- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О перспективах политического урегулирования в Ливане в 2022 году

В начале 2022 г на авансцене внутриполитической жизни Ливана произошли ряд важных событий, которые закладывают тренды политического развития в новом году.

Во-первых, президент Ливана Мишель Аун подписал указ о проведении общенациональных парламентских выборов в стране в мае 2022 года, на два месяца позже изначальной даты, которую ранее предлагал ливанский парламент. Они будут проведены впервые после начала массовых протестов в стране в 2019 году и последующего кризиса управления и вакуума власти.

Во-вторых,  в октябре 2022 года формально истекает срок полномочий самого президента. Примечательно, что буквально накануне М.Аун выступил с неоднозначным заявлением о готовности оставить президентский пост, оговорившись, что он мог бы и остаться у руля в случае одобрения такого решения ливанским парламентов. Понятно, что по мере приближения сроков окончания президентских полномочий осенью этого года, интрига будет только нарастать. Окончательный маневр Ауна в этом плане может быть понятен только после результатов парламентских выборов в мае 2022 года, если они конечно состоятся. Пока твердой уверенности в этом также нет.

В-третьих, к началу года окончательно обозначился водораздел между шиитской партией «Хизбалла» и Свободным патриотическим движением во главе с Джебраном Басилем, зятем ливанского президента. Последнее контролирует практически половину мест в новом коалиционном кабинете министров, cформированном в сентябре 2021 года во главе с новым премьер-министром Наджибом Микати. Прозвучавшие в начале января жесткие заявления Дж.Басиля в адрес «Хизбаллы» стали ответом на фактический саботаж шиитским движением работы кабинета министров с начала его формирования в сентябре прошлого года. «Хизбалла» получила тогда важный пост министра финансов, однако оказалась в стороне при распределении других ключевых министерских портфелей – иностранных дел, внутренних дел, обороны и экономики. Последний отвечает за ключевые переговоры с международными финансовыми институтами по предоставлению новых кредитов и займов для поддержания национальной экономики. Другой представитель «Хизбаллы» в правительстве – министр информации Дж.Кордахи – вынужден был уйти в отставку в декабре после скандального заявления по Йемену, которое рассорило Ливан с монархиями персидского залива и привело к глубокому расколу внутри кабинета министров Ливана. Жесткие заявления Дж.Басиля о «cерьезных политических последствиях» действий «Хизбаллы» по систематическому блокированию работы правительства означают, что прагматические соображения окончательно уступают перед лицом новой фазы внутреннего противостояния на политической арене Ливана. По сути это может означать старт предвыборной кампании 2022 года, на которую суннитские политические силы выходят с целью ослабления влияния и авторитета «Хизбаллы» среди электората.

Думается, о полном разрыве тактического альянса между Басилем и «Хизбаллой» говорить пока преждевременно, но очертания серьезного раскола в начале 2022 года очевидно просматриваются. Многое будет зависеть от процесса подготовки к парламентским выборам и предвыборного расклада сил, который может потребовать от сторон новых тактических союзов и коалиций.

Огромную роль в новом раскладе сил будет играть и финансово-экономический фактор. В течение многих лет популярность «Хизбаллы» в шиитских регионах Ливана обеспечивалась благодаря созданию мощной и по сути альтернативной правительству системы социальной защиты за счет благотворительности и источников финансирования «Хизбаллы» через исламские налоговые инструменты. Это позволяло обеспечивать финансовую устойчивость и гарантировать населению бесплатную медицину и образование, предоставление потребительских микрокредитов и прочее, и соответственно лояльность и неизменную поддержку со стороны широких слоев населения. Сегодня в условиях кризиса и ограниченных финансовых ресурсов, запас прочности «Хизбаллы» и ее социальных институтов может быть на пределе. Даже несмотря на наличие финансовых ресурсов, проблема кризиса банковской системы, а также дефицита денежной массы и наличности в стране не может быть решена без участия международных финансовых институтов. Максимально установленный лимит на снятие наличности в банке сегодня составляет 400 долларов на человека.

На социально-экономическом фронте президент Аун и его зять Басиль будут стремиться накануне парламентских выборов создать некую альтернативу социальной модели «Хизбаллы», которая дышит на ладан и зависит от поддержки Сирии и Ирана. Для этого, помимо стратегических переговоров с Международным валютным фондом и Всемирным банком, ливанский президент стремится наладить устойчивые финансово-экономические связи с богатыми монархиями Персидского залива. Инвестиции и займы от международных финансовых институтов не будут поступать до тех пор, пока Ливан тормозит проведение структурных экономических реформ по рецептам МВФ. А этого не происходит из-за раскола в кабинете министров и позиции «Хизбаллы», которой такой поворот не выгоден. Соответственно, М.Аун стремится найти социально-экономическую альтернативу планам «Хизбаллы» среди обеспеченных суннитских монархий, которые готовы выделять большие финансовые ресурсы на политические цели в Ливане, в целях ослабления «Хизбаллы» и стоящего за ней Ирана. Если к парламентским выборам в мае 2022 года суннитскому истеблишменту Ливана удастся создать такую альтернативу, то появится возможность формирования мощной, альтернативной «Хизбалле» модели социальной поддержки населения и тогда политический раскол с «Хизбаллой» может стать неизбежным. С другой стороны, полный разрыв с «Хизбаллой» парализует работу кабинета национального спасения, что приведет к новому кризису власти и поставит под угрозу само проведение парламентских выборов, поэтому такой сценарий для президента М.Ауна и Дж.Басиля едва ли представляется выигрышным. Соответственно, в ближайшие месяцы им придется по меньшей мере балансировать в своих взаимоотношениях с «Хизбаллой»,  cтремясь каким-то образом активировать работу кабинета министров.