- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об экономической ситуации в Египте на начало 2022 года

В середине декабря прошлого года египетское правительство впервые за десять лет опубликовало «Отчет о развитии человеческого потенциала в Египте» за 2021 год.  В докладе высоко оцениваются достижения режима после 2013 года. Отмечается, что   «Египет прошел через многие крупные политические, социальные и экономические события со времени революции в январе 2011 года, кульминацией которых стали события июня 2013 года, когда страна смогла положить конец политическим конфликтам и экстремизму и восстановить контроль над своими возможностями. Затем в стране начался новый этап, направленный на достижение устойчивого экономического и социального развития, укрепление политической стабильности и безопасности, борьбу с терроризмом, защиту границ, улучшение государственных услуг, укрепление принципов управления и борьбу с коррупцией». В  докладе подчеркивается: «Различные международные учреждения высоко оценили успех процесса экономических реформ в Египте. Международный валютный фонд (МВФ) в последовательных отчетах о состоянии экономики Египта заявил, что экономика Египта продолжает хорошо развиваться, несмотря на менее чем позитивные глобальные условия. Эти показатели привели к увеличению темпов роста до 5,4 процента к 2020/2021 финансовому году, в то время как дефицит бюджета сократился до 7,6 процента ВВП, а уровень безработицы-до 7,3 процента. Кроме того, произошло сокращение дефицита текущего счета, восстановление активности в сфере туризма (до пандемии COVID-19) и снижение общего государственного долга, чему способствовали меры финансового контроля и высокий рост». Указывается, что, что ключевой морской маршрут через Суэцкий канал принес рекордные доходы в прошлом году, несмотря на пандемию коронавируса и шестидневную блокировку пути гигантским грузовым судном Тhe Ever Given. Соединяющий Красное море и Средиземное море, канал обеспечивает примерно 10% мировой морской торговли и является источником столь необходимой иностранной валюты для Египта. В 2021 году через канал было отправлено около 1,27 млрд тонн грузов, что принесло 6,3 млрд долларов США в виде платы за транзит, что на 13% больше, чем в предыдущем году, и является самым высоким показателем за всю историю. Количество судов, использующих канал, выросло с 18 830 в 2020 году до 20 694 в 2021 году, или более 56 судов в день.  В ноябре Администрация Суэцкого канала (SCA) заявила, что с 2022 года повысит транзитные сборы на 6%, но туристические суда и перевозчики сжиженного природного газа должны быть освобождены от уплаты налогов.  Если с этим моментом все более или менее понятно, то с данными по ВВП у экономистов возникло несколько вопросов.  ВВП — это Валовой внутренний продукт, который представляет собой конечную стоимость всех товаров и услуг в стране в течение определенного периода времени, и он отражает экономическое состояние страны путем оценки размера экономики и темпов роста этой страны. Существует несколько способов его расчета, но в данном случае был использован метод расходов, что дает возможность максимизировать показатель ВВП, если страна является производительно слабой.  Расчет ВВП путем учета расходов включает расходы на инфраструктуру, такие как строительство мостов, включая строительство тюрем, школ и больниц, поскольку все государственные расходы включены в расчет этой величины. Темпы роста рассчитываются путем сравнения нового года с предыдущим годом. Если ВВП страны составлял 100 млрд долларов, а в следующем году он стал 102 млрд долларов, то ежегодный темп роста для этой страны достигал 2%. По словам министра планирования Египта, темпы роста в Египте могут достичь 5,4% к концу прошлого года, но отражают ли эти «положительные» цифры реальное положение граждан с точки зрения соотношения заработной платы и цен? В середине марта Президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси решил повысить минимальную заработную плату с 1200 египетских фунтов до 2400 египетских фунтов (1 доллар США равен примерно равен  15,6 египетским фунтам), а общее увеличение заработной платы, бонусов и пенсий достигнет 92,5 млрд египетских фунтов (около 6 млрд долларов), но достаточно ли 2400 египетских фунтов для семьи из четырех человек? По данным Центрального агентства по мобилизации общественности и статистике, уровень инфляции вырос в октябре 2021 года на 7,3% по сравнению с 4,6% в 2020 году. Агентство объяснило этот рост ростом цен на мясо, птицу, молочные продукты,  яйца, рыбу и морепродукты, зерно и хлеб, арендную плату за жилье, расходы на частный транспорт, газеты, книги и канцелярские принадлежности, расходы на дошкольное и базовое образование, расходы на высшее образование, расходы на среднее и техническое образование и расходы на здравоохранение. Министр снабжения Египта также объявил о повышении цены на литр растительного масла с 21 до 25 египетских фунтов, начиная с ноября. По словам министра, Египет импортирует 97% своей потребности в сырой нефти. Правительство Египта также повысило цены на бытовой газ и в коммерческом секторе по ставкам от 4,2% до 6,4%, в то время как цены на газ для предприятий с интенсивным потреблением ( производство  стали, цемента, удобрений и нефтепродуктов) выросли на 28% и достигли 5,75 долл. США за миллион тепловых единиц. Это увеличение произошло в то время, когда мировые цены на газ упали на 8%, снизившись  до 4,89 доллара за миллион тепловых единиц. Это повышение автоматически приведет к росту цен на продовольствие в той или иной степени, цен на строительные материалы, а также цен на удобрения, на которых основан сельскохозяйственный сектор, и, следовательно, цен на овощи и фрукты. Рост цен на мясо и птицу также обусловлен значительным увеличением цены за тонну корма, которая колеблется между 8100 и 8150 египетских фунтов по сравнению с 5000 египетскими фунтами в предыдущем году. Египет импортирует около 80% кукурузы, бобовых и соевых бобов, используемых в птицеводстве и кормах для животных. По словам французского экономиста Жан-Пьера Серени: «Финансовая стратегия правительства Египта с момента его соглашения с Международным валютным фондом (МВФ) в 2016 году заключалась в щедром вознаграждении иностранного капитала для финансирования дефицита национального бюджета, а также дефицита текущего счета платежного баланса. Из года в год его общие потребности в финансировании достигают невероятной цифры в 35% ВНП, в то время как даже в 2020 году, когда пандемия коронавируса достигла своего пика, они никогда не превышали 10% в основных западных странах. Каир предлагает одни из самых высоких в мире процентных ставок — от 13 до 14% годовых по кредитам в местной валюте и от 7 до 8% процентов по кредитам в иностранной валюте. По данным американского рейтингового агентства Bloomberg, которое внимательно следит за 50 развивающимися странами, реальные процентные ставки в Египте (номинальная ставка минус уровень инфляции) «являются самыми высокими в мире», добавив, что «потребителей заставляют платить за подачки иностранным спекулянтам». Это уравнение, предлагаемое египетской политической системой: допустить инфляцию, чтобы потребители несли расходы за нерациональные государственные расходы на инфраструктуру, игнорируя приоритетные расходы на образование и здравоохранение. В обмен на это инфляция и расходы населения увеличивают заимствования и задолженность, потребляя 90,6% ВВП Египта.  В рамках это концепции несколько дней назад президент Абдель Фаттах ас-Сиси принял внезапное решение прекратить выдачу карточек на продовольственные субсидии молодоженам, заявив, что субсидия стала причиной десятилетней задержки государства в развитии. К сожалению, этому решению предшествовало четыре месяца назад аналогичное решение о сокращении субсидий на хлеб, что привело к повышению цен на этот товар, который является основным продуктом питания для бедных слоев населения Египта.  Сопровождались все эти шаги призывами президента «к жесткой экономии», что вызвало обратный эффект у населения, в том числе и поводу прозвучавших в оппозиционных СМИ ряда разоблачений «экономной» политики самого А.Ф.ас-Сиси.  Несколько месяцев назад администрация ас-Сиси купила  роскошный самолет Boeing B747-8, который стоит около 418 млн долларов, чтобы заменить нынешний президентский самолет. Новый самолет  находится на аэродромах Boeing с 2012 года после того, как немецкая компания Lufthansa отменила свой заказ на покупку, поскольку он был частью сделки, заключенной Lufthansa с Boeing, о поставке ей 20 самолетов. Немецкая компания согласилась купить только 19 из них и отказалась от этого самолета. Согласно сайту German Flag Review, который специализируется на самолетах, причина, по которой Lufthansa отменила покупку Boeing B747-8, связана с тем, что Boeing включил самолет в летные испытания более интенсивно, чем было оговорено в контракте, в дополнение к наличию странных технических изменений в самолете. Затем, в августе, самолет вылетел прямо в аэропорт компании Boeing в Эверетте, штат Вашингтон, где он появился на взлетно-посадочной полосе уже под названием «СУ-ЭГИ», что указывает на то, что он уже стал аффилированным лицом египетского правительства, поскольку СУ является символом Арабской Республики Египет. Парадоксально, но стоимость этого самолета немного меньше, чем цена всех 14 самолетов, приобретенных администрации президента  во время 30-летнего правления покойного президента Хосни Мубарака. Их общая стоимость составила 507 млн долларов, в то время как Садату принадлежали только 2 самолета Boeing 707, которые были подарены ему шейхом Заидом бен Султаном, правителем Эмиратов. У него также был вертолет, подаренный ему бывшим президентом США Джимми Картером. С другой стороны, Гамаль Абдель Насер предпочел зафрахтовать самолет для своей перевозки и не покупал президентский самолет в течение долгих лет своего правления. B747-8 заменит нынешний президентский самолет Airbus A340-200 SU-GGG, находящийся в эксплуатации с 1995 года. Это пятый президентский самолет, который ас-Сиси приобрел с момента своего вступления в должность. Ранее в 2016 году он приобрел 4 роскошных самолета модели Falcon-7X производства французской компании Dassault Aviation на сумму 300 млн евро (354 млн  долларов). Таким образом, всего за семь лет, за период своего правления, ас-Сиси купил самолетов на сумму 774 млн долларов. Помимо этого   2014 года администрация ас-Сиси построила, по меньшей мере, три новых президентских дворца и более десяти президентских вилл, которые будут добавлены к 30 историческим дворцам и президентским домам отдыха, которыми уже владеет администрация президента  АРЕ. Обширный  дворцовый комплекс ас-Сиси, который строится в Новой административной столице, занимает площадь около 2,5 млн кв. м. Вся эта площадь эквивалентна примерно 607 федданам (625,2 акра) сельскохозяйственных угодий. Что касается президентской резиденции, то ее площадь оценивается примерно в 50 000 кв. , что в десять раз больше размера Белого дома, который составляет всего 5000 кв. м. Ас-Сиси строит еще один роскошный дворец, в стиле Белого дома, на берегу моря в новом городе Эль-Аламейн, который он решил сделать летним курортом для правительства. Третий дворец был построен в 2015 году в военном округе Хикестеп. Это роскошный дворец с взлетно-посадочной полосой, зелеными садами и административными зданиями. Рядом с ним находятся четыре роскошные виллы с частными бассейнами, которые принадлежат старшим военным помощникам ас-Сиси, который не отрицает, что он построил все эти дворцы. В речи, произнесенной 14 сентября 2019 года, он признал: «Да, мы строили дворцы и будем строить еще, но не для себя. Я работаю над строительством нового Египта». Аргумент, который сложно воспринимается населением на фоне отмены хлебных и топливных субсидий.