- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О начале новой попытки нормализации отношений между Турцией и Арменией

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил на прошлой неделе, что Турция и Армения взаимно назначат специальных посланников для обсуждения шагов по нормализации отношений, и добавил, что они также возобновят чартерные рейсы между Стамбулом и Ереваном. Выступая на переговорах по бюджету своего министерства в парламенте, Чавушоглу добавил, что Турция будет координировать с Азербайджаном шаги по нормализации отношений с Арменией. Во время нагорно-карабахского конфликта в прошлом году Анкара поддержала Азербайджан и обвинила Ереван в оккупации азербайджанских территорий. До войны Азербайджан блокировал любые попытки Турции открыть границу с Арменией, заявляя, что Ереван должен сначала уйти с оккупированных территорий. Однако в прошлом году президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что их позиция по этому вопросу изменилась. Ранее в этом году президент США Джо Байден объявил массовые убийства армян османскими войсками во время  Первой мировой войны геноцидом, что, вероятно, обострит и без того напряженные отношения между Вашингтоном и Анкарой. В то время турецкие официальные лица дали понять, что этот шаг также нанесет ущерб усилиям по примирению с Арменией. «Мы хотели бы нормализовать отношения с Арменией. Если мы увидим положительную динамику, мы могли бы открыть границы. Если американцы в таких обстоятельствах назовут события 1915 года геноцидом, это может саботировать весь процесс на Кавказе», — заявил тогда анонимный высокопоставленный турецкий чиновник.  Армения и Турция подписали историческое мирное соглашение в 2009 году, чтобы восстановить связи и открыть свою общую границу спустя десятилетия, но сделка так и не была ратифицирована, и отношения оставались напряженными. Соглашение так и не было приведено в исполнение из-за давления Азербайджана и решения Конституционного суда Армении в 2010 году, которое юридически требовало признания Турцией геноцида в качестве основного условия для нормализации. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в последние несколько лет посылал соболезнования армянам, однако турецкое правительство утверждает, что турки также были убиты армянами во время войны. Президент Турции в течение многих лет призывал к созданию совместного с Арменией исторического комитета для установления фактов по этому вопросу. Более 30 стран, включая Германию, Францию, Италию, Болгарию, Россию, Грецию и Нидерланды, признают убийства армян геноцидом, наряду с Католической церковью и Европейским советом. Историки утверждают, что, по оценкам, 1,5 млн армян были убиты на территории, контролируемой Османской Империей, в результате систематических депортаций, голода и убийств. В то время как Турция признает, что во время конфликта погибло много армян, турецкое правительство отрицает, что убийства были частью массовых систематизированных убийств. На этом фоне все забыли, что отношения между Турцией и Арменией поначалу не были враждебными. Когда Армения провозгласила свою независимость в 1991 году, Турция была первой страной, признавшей новое государство. Анкара тогда даже попыталась помочь своему новому соседу, предоставив гуманитарную помощь и столь необходимую пшеницу. Но дипломатические отношения так и не были установлены должным образом, и процесс застопорился после того, как Армения в 1993 году аннексировала Нагорный Карабах, номинальную азербайджанскую территорию. Во второй раз обе страны были очень близки к достижению соглашения о примирении в 2009 году, которое даже включало пункт о создании комиссии по истории для обсуждения вопроса о том, были ли массовые убийства геноцидом. Но решительный протест Баку по поводу продолжающегося армянского присутствия в Нагорном Карабахе и его угроза прекратить важнейшие энергетические сделки с Анкарой помешали дальнейшему прогрессу. По оценкам турецких аналитиков, после  трех десятилетий теперь есть реальный шанс, что стороны, наконец, придут к решению, откроют границы, а также торговые и дипломатические миссии. Неожиданно Анкара и Ереван решили двигаться вперед в рамках нормализации отношений  после захвата Азербайджаном больших территорий Нагорного Карабаха в прошлом году, что было сделано при существенной помощи Турции. «Мы были весьма удивлены тем, что премьер-министр Армении Никола Пашинян победил на выборах в июне с более чем 50-процентной поддержкой после войны, которую он проиграл Азербайджану. Его избрание побудило нас поговорить с правительством Армении о нормализации, потому что теперь у него сильный мандат, и его популярность указывает на то, что армянский народ также хочет перемен», — сказал турецкий чиновник, выступая на условиях анонимности.  Отметим, что в этих ожиданиях они были не одиноки: ряд российских политологов также был в этом уверенны, совершенно игнорируя тот факт, что приход к власти Пашиняна, помимо усталости населения от массированной коррупции, был вызван, в том числе, и возросшим резким неприятием элиты и жителей «исторической» Армении результатами некомпетентного управления и кумовства представителями верхушки именно карабахских кланов. Вообще, это водораздел между условно «равнинными» и «горными» (НКР, Ахалкалаки) армянами в российской политологии как-то упускается, а зря.  Пашинян неоднократно признавал свою заинтересованность в открытии границы с Турцией и начале процесса нормализации. Летом Анкара попыталась сделать некоторые примирительные жесты в адрес Еревана, но не смогла добиться успеха из-за «некоторых неожиданных» событий, как заявили турецкие официальные лица. После консультаций с правительством Азербайджана осенью президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган начал публично призывать к созданию платформы «три плюс три», состоящей из Турции, Азербайджана, России, Грузии, Ирана и Армении, для полного регионального примирения. Тем временем Анкара начала устанавливать прямую связь с Ереваном.  Теперь, когда нагорно-карабахский вопрос в значительной степени был решен для Азербайджана путем его военного завоевания, турецкие официальные лица уверены, что положительная динамика в нормализации отношений  более чем вероятна. Турецкие официальные лица говорят, что самая большая разница с предыдущими аналогичными попытками  заключается в том, что обе стороны сегодня не пытаются достичь полного примирения, как это было в 2009 году. «На этот раз мы сосредоточены только на адресных шагах по нормализации. И мы планируем делать это постепенно, поэтапно, на основе взаимного доверия и прогресса. Спор о том, как назвать убийство армянских граждан в 1915 году, или другие вопросы не входят в нашу повестку дня», — заявил турецкий чиновник. Интересный нюанс, его возможно могут игнорировать в рамках этого процесса в Анкаре, но Пашиняну это будет сделать очень сложно, несмотря на весь нынешний мандат доверия. Это примерно  то же самое, что если бы Москва и Токио вели диалог о нормализации отношений без упоминания темы Курильских островов. При этом одним из спорных моментов между Турцией и Арменией всегда были претензии последней на турецкую территорию. Турецкие официальные лица считают, что положения декларации независимости Армении и конституции о «Западной Армении» на турецких землях поддаются толкованию и не представляют реальной угрозы. «Возвращение к процессу «нормализации» между Турцией и Арменией начнется с более скромного и практического набора целей: установление дипломатических отношений и открытие закрытой границы. Более того, нормализация представляет собой первый шаг и не предлагает и не стремится к примирению или сближению», — говорит Ричард Киракосян, директор Центра региональных исследований, независимого аналитического центра в Ереване. Собственно первые шаги на этом направлении уже сделаны, если иметь в виду  назначение посланников и начала чартерные рейсы между двумя странами в начале этого месяца. Турецкие официальные лица считают, что нормализация отношений между Турцией и Арменией послужит более широкой безопасности и стабильности в регионе. «И наверняка, как только границы будут открыты и начнется торговля, это будет хорошо для жителей обеих стран, особенно приграничных городов. Мы считаем, что Иран и Грузия также выиграют от этого», — обозначил эту позицию  турецкий чиновник, знакомый с ходом консультаций.  То есть, для сторон в нормализации пока больше «плюсов», чем «минусов», и в Анкаре убеждены, что Россия, у которой есть существенные коммерческие и политические интересы в Ереване, не будет препятствовать этому процессу. «Возвращение к дипломатическим отношениям между Турцией и Арменией является редким успехом во внешней политике Турции и позитивным событием после нескольких месяцев политической нестабильности и экономического кризиса в Турции. Более того, это возвращение к нормализации отношений с Арменией также является компонентом более амбициозных турецких усилий по сближению с Израилем, ОАЭ и другими странами», — считает Киракосян.

На этом пути много «подводных камней» и один из них позиция по этому вопросу армянских диаспор за рубежом.  По крайней мере, в Анкаре этот фактор рассматривают серьезно. Там полагают, что армянская диаспора в Соединенных Штатах и Франции может подорвать нормализацию, проведя публичную кампанию в Армении с помощью ультранационалистических партий, таких как Армянская революционная федерация, которая исторически известна как Дашнакцутюн, используя свой политический капитал.   «Мы попросили наших западных друзей, в том числе американцев, помочь нам предотвратить возможные провокации со стороны диаспоры», — дал утечку в СМИ анонимный турецкий дипломат. Армянские эксперты в своей массе этой точки зрения не разделяют. Тот же Киракосян уверен, что правительство Армении стало гораздо более уверенным в себе после своего переизбрания в июне: «Диаспора более маргинальна и гораздо менее важна для правительства премьер-министра Никола Пашиняна. Таким образом, хотя ожидается, что диаспора будет выступать против этого процесса, ее роль в качестве эффективного спойлера или способности саботировать процесс намного меньше, чем раньше».

Еще одна возможная проблема – возможные вооруженные провокации на линии соприкосновения в НКР или даже армяно-азербайджанской границы, как это было в прошлом месяце.  «Мы не можем сказать, что любые возможные вооруженные столкновения между обеими сторонами не повлияют на наши дипломатические переговоры. Однако наш трек отделен и имеет свой собственный курс», — дали понять источники в турецком МИД.  Там хотят, чтобы Армения соблюдала соглашение, подписанное обеими сторонами в прошлом году при посредничестве России, которое требует создания сухопутного коридора между Азербайджаном и Нахичеванью, азербайджанским эксклавом, через территорию Армении. Анкара также считает, что коридор имеет коммерческое значение для Турции, чтобы открыть рынки центральноазиатских и тюркских республик в Азии.

Третий момент, который может повлиять на положительную динамику нормализации отношений – позиция Баку.   «Хотя нормализация является двусторонним процессом между Турцией и Арменией, наиболее значительное препятствие в этом плане исходит от Азербайджана. И существует мало подлинной уверенности в том, что нынешняя разрешительная позиция Азербайджана сохранится. И, учитывая результаты консультаций за последние много месяцев, перспективы безопасности и стабильности в этом регионе, находящемся под угрозой, в лучшем случае остаются неопределенными и непредсказуемыми». Но одно из преимуществ, которое стороны имеют на этот раз, — это опыт переговоров 2009 года. И турецкие официальные лица надеются, что, хотя и медленно, на этот раз они добьются успеха.