- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О политике США в отношении Ливана на фоне энергетического кризиса в стране

В последнем квартале 2021 года Египет заключил сделку с Ливаном об экспорте природного газа в страну в первом квартале 2022 года. Впервые соглашение было обнародовано через старшего советника Госдепартамента США по глобальной энергетической безопасности Амоса Хохштейна. Его заявление было четким указанием на то, что план, по сути, был американской конструкцией, разработанной для «разрешения конфликта», чтобы помочь уменьшить влияние экономического свободного падения Ливана. Помимо того, что Ливан находится под контролем разновекторных ополчений, а продолжительные региональные войны  сдерживают его экономический рост, последний по времени виток кризиса в этой стране сейчас выражается, прежде всего,  на перманентных отключениях электроэнергии. При этом государственная электрическая компания Electricite du Liban вынуждена даже была прибегнуть к полному отключению электросети страны после того, как у двух ее основных электростанций закончилось топливо. На сегодня вся страна в принципе живет и работает на частных генераторах. При этом отметим, что средний чек простой ливанской семьи в месяц на обслуживание генератора составляет примерно 250 долларов США, что является непомерным бременем.  Поскольку ливанская валюта потеряла  более 90 % своей стоимости за два года на черном рынке, покупательная способность ливанцев резко падает, а минимальная месячная заработная плата составляет сейчас  675 000 фунтов, что  составляет всего 27 долларов. По данным Организации Объединенных Наций, четверо из пяти ливанцев в настоящее время считаются бедными. По оценкам Всемирного банка, Ливану может потребоваться почти два десятилетия, чтобы восстановить свой докризисный ВВП на душу населения.

В то время как Ливан переживает очень сложный энергетический кризис, страна также находится в состоянии ожесточенного соперничества с другими странами, особенно Израилем, за энергетические запасы Восточного Средиземноморья. Попытки урегулировать спор о морской границе между Ливаном и Израилем все еще находятся в подвешенном состоянии.  В 2019 году Ливан не подписал Соглашение о Восточно-Средиземноморском форуме, поскольку он был организован Израилем. Поскольку США являются главным сторонником этого предлагаемого газового проекта с поставками углеводорода из Египта, ключевой вопрос, по оценкам ливанских экспертов, заключается в том, будет ли этот шаг достаточно важным, чтобы повлиять на посреднические усилия США в налаживании реально эффективного диалога между Израилем и Ливаном. Хотя Израиль хочет взаимодействовать с Ливаном по вопросам энергетической политики Восточного Средиземноморья, Бейрут  пока не хочет вступать в клуб арабских стран, нормализовавших свои отношения с Израилем, поскольку  формально он все еще находится с ним в состоянии войны. В мае прошлого года бывший посол на Кипре Майкл Харари заявил, что Израиль пригласил Ливан на форум East Med, но Бейрут отказался. США, похоже, в данном случае готовы помочь Бейруту найти приемлемый выход из этой щекотливой ситуации. Основной причиной такого мягкого дипломатического подхода США к Ливану является его поддержка, оказываемая Египтом и Францией, которые оказывают значительное политическое влияние на Ливан. В конечном счете, помощь США Ливану призвана связать его с рамками, которые выгодны для региона в целом и для Израиля в частности. В конце концов, ливанские энергетические запасы (нефть и газ) способствовали бы росту его регионального потенциала и помогли бы восстановлению Ливана. Для США также жизненно важно поддержать на постоянном высоком градусе «волну нормализации» отношений между Израилем и арабскими государствами в рамках «соглашения Авраама».   В сентябре прошлого года, когда посол США Дороти Ши встречалась с министрами энергетики Ливана, Иордании, Сирии и Египта, она заявила, что у ее страны есть план, в соответствии с которым Вашингтон от имени Бейрута будет содействовать платежам за энергию в Каир, используя средства помощи Всемирного банка, предусмотренные в бюджете для Ливана. Президент Мишель Аун, со своей стороны, обещал, что ливанский кризис с электричеством скоро закончится. С другой стороны, примечательно, что сирийский режим также включен в этот энергетический план (плюс поставки электроэнергии через сирийскую территорию из Иордании), несмотря на американский «Закон Цезаря». В соответствии с проектом, египетский газ будет защищен от этого закона. Сирийские официальные лица до сих пор выражали готовность содействовать осуществлению плана США. Соответственно, египетский природный газ будет поставляться по трубопроводу в Ливан через Иорданию и Сирию, чтобы помочь увеличить производство электроэнергии в соответствии с планом, согласованным правительствами четырех стран для смягчения острого энергетического кризиса. Если этот план осуществится, то  администрация Дж.Байдена получает первый серьезный дипломатический успех в регионе. Подводя итог, можно сказать, что, используя энергетический кризис в качестве инструмента урегулирования конфликта, Вашингтон может получить серьезные посреднические дивиденды от своей посреднической роли между Израилем и Ливаном в энергетическом споре в Восточном Средиземноморье. И, во-вторых, делая исключение  из «Закона Цезаря», администрация Байдена фактически признает режим Башара Асада, что может отражать некое стремление Вашингтона воздействовать на Дамаск через частные региональные экономические соглашения.