- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О способности Израиля остановить иранскую ядерную программу

25 декабря Иран заявил, что целью военных учений, проведенных на этой неделе в Персидском заливе, было отправить «предупреждение» Израилю. Отметим, что военные учения включали в себя запуск баллистических и крылатых ракет.

По мере того как перспективы возобновления ядерной сделки с Ираном выглядят все призрачнее международные и израильские СМИ обсуждают неспособности Израиля уничтожить иранскую ядерную программу и о якобы полной невозможности военного варианта разрешения ситуации.

Тем временем утром 28 декабря премьер-министр Израиля Нафтали Беннет в комментарии радиостанции «Галей ЦАХАЛ» заявил, что его страна может атаковать Иран, даже  в том случае, если мировые державы договорятся с Тегераном по поводу ядерной сделки. «Израиль не будет лишней стороной в этом соглашении. Еврейское государство сохранит свое право на защиту», – подчеркнул Беннет.

Когда у главы правительства спросили, сможет ли Израиль нанести серьезный ущерб ядерным объектам Ирана, он ответил следующее: «Я предпочитаю придерживаться линии “меньше говори – больше делай”».

Йоси Йегошуа,  ведущий военный обозреватель газеты «Едиот ахронот» в своей публикации анализирует израильскую атаку на склады химического оружия в Сирии две недели назад, которая, если верить сообщениям Washington Post, — является свершившимся фактом, но она ничуть не похожа на атаку ядерных объектов в Иране. «Вместе с тем источник газеты, передавший ей информацию о цели атак в Сирии, явно пытался провести параллель между ними. Этот источник дал понять: Израиль серьезен в своих намерениях действовать против любого неконвенционального оружия, находящегося в руках противника», — пишет эксперт.

По мнению Йегошуа у этой атаки есть два интересных момента: первый касается времени «слива» информации в Washington Post — сразу по завершении визита министра обороны Бени Ганца в США. Второй – «четкий посыл всем заинтересованным сторонам, и прежде всего Ирану и США, что Израиль серьезен в своих намерениях и способен самостоятельно наносить удары по вражеским производствам неконвенционального оружия».

Еще один момент, на который, по мнению автора следует обратить внимание: описание тесного сотрудничества между Израилем и США, особенно важного на фоне разногласий между странами в последнее время (и особенно – в истории с отказом американской армии ускорить поставку в Израиль двух самолетов-заправщиков, без которых атака в Иране практически невозможна). Все это происходит на фоне ранее опубликованных сообщений о том, что Израиль практически потерял два года, не продвигая планы атак на Иран, которые нужно было начать создавать и финансировать в тот же момент, как США вышли из ядерного соглашения.

«Внутриполитический  кризис в Израиле внес свои коррективы в планы правительства по подготовке превентивного удара по иранским объектам. Ряд армейских аналитиков выражают сомнение в том, что эта атака на данный момент вообще возможна», — пишет эксперт.

Другой военный эксперт —  Чак Фрейлих, бывший заместитель советника по национальной безопасности Израиля, в своей публикации в издании «Гаарец» пишет о том, что учитывая свои более скромные возможности, Израиль всегда направлял стратегию национальной безопасности на сочетание сдерживания и ограниченных военных побед, призванных играть на время в надежде на то, что проблема каким-то образом разрешится в будущем. «Эта стратегия оказалась успешной в обычных войнах с арабскими государствами в первые десятилетия и до сих пор подвергается испытанию в повторяющихся раундах асимметричной войны с «Хизбаллой» и ХАМАСом».

Эксперт отмечает, что в сообщениях западных СМИ обычно делается вывод, практически не имеющий аналитического обоснования, что израильская атака приведет к региональному пожару. Это, конечно, возможность, которую планировщики должны принимать во внимание, но это также классический случай, когда худший из возможных сценариев изображается как наиболее вероятный.

«Большинство западных журналистов сегодня не знакомы с военным мышлением и отшатываются от него инстинктивно, не имея опыта, необходимого для анализа последствий применения силы в той или иной ситуации. Это не означает, что военные действия являются предпочтительным вариантом, но подобный анализ должен основываться на знаниях в военной области и глубоком знакомстве с конкретной страной и ситуацией», — пишет автор.

На практике, как пишет Фрейлих, десятилетия опыта общения с Ираном говорят о том, что его ответ, вероятно, будет гораздо более узконаправленным, чем предполагается в этих отчетах. Конечно, Ирану придется отреагировать, но есть все основания полагать, что ответ будет направлен в первую очередь против Израиля через массированную атаку «Хизбаллы».

Именно для этого сценария Иран создал огромный арсенал «Хизбаллы», состоящий из 150 тысяч ракет, многочисленных беспилотников и других современных средств. Израильский тыл столкнется с такими разрушениями, с какими не сталкивался прежде, и Израиль может даже оказаться в войне на несколько фронтов, не только против «Хизбаллы», но и против самого Ирана, а также связанных с Ираном сил в Сирии, Ираке и Йемене, с ХАМАСом и др.

Так же автор предполагает, что Иран может начать ограниченные атаки против американских союзников в регионе (например, саудовцев) и даже против некоторых связанных с США объектов, будь то американские силы в регионе, или американское посольство, или даже McDonald’s – хотя бы для того чтобы не «потерять лицо». Иран тоже должен поддерживать свою самооценку и успокаивать общественное мнение внутри страны.

«Однако есть мало оснований полагать, что ситуация выйдет за рамки этой ограниченной эскалации», — пишет эксперт. В ситуации, когда Иран уже втянут в почти тотальный конфликт с Израилем и когда последний, вероятно, нанесет удар по режиму и другим стратегическим объектам в самом Иране, логика и опыт убедительно показывают, что Иран захочет поставить точку.

Автор считает, что вероятность настоящей военной конфронтации с США маловероятна – это последнее, чего хотел бы Иран. «У Ирана могут быть убийственные, но не самоубийственные планы, и он прекрасно понимает истинный баланс сил».

В заключении эксперт пишет о том, что если и когда наступит момент истины, в случае когда все другие варианты будут исчерпаны, Израиль, скорее всего, окажется один на один с Ираном.

В этот момент у Израиля не останется другого выбора, кроме как нанести удар, и пусть осколки падают, куда попало. Именно к этому ЦАХАЛ готовится сегодня. Как бы ни был плох этот вариант, но позволить Ирану стать ядерной державой будет невыносимо.