- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Судан: о приостановке продовольственной миссии ООН в Дарфуре

В конце декабря 2021 года Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП) объявила о приостановке всех своих гуманитарных операций в провинции Северный Дарфур в Судане. Это решение явилось незамедлительной реакцией на серию террористических атак против трех крупных продовольственных складов ООН в столице региона Фашере 28 декабря. В результате этой диверсии, по данным экспертов ООН, мародерами было расхищено более 5 тысяч тонн продовольствия, а также разрушена складская инфраструктура. Таким образом, в 2022 году порядка 2 млн наиболее уязвимых суданцев в Дарфуре могут лишиться ожидаемого гуманитарного содействия в сфере продовольствия и питания.

Руководство Всемирной продовольственной программы ООН в начале января с.г. выдвинуло довольно жесткий ультиматум центральным властям в Хартуме с требованием навести порядок и обеспечить «адекватные условия» для работы гуманитарного персонала, в первую очередь его безопасность и личную защиту от мародеров. Также в качестве обязательного условия ВПП ООН требует от властей Судана полностью компенсировать потери продовольствия на складах. С учетом сложного гуманитарного и финансово-экономического положения в стране, восполнение продовольственных потерь в Северном Дарфуре не пройдет для правительства безболезненно и потребует переброски ресурсов из других провинций, что негативно отразится на ситуации в сфере национальной продовольственной безопасности в целом. По прогнозам ООН на начало 2022 года, в Судане потребность в обеспечении продовольствием и источниками к существованию в сельских районах испытывает уже 10.9 млн человек. Поэтому переброска дополнительных ресурсов в Дарфур неизбежно ударит по другим уязвимым слоям населения.

Однако бездействие суданских властей в данном вопросе может обернуться еще более катастрофическими последствиями. ООН уже де-факто приостановила свои гуманитарные операции в Северном Дарфуре и не намерена их возобновлять, пока не будут выполнены условия, в том числе по обеспечению безопасности персонала.

Местные муниципальные власти в Дарфуре демонстрируют всяческое стремление разрешить ситуацию. Сразу после атак был введен комендантский час, усилены меры безопасности.

Разумеется, нападение на продовольственные активы гуманитарной миссии ООН в Дарфуре в самом конце 2021 года – не просто единичный эпизод. Это очередное звено в цепочке нарастающих кризисных событий переходного периода и осложняющегося военно-политического противостояния в стране. 2 января 2022 года, то есть буквально через несколько дней после событий на продовольственных складах в Дарфуре, о своей отставке объявил премьер-министр А.Хамдок, который был лишь недавно восстановлен в своей должности после военного переворота в октябре с.г. Мотив  — отсутствие согласия среди политических сил в стране о дальнейшей стратегии и продолжение массовых протестов. Отставка А.Хамдока  — очень тревожный сигнал в отношении перспектив всего транзитного политического процесса в стране, кульминацией которого должны были стать всеобщие выборы в 2022 году. Дестабилизация центральной власти ставит под прямую угрозу гуманитарную ситуацию в стране, привносит серьезные риски обострения межэтнических и межклановых противостояний и насилия, особенно в Дарфуре. События на продовольственных складах в Фашере в конце декабря могут быть первым сигналом к новому витку гуманитарного кризиса. В случае обострения внутриполитических противоречий на повестку вновь выйдет вопрос о гуманитарном доступе и перераспределении продовольственной помощи внутри страны, которую противоборствующие стороны конфликта зачастую используют в качестве рычага воздействие.

Дестабилизация политической ситуации ведет  к усугублению гуманитарного кризиса и требует от миссии ООН нетривиальных решений. Приостановка работы ООН в Дарфуре лишь один кризисный эпизод. Более масштабной угрозой является ситуация вокруг Порт-Судана который является главным транспортным хабом, который обеспечивает 90% всей внешней торговли страны, включая поставки нефти и поступление основной части гуманитарных грузов.

Сегодня на фоне политических разногласий существует перманентная угроза блокирования транспортировки гуманитарных грузов и топлива через Порт-Судан в остальные регионы страны. Контролируемый местными племенами беджа, Порт-Cудан является весьма ненадежным с точки зрения обеспечения стабильных поставок гуманитарных грузов по линии ООН, поскольку используется различными сторонами конфликта в качестве инструмента воздействия и шантажа. Контролирующий Порт-Судан Совет племен беджа вновь неоднократно прибегал к угрозе его  блокирования, требуя отставки премьера А.Хамдока и формирования нового правительства. В начале ноября 2021 года, после восстановления на посту премьер-министра А.Хамдока и подписания соглашения о политическом урегулировании удалось разрешить этот вопрос и временно стабилизировать функционирование Порт-Судана. Однако впоследствии ситуация там вновь накалилась, и приводила к периодическому блокированию поставок грузов  и нехватке продовольствия и топлива в Судане. После отставки 2 января 2022 года премьер-министра А.Хамдока и нового этапа дестабилизации и хаоса центральной власти в Хартуме неизвестно, какую тактику  в отношении ПортаСудана изберет Совет  племен беджа.

С отставкой А.Хамдока неопределенными становятся и перспективы гуманитарной стратегии ООН. Выполнение Хартумом выдвинутых со стороны ООН условий по восполнению расхищенных 5 тысяч тонн продовольствия может затянуться до формирования нового временного правительства. Перспективы его формирования на фоне острых противоречий в политическом истеблишменте также не ясны. В то же время, дальнейшая приостановка гуманитарного содействия в Дарфуре может иметь печальные последствия для нуждающегося населения и привести к новой угрозе возникновения масштабного голода.