того, как США исключили Анкару из программы совместных истребителей F-35. Согласно документам парламентского комитета Турции, одной из причин стремления Турции заключить соглашение о военной подготовке с Катаром была необходимость ознакомления офицерского состава  ВВС с возможностями истребителя Rafale в ответ на предполагаемую угрозу, исходящую от ВВС Греции в Эгейском и Средиземном морях. Военное соглашение, подписанное начальниками штабов обеих стран в марте 2021 года, позволяет временно разместить в Турции до 36 катарских военных самолетов и до 250 военнослужащих. В турецко-катарском соглашении говорится, что в случае запроса со стороны Турции катарские самолеты смогут перевозить турецкие боеприпасы, персонал и гуманитарную помощь внутри и за пределами Турции, демонстрируя, что соглашение не ограничивается обучением. При этом в самолете может находится только один турецкий летчик. Соглашение будет оставаться в силе в течение пяти лет и будет автоматически продлеваться на последующие периоды по одному году, если только одна из сторон не уведомит другую о своем намерении выйти.

«Мы можем сказать, что одной из причин соглашения между Турцией и Катаром является возможность Катара разместит эти самолеты Rafale, которые он купил у Франции, в Турции. Греция заняла позицию, чтобы бросить нам вызов как в Восточном Средиземноморье, так и на наших границах, купив самолеты Rafale у Франции», — пояснил депутат парламента Гюлюстан Килич Кочигит, комментируя статьи соглашения во время обсуждений в Комитете по иностранным делам 30 ноября 2021 года. Ахмет Юнал Чевикез, депутат от главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) и бывший посол, приветствовал соглашение, назвав его разумным шагом турецких военных.  «Наши арсеналы ВВС [истребителей] отличаются друг от друга. Конечно, никто не знает об этом лучше, чем Министерство обороны. Вот почему я чувствую большой интеллект, проявленный нашими офицерами. Поэтому мы не будем привозить французские самолеты, используемые Катаром, на нашу территорию и обучать их пилотов, а скорее будем проходить обучение. Умному уму, стоящему за этим, следует аплодировать. Я действительно рад этому», — прокомментировал Чевикез. Он сказал, что очевидно, что соглашение позволит турецким ВВС развивать боевые возможности против самолетов французского производства в Греции в случае конфликта в будущем.

В настоящее время Турция ведет пока безуспешные переговоры с США о покупке 40 самолетов Lockheed Martin F-16 и почти 80 комплектов модернизации для обновления своего парка F-16. ВВС Катара в настоящее время располагают парком самолетов французского производства Mirage 2000 и Rafale, а также заказали 36 самолетов F-15 из США. Катар также подписал аналогичное соглашение об обучении пилотов с Италией в ноябре 2020 года, выразив намерение приобрести реактивные учебные самолет Leonardo T-346, широко используемые итальянскими ВВС. Турция с 2017 года имеет военную базу с примерно 3000 военнослужащих в Катаре, возглавляемую Объединенным командованием объединенных сил Катар-Турция, созданным в 2015 году. Кроме того, Турция и Катар подписали протокол о безопасности для развертывания подразделений турецкой полиции во время чемпионата мира по футболу, который состоится в ноябре-декабре 2022 года.  При этом пока до конца неясно, как эта тренировка турецких летчиков будет происходить и каковы условия по этому поводу в тексте  соглашения о продаже между Катаром и Францией, касающиеся развертывания самолетов Rafale в третьих странах и подготовки пилотов из этих стран. Вполне возможно, что Катару может понадобиться одобрение Франции. В аналогичном случае в 2017 году США отклонили предложение Турции использовать пакистанских пилотов для обучения турецких пилотов на истребителях F-16 после правительственной чистки и увольнения 680 из 1350 пилотов в ВВС Турции, в результате которой в стране возникла огромная нехватка боевых пилотов. Хотя Турция и Франция являются союзниками по НАТО, в последние годы две страны разошлись во мнениях по ряду внешнеполитических вопросов. Президент Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно обрушивался с критикой на президента Франции Эммануэля Макрона и даже прямо  оскорблял его. В октябре 2020 года он публично заявил, что Макрону требуется психическое лечение, а два месяца спустя он сказал Макрону уступить портовый город Марсель армянам, если Франция так сильно любят армян. 21 декабря 2020 года советник Эрдогана Саадет Оруч обвинил президента Франции в педофилии и предположил, что обезглавливание учителя французского языка было организовано французскими властями для преследования мусульман, потому что мусульмане стали силой, с которой нужно считаться, и они скоро «настигнут» христиан в Европе. В этой связи есть все основания полагать, что Париж в данном случае займет бескомпромиссную позицию, особенно с учетом того, что в споре между Анкарой и Афинами французы явно на стороне последней.