- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Министерство экологии и охраны окружающей среды блокирует реализацию соглашения о транзите нефти из ОАЭ через территорию Израиля

Министерство экологии и охраны окружающей среды Израиля заявило на прошлой неделе, что не позволит нефтяным танкерам заходить на курорт Эйлат на Красном море, как планировалось в рамках сделки с партнерами из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) по транспортировке нефти из Персидского залива в Европу через Израиль. «Мы заблокировали вход десятков нефтяных танкеров в Эйлатский залив», — сообщила министр экологии и  охраны окружающей среды Тамар Зандберг в своем заявлении, добавив, что Израиль «не станет мостом загрязнения в эпоху климатического кризиса». Это решение может привести к отмене сделки, одной из крупнейших, которая произошла в результате нормализации отношений между Израилем и ОАЭ в прошлом году. Защитники окружающей среды обратились в Верховный суд Израиля с просьбой заблокировать соглашение. Подписанная между израильской государственной компанией и предприятием с эмиратскими и израильскими владельцами, сделка позволяет транспортировать нефть, выгруженную с танкеров в порту Эйлата на Красном море, через Израиль по существующему трубопроводу к побережью Средиземного моря. Отвечая 21 декабря на ходатайство Верховного суда, правительство премьер-министра Израиля Нафтали Беннета заявило, что оно не будет вмешиваться и вместо этого позволит Министерству экологии и охраны окружающей среды играть свою регулирующую роль, ограничивая деятельность, которая представляет экологические риски. Министр энергетики Израиля ранее выступил против этой сделки, сославшись на экологические риски для хрупких коралловых рифов Эйлата, сообщает Reuters. Израильская государственная компания, участвующая в сделке, Eilat Ashkelon Pipeline Company (EAPC) в свою очередь  заявила, что сделка имеет «значительные геополитические и экономические преимущества для Израиля и его граждан». Она также указала, что привержена защите окружающей среды и продолжит диалог с Министерством экологии охраны окружающей среды по вопросам своей деятельности в области эксплуатации трубопроводов. Другая компания, участвующая в сделке, Med-Red Land Bridge вообще не представила своих комментариев по этому вопросу. В этой связи эксперты отмечают, что заявление израильского министерства фактически прекращает реализацию  этого амбициозного проекта, даже несмотря на попытки заинтересованных сторон оспорить это решение в Верховном суде.

О чем идет речь? Начнем с того, что это проект предусматривал расконсервацию нефтепровода, построенного Израилем и Ираном в 1960-х годах.  Трубопроводная компания Европа — Азия (EAPC), которая владеет 158 — мильным трубопроводом от Средиземного моря до Красного моря — может быть использована для обхода Суэцкого канала и обеспечить более дешевую альтернативу для поставок нефти. «Это открывает множество дверей и возможностей», — считает генеральный директор трубопроводной компании EAPC Ицик Леви. Основным преимуществом нефтепровода будет то, что гигантские супертанкеры, которые составляют основную часть современных перевозчиков нефти и которые не могут пройти через Суэцкий канал, перевозящие нефть, отправленную такими производителями, как Азербайджан и Казахстан, смогут выгружаться в Ашкелоне на средиземноморском побережье Израиля. Оттуда нефть может быть перекачана в Эйлат в заливе Акаба для транспортировки в Китай, Южную Корею или в другие страны Азии. Нефть, перевозимая  в обратном направлении из стран Аравийского полуострова, также сможет проходить в обход Суэцкого канала. Трубопровод EAPC был первоначально зарегистрирован в 1968 году как совместное предприятие 50 на 50 между Ираном и Израилем. До Исламской революции 1979 года — до того, как две страны разорвали отношения, — Израиль и Иран поддерживали прочные, но сдержанные дипломатические отношения. Первоначальная цель трубопровода состояла в том, чтобы предотвратить повторение Суэцкого кризиса 1956 года и обеспечить транзит энергоносителей через Израиль в Европу. EAPC была описана как «самая секретная компания Израиля», которая  не публикует никаких публичных финансовых отчетов. «Все, что касается трубопровода, является секретом, даже направление, в котором течет нефть», — сказал Лихи Голденберг, юрист по охране окружающей среды, в Financial Times в 2016 году.  Однако в 2014 году компания попала в заголовки газет после того, как утечка из трубопровода привела к наихудшей в истории Израиля экологической катастрофе. Продолжительный бойкот Израиля арабскими странами привел к тому, что нефтяные танкеры, подтверждающие свою остановку в израильском порту, столкнулись с трудностями при ведении бизнеса с арабскими странами — это использовалось в качестве одного из оправданий секретности EAPC. Однако, поскольку ОАЭ сейчас отказались от бойкота и, чему, как ожидается, последуют другие страны Персидского залива, некоторые эксперты увидели новые возможности для этого трубопровода. «Если проблемы [с секретностью] значительно снизятся, цена значительно упадет. Тогда это становится экономически целесообразным и даже более целесообразным», — сказал И.Леви. При этом он указал, что, хотя он не мог разглашать имена клиентов EAPC, в их число входили некоторые из крупнейших мировых компаний.