- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки в Израиле причин и путей решения проблемы эскалации насилия на почве этнической ненависти. Часть 3

В последнее время участились нападения палестинцев на евреев и агрессия еврейских религиозных поселенцев на палестинцев в Восточном Иерусалиме и на Западном берегу р. Иордан (как минимум 7 случаев за месяц). Помимо серьезных на этом фоне разногласий в политическом руководстве арабского сектора Израиля и трений в правящей коалиции, обостряется вопрос об активизации ХАМАСа на Западном берегу р. Иордан, где свои позиции теряет Махмуд Аббас (Абу Мазен) – лидер Организации освобождения Палестины (ООП), единственного представителя палестинского народа, и правящего движения ФАТХ, а также глава Палестинской национальной администрации (ПНА).  В Израиле нет консенсуса относительно способов выхода из складывающейся ситуации, при которой слабеющий режим ПНА может пасть под натиском пропагандистской и военной деятельности ХАМАСа на Западном берегу р. Иордан.

По мнению Коби Майкла (старший научный сотрудник INSS, редактор выпуска «Стратегическая оценка», специализируется, помимо прочего, на несостоявшихся государствах, операциях по поддержанию мира и государственному строительству, а также израильско-палестинскому конфликту; бывший заместитель генерального директора и руководитель палестинского отдела Министерства по стратегическим вопросам), стратегическое положение ХАМАСа через семь месяцев после операции «Страж стен» лучше, чем когда либо, и террористическая организация стала для Израиля более опасным противником[i] [1].

Он считает, что в настоящее время ХАМАС руководствуется «стратегией двойного сопротивления», направленной на сохранение спокойствия в секторе Газа при одновременном укреплении военной инфраструктуры на Западном берегу р. Иордан и в южном Ливане для организации террористической деятельности против Израиля.

После операции ЦАХАЛа «Страж стен» в мае 2021 г. Израиль при посредничестве Египта продолжил попытки достичь соглашения с Газой. Израильское руководство неоднократно заявляло, что «то, что было, не повторится в будущем», и настаивало на том, что любые договоренности по сектору Газа должны включать возвращение тел военнослужащих Орона Шауля и Хадара Голдина и освобождение израильских граждан, удерживаемых ХАМАСом. Но были иные, хотя и более слабые, заявления о необходимости прекратить наращивание военной мощи этой организации.

В Газе, со своей стороны, утверждают, что существует четкое разделение между договоренностями о восстановлении, улучшением гуманитарной ситуации в анклаве и переговорами о возвращении тел и гражданских лиц. Лидеры ХАМАСа также дали понять, что они не намерены обсуждать аспекты, связанные с наращиванием военной мощи, и после майской военной операции приложили огромные усилия для пополнения своих арсеналов, восстановления военной инфраструктуры и разработки оружия, включая тяжелое, а также высокоточные ракеты, БПЛА, дроны и для ведения морских операций.

В начале декабря, когда организация отмечала 34-ю годовщину основания, лидеры ХАМАСа неоднократно угрожали Израилю. Так, в ультимативной форме прозвучало намерение спровоцировать эскалацию насилия к концу декабря этого года, если не будет значительного прогресса в достижении договоренности на их условиях. Одновременно ХАМАС активизируется на Западном берегу р. Иордан, действует вызывающе и провокационно по отношению к властям ПНА. Несмотря на запрет на развешивание флагов ХАМАСа, в Дженине и других городах вооруженные активисты организации провели несколько парадов, наряду с действиями своих студенческих ячеек («Аль-Кутлех»), члены которых носили форму ХАМАСа и проносили оружие в кампусы университетов «Бир-Зейт» и «Ан-Наджах».

По мнению эксперта INSS, решение ХАМАСа запустить ракеты по Иерусалиму 10 мая 2021 г., которое и привело к операции «Страж стен», ознаменовало сдвиг в стратегии его лидеров, которые решили изменить правила игры с Израилем; позиционировать ХАМАС как защитника Иерусалима, святых мест и проживающих в городе палестинцев; выставить Абу Мазена в невыгодном свете и подорвать его статус и стабильное положение – все для того, чтобы утвердиться в качестве альтернативы ФАТХу и ПНА.

«Страж стен» проводился по двум параллельным направлениям: в то время как ХАМАС сосредоточился на когнитивном аспекте, а запуск ракет из сектора Газа стал средством позиционирования себя в качестве лидера палестинской борьбы в умах не только палестинцев, но и израильтян, ЦАХАЛ, подчеркивая свои оперативные и разведывательные возможности, уничтожал военные цели и бойцов организации.

К.Майкл пишет, что руководство ХАМАСа, которое до операции «Страж стен» было сосредоточено на делах Газы и не проявляло такого интереса к территориям ПНА, решило использовать Западный берег р. Иордан в качестве рычага для продвижения целей в Газе и усиления позиций своих лидеров в целом. Они активизировались на Западном берегу р. Иордан. Салех аль-Арури, отвечающий в организации за эту территорию, принял «стратегию двойного сопротивления», которая, по сути, является попыткой сохранить спокойствие в плане безопасности в секторе Газа наряду с интенсивными усилиями по консолидации инфраструктуры на Западном берегу р. Иордан для террористических операций против Израиля не только на территории ПНА (подрывая стабильность и легитимность ПНА путем столкновений между Армией обороны Израиля и местным палестинским населением) и в Восточном Иерусалиме, но и в самом Израиле. Военные усилия не ограничиваются пополнением запасов, развитием дополнительного военного потенциала в приморском анклаве и укреплением боевой инфраструктуры на Западном берегу р. Иордан. В дополнение к этому организация – с помощью и под руководством Ирана и в координации с «Хизбаллой» – развивает свою военную инфраструктуру на юге Ливана. Более того, ХАМАС старается разжигать беспорядки в Восточном Иерусалиме и расширить каналы связи с арабскими гражданами Израиля.

В рамках «стратегии двойного сопротивления» цель ХАМАСа –договориться об урегулировании ситуации в секторе Газа путем ослабления блокады, чтобы восстановить анклав и облегчить гуманитарное положение проживающих там людей. Это позволит организации заручиться поддержкой в обществе и укрепить политическую легитимность в Секторе и за его пределами, зарекомендовав себя как более решительного и успешного лидера палестинской национальной борьбы на фоне Палестинской национальной администрации или ФАТХа. Соглашение позволит ХАМАСу подготовить инфраструктуру для следующего раунда боевых действий с ЦАХАЛом.

Свидетельством растущей военной мощи ХАМАСа на Западном берегу р. Иордан является заметное увеличение количества арестов израильскими силами безопасности, а также рост числа действующих организованных террористических инфраструктур и ежедневно предотвращаемых нападений. Еще одним свидетельством решимости ХАМАСа является слабость, продемонстрированная силами безопасности ПНА, которые в некоторых случаях избегают столкновений с активистами ХАМАСа, даже когда они вооружены и открыто действуют против властей, например, в Дженине или в университетских городках. В других случаях силы безопасности ПНА достигают довольно ограниченного успеха и подвергаются все большей критике со стороны общественности.

Таким образом, стратегическое положение ХАМАСа после майского раунда боевых действий улучшилось. Несмотря на ощущение осады в секторе Газа после недавно завершенного Израилем строительства стены безопасности вдоль своей границы, блокада была ослаблена. Помимо выданных Израилем 10 000 разрешений на работу, выданных рабочим из сектора Газа, стало проще импортировать и экспортировать материалы двойного назначения. Египет также значительно ослабил ограничения на пограничном переходе в Рафахе и даже запустил ряд проектов по восстановлению анклава с неконтролируемым ввозом строительных материалов. Мало того, что гуманитарные условия в Газе улучшились после последнего раунда боевых действий, ХАМАС стал сильнее политически и в плане своей военной инфраструктуры за пределами сектора, в том числе на юге Ливана.

По мнению эксперта INSS, к ультиматумам, выдвинутым ХАМАСом, следует относиться серьезно, потому что они четко отражают то, как лидеры видят ситуацию и как они хотят достигать стратегических целей. Учитывая игру с нулевой суммой между ХАМАСом и палестинскими властями, любой выигрыш ХАМАСа является проигрышем ПНА, что повышает шансы на подрыв эффективности палестинского руководства на Западном берегу р. Иордан и усиление столкновений между ЦАХАЛом и гражданским населением, и на новые вспышки насилия. Несмотря на то, что Израилю удалось восстановить спокойствие в секторе Газа после операции «Страж стен», речь идет о цене в стратегическом плане, которая выше, чем еврейское государство может себе позволить. «ХАМАС, как террористическая организация, которая создала серьезный военный потенциал и стремится развивать военную инфраструктуру на Западном берегу р. Иордан и в южном Ливане, вместе с политическими усилиями по налаживанию контактов с арабским сектором Израиля и укреплению сотрудничества с Ираном, стала в целом более опасным противником, особенно в случае операций на других, помимо южного, фронтах, или совместно с Ираном».

К.Майкл полагает, что для Израиля настало время пересмотреть свои действия в отношении этой организации. Следует нейтрализовать «стратегию двойного сопротивления» и дать понять, что ХАМАС рассматривается как единое целое, и поэтому любая террористическая деятельность на Западном берегу р. Иордан или в Южном Ливане расценивается так же, как террористическая активность в секторе Газа. Ответственность возлагается на руководство ХАМАСа в Газе (Яхью Синвара, а не только на Халеда Машаля, главу заграничного филиала организации – авт.), которое больше не пытается скрывать свою причастность к действиям на других фронтах. Таким образом, для Израиля настало время в наиболее благоприятный для себя момент (а не только в ответ на провокации Газы), проявить инициативу и нанести критический ущерб военной инфраструктуре ХАМАСа на всех театрах действия, даже за счет возможности достичь соглашения[ii] [2].

Однако в израильском правительстве считают иначе. В СМИ появились сообщения о том, что в руководстве считают необходимым предотвратить экономический спад в секторе Газа даже без достижения договоренности по освобождению израильских пленных.  Поэтому Израиль планирует ослабить ряд ограничений, действующих в настоящее время в секторе Газа, с целью облегчить некоторые экономические проблемы анклава и побудить население оказать давление на ХАМАС, чтобы движение сохраняло спокойствие. Если организация затем решит пойти на эскалацию насилия, «пусть постарается объяснить 10 000 торговцев и рабочих, которые в одночасье потеряют работу, почему для них было важно обострить ситуацию».

С этой целью в правительстве обсуждают увеличение количества разрешений на работу в Израиле для жителей Газы и разрешение на ввоз некоторых материалов двойного назначения по согласованию с ООН, которая должна обеспечить их использование в гражданских целях.

Такой план идет вразрез с предыдущими утверждениями Израиля о том, что восстановление Газы будет обусловлено сделкой, по которой ХАМАС освободит двух израильских гражданских лиц и тела двух солдат. Очевидно, что любое ослабление ограничений вызовет возмущение израильских семей погибших солдат и удерживаемых в анклаве гражданских лиц, а также активистов и многих ястребов в силовых структурах, которые настаивают на том, что не следует предпринимать каких-либо примирительных шагов до тех пор, пока ХАМАС не выполнит израильские условия. Однако, согласно СМИ, военные утверждают, что ухудшение экономического положения в секторе Газа должно быть немедленно остановлено, независимо от отсутствия решения других проблем[iii] [3].

[i] [4] Kobi Michael. https://www.inss.org.il/person/michaelkobi/

[ii] [5] Israel’s Moment of Truth in Dealing with Hamas? // INSS. 23.12.2021. https://www.inss.org.il/publication/hamas-israel/

[iii] [6] Israel said planning to ease restrictions on Gaza, pressuring Hamas to keep the calm  // The Times of Israel. 26.12.2021. https://www.timesofisrael.com/israel-said-planning-to-ease-restrictions-on-gaza-pressuring-hamas-to-keep-the-calm/