- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Арабские эксперты о 17-м раунде переговоров по Сирии в Астанинском формате

В 20-х числах декабря 2021 в столице Казахстана г. Нур-Султан прошел 17-й раунд переговоров по Сирии в Астанинском формате Наряду со странами-гарантами (Россия, Турция, Иран) в его работе приняли участие делегации САР и сирийской оппозиции, а также страны-наблюдатели (Ливан, Ирак, Иордания). В работе саммита также участвовали представители ООН и МККК. По итогам работы было принято совместное коммюнике из 18 пунктов. По оценке ряда арабских экспертов, 17-раунд внешне не сильно отличался от предыдущих встреч в Астанинском формате. Участники мероприятия подтвердили свою приверженность сохранению политического единства Сирии, ее территориальной целостности, суверенитету сирийского государства, борьбе с терроризмом, выразили поддержку политического решения сирийского кризиса на основе положений Конституционной комиссии. Арабские эксперты обратили внимание на то, что страны-участники подтвердили достигнутые ранее договоренности о необходимости конституционной реформы, вместо принятия новой сирийской конституции в духе известной резолюции ООН. Отличительной особенностью переговоров стал призыв к «раннему» восстановлению Сирии. Заметная роль была отведена местным органам власти в имплементации принятых решений и достигнутых договоренностей по политическому урегулированию на местах. Как было подчеркнуто, подобный механизм действий способен обеспечить скорейшее восстановление стабильности и безопасности в стране. Другой новацией 17-го раунда стал тот факт, что в отличие от предыдущих, он проходил без предварительного силового давления на мятежные районы страны с тем, чтобы упрочить позиции правящего режима на переговорах. Накануне саммита произошел обмен заключенными на КПП «Абу аз-Зандин» под контролем России и Турции. Как обычно состоялась передача гуманитарной помощи сирийскому населению на линиях разделения противоборствующих сторон. В тоже время, по мнению арабских экспертов, решения 17-го раунда послали ряд новых сигналов всем участникам сирийского конфликта. Была ясно подчеркнута идея о том, что Астанинский формат наиболее полно отражает связь политических решений, принятых на высшем уровне с ситуацией «на земле». В этой связи, можно предположить, что теперь основные пункты рабочей повестки встреч в Женеве по вопросам Конституционной комиссии будут определяться в ходе переговоров в Астанинском формате странами-гарантами. Центральная роль в принятии решений отводится России и Турции, при участии Ирана. При этом влияние Тегерана на принятие подобных решений, по оценке арабских экспертов, несколько снизилось. Иными словами, переговорам в Астанинском формате теперь будет отведена главная роль (по сравнению с Женевой) в принятии решений по вопросам политического урегулирования в САР. Данный поворот в пользу приоритета Астанинского формата был расценен рядом арабских наблюдателей как стремление России утвердить это мероприятие и тактику перемирия (аль-худна) между противоборствующими сторонами как наиболее успешную модель сирийского урегулирования и окончательно снять вопрос о принятии новой конституции, в пользу внесения поправок в действующий  Основной закон страны. Касательно ситуации в САР было подчеркнуто, что в результате усилий режима Башара Асада и стран-гарантов ситуация в северо-восточных районах САР отличается большей стабильностью. Особое внимание необходимо уделить обеспечению безопасности движения по трассе М-4 силами совместного патрулирования со стороны стран-гарантов. Подчеркнута важность интенсификации работы по выделению сил «умеренной» оппозиции, выработке критериев которые позволили бы четко определить оппозиционные отряды экстремистской направленности. По мнению участников переговоров, последовательная работа в указанном направлении способна обеспечить расширение зон примирения в стране и добиться, в конечном итоге, достижения всеобъемлющего мира политическими средствами. Как отмечают арабские наблюдатели, решения 17-го раунда практически полностью базировались на достигнутом летом 2021 российско-американском понимании алгоритма сирийского урегулирования. В этих целях Россия в ходе переговоров приложила усилия для того чтобы консолидировать и укрепить достигнутые преимущества, даже если они не соответствуют предпочтениям других стран-гарантов. Ряд вышеуказанных положений нашли свое отражение в заявлениях спецпредставителя президента РФ по Сирии А.Лаврентьева. Он, в частности, дал ясно понять, что процедура внесения поправок в действующую конституцию не должна иметь целью смену власти в САР. Любые изменения в конституции должны предварительно выноситься на референдум. Поскольку правящий режим не собирается принимать новый Основной закон, сирийской оппозиции придется искать взаимопонимание с Дамаском по вопросу внесения поправок в конституцию. Ряд арабских экспертов, отметили, что заявления А.Лаврентьева отличались от российских предложений по изменению Основного закона, которые были озвучены в июне 2021 заместителем министра иностранных дел и спецпредставителем президента РФ по Ближнему Востоку и Африке М.Богдановым. В тот период Москва рассматривала возможность проведения досрочных выборов президента САР  при условии общесирийского согласия на принятие новой конституции. Одновременно А.Лаврентьев выразил недовольство Москвы несогласованными поставками гуманитарной помощи из-за рубежа в районы, контролируемые  оппозицией. Таким образом, как считают арабские эксперты, Москва выразила свое скептическое отношение к продлению еще на полгода, достигнутых с Вашингтоном летом 2021 договоренностей. Помимо поставок в САР гуманитарной помощи, Москва и Вашингтон договорились о разрешении других разногласий по вопросам урегулирования сирийского конфликта. речь в частности шла о присутствии американских войск в северо-восточных районах САР, которые имеют стратегическое значение для Москвы, с точки зрения крупных нефтегазовых месторождений и близости к иракской границе. Москва явно дала понять Вашингтону, что разочарована решением США приостановить вывод американских войск из этих районов Сирии. Более  того с декабря 2021 г. США возобновили совместное с «Силами демократической Сирии» (СДС) патрулирование в провинции  Хасеке. Особую озабоченность Москвы вызвало стремление США вновь вернуться к теме обвинений сирийского режима в использовании химического оружия против мирного населения. Принятие Вашингтоном нового пакета санкций в отношении военного руководства САР в декабре 2021, тормозит процесс нормализации отношений Дамаска с арабским миром. По мнению арабских экспертов, заявления А.Лаврентьева обозначают определенный «тупик» в российско-американском взаимодействии по сирийскому урегулированию. С другой стороны,  Москва  демонстрирует, что не готова менять свою позицию по Сирии до тех пор, пока не получит ясных гарантий сохранения своих интересов и позиций в САР.