- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецкие аналитики о повестке Турции в 2022 году. Часть 1

Ведущие турецкие аналитики опубликовали свое видение той повестки дня, с которой Турция входит в Новый, 2022-й год. Надо сказать, что в прошлом году мы много писали о тех сложностях и противоречивостях, с которыми Турция столкнулась в году 2021-м.

Прежде всего, следует сказать касательно противоречивости турецкого экономического положения. Итоги 2021-го года, если рассуждать в терминах макроэкономических показателей, ещё не подведены. Однако, можно сказать эмпирически, что Турция имеет здоровую, в том числе, промышленную, инфраструктуру. У Турции — мотивированный и квалифицированный предпринимательский класс и нет нехватки в молодой рабочей силе. При этом, падение курса турецкой лиры, которое больно ударило по среднему классу в стране, смотрится нелогичным с точки зрения естественного хода вещей – это, по всей видимости, сознательный выбор и решение турецкого руководства.

Внешнеполитически Турция в ушедшем году может, вне всяких сомнений, записать в свой актив Шушинское соглашение с Азербайджаном. А также исторический, говорим без кавычек и преувеличений, Саммит Организации тюркских государств (ОТГ) в Стамбуле.

Опять же, можно сколь угодно говорить о том, что государства — бывшие республики СССР не стремятся к тому, чтобы тесно интегрироваться в чьи-либо проекты, включая, в первую очередь, турецкие, потому что элиты не захотят поступиться своим доминирующим положением и отдавать хоть его толику другим, однако, сегодня ситуация, если и такая, то завтра она может измениться.

Главное, в этом смысле, как представляется автору, что создан фундамент организации, созданы органы управления, создана бюрократия, которая работает на сближение стран тюркского мира, поставлены цели и задачи до 2040-го года (отвлечемся в сторону от рассуждений на тему о реалистичности этих планов; нас интересует лишь факт их наличия – И.С.).

В общем, создана система, которая будет функционировать и при нынешнем и, что самое важное, и при последующем руководстве Турецкой Республики. В терминах известного развлекательного ТВ-шоу, это можно назвать «несгораемой суммой», которая продолжит существовать и функционировать по инерции заданной ранее даже в том случае, если президентские и парламентские выборы 2023 года пройдут для действующей власти неуспешно и к руководству страной придет оппозиция.

Созданием себе «тюркского несгораемого актива» – это, однозначно, в копилку действующего руководства Турции, которое спустя 30 лет после распада СССР может смело декларировать первые серьезные успехи.

Внутренняя политика, в её нынешнем состоянии в Турции, является продолжением экономической ситуации в стране. Понятно, что турецкое руководство пытается заместить экономическую повестку «стабильности и роста» на внешнеполитическую повестку «пробуждения тюркского мира». В какой мере это турецкому руководству удастся – до сих пор говорить преждевременно. Однако, надо сказать, что экономика в 2021-м году весьма больно ударила по основе основ турецкого общества – малому и среднему предпринимательскому классу страны.

На этом фоне, поправки к избирательному законодательству, инициированные и проведенные действующими руководством страны, рикошетом ударили по нему самому.

Возможность формировать коалиции на выборном этапе (при сохранении 10%-го избирательного порога – И.С.) привели к тому, что любая «микропартия» получила свой шанс на выборах. При этом, единственное, что он неё требуется сделать – это примкнуть к одному из трех главных полюсов в стране – к правящей коалиции (в составе Партии справедливости и развития и Партии националистического движения), к оппозиционной коалиции (в составе с Народно-республиканской партией и Хорошей партией) или же к прокурдской Партии демократии народов, как движению, которое идет на турецкой внутриполитической арене, по крайней мере – официально, особняком. Говорим слово «официально», поскольку не является секретом, как минимум, наличие некоторой координации между вторыми и третьей. Впрочем, перспективы прокурдской партии являются весьма туманными с учетом, того, что идет судебный процесс по делу о закрытии этой партии.

Так что, такая несравненно большая инклюзивность турецкой внутренней политики создает ситуацию, при которой внутриполитическая жизнь получила мощный импульс к своему оживлению в Турции. Все, в одночасье, получили свой шанс выступить на внутриполитической арене.

Можно сказать, что этими поправками действующее руководство страны, преследовавшее вполне определенную цель – не дать выпасть Партии националистического движения из процесса, «выстрелило себе в ногу». В том смысле, что ПНД, как позже выяснилось, и так бы, самостоятельно и не входя ни в какие альянсы с ПСР прошла бы в Великое национальное собрание (Меджлис) Турции.

Однако, возможность формировать коалиции стала стимулом для консолидации оппозиции, которая своим первым тезисом ставит идею о том, что ПСР должны быть «побеждены». Энтузиазма оппозиции придает и нынешняя экономическая ситуация в стране, которая, в одночасье, лишила турецкое руководство возможности заявлять о том, что привнесенная политическая стабильность дала возможность достигать высоких экономических успехов. Как выяснилось, однопартийное правление в стране перестало приносить те зримые, неоспоримые эффекты, о которых можно было говорить ещё десятилетие назад.

Тем не менее, переходим к оценкам происходящих в Турции процессов со стороны турецких авторов. В частности, обратимся к публикации ведущего турецкого политолога, генерального координатора Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттина Дурана. Эта статья вышла в ведущем англоязычном издании страны – газете Daily Sabah 3 января с.г. под заголовком «Что есть турецкий политический фронт в 2022-м году?».

Цитируем турецкого политолога:

«Оппозиция не перестанет требовать досрочных выборов в 2022 году, а нынешняя власть захочет подождать, пока новая экономическая модель страны не начнет давать результаты.

Таким образом, администрация президента Реджепа Тайипа Эрдогана будет стремиться решать повседневные экономические проблемы работников с минимальной заработной платой, пенсионеров и государственных служащих, повышая их заработную плату, и выделяет дополнительные ресурсы в сельскохозяйственный сектор.

Страна будет рассчитывать на доходы от туризма, поскольку ожидается, что с апреля пандемия замедлится, и будет предпринята попытка обуздать инфляцию, увеличить экспорт и создать рабочие места.

Ожидается, что решение этих общих проблем подтолкнет правящую Партию справедливости и развития (ПСР) к активному информированию страны о своих достижениях, чтобы обратиться к избирателям.

Опять же, правительство будет использовать важные разработки, такие как развертывание TURKOVAC (турецкая вакцина – И.С.) против коронавируса, электромобиль TOGG, активация (не будем комментировать этот термин, просто отметим, что Россия окажет турецкому руководству помощь в том, чтобы провести церемонию открытия «чего-то» на первом блоке АЭС «Аккую» — И.С) первого блока атомной электростанции «Аккую» и доставка недавно обнаруженного природного газа из Черного моря клиентам, а также с другими проектами, чтобы продвигать позитивную повестку дня.

Кандидатские дебаты

В этом году будет много дискуссий по кандидатам в президенты, Новой конституции Турции, «расширенной» парламентской системе и предложениям о переходе (к новой системе – И.С.).

Политики будут использовать мягкую риторику, чтобы привлечь на свою сторону определенных избирателей, поскольку мы наблюдаем всплеск резких заявлений и обвинений. Обещание главной оппозиционной Республиканской народной партии (НРП) «внести поправки» и описание курсов Корана как отражение «средневекового мировоззрения» сразу приходят на ум.

В этом смысле турецкие наблюдатели должны ожидать, что председатель НРП Кемаль Кылычдароглу разнообразит свои попытки проявить инициативу, например, появится в Турецком статистическом институте (Turkstat) и Министерстве национального образования.

В то же время, в ближайшие месяцы конкуренция за ключевые части электората усилится. Курды, молодые избиратели и религиозные консерваторы относятся к числу особо важных целей.

Такие пограничные партии, как Партия счастья (SP), Партия будущего (GP) и Партия демократии и прогресса (DEVA), столкнутся с постоянно углубляющимся противоречием.

Они столкнутся с критикой за то, что в них доминирует НРП, поскольку они будут приняты в прооппозиционный Национальный альянс. Руководство НРП может использовать их оппозицию Эрдогану в попытке успокоить религиозно-консервативных избирателей; однако их второстепенная роль в планах оппозиции на будущее, вкупе с внезапными проявлениями «светского гнева», безусловно, сведут на нет эти попытки.

Проблема террора

Другой важный момент касается сближения между НРП и Партией демократии народов (ПДН), которой грозит закрытие из-за ее связей с террористической организацией РПК. Сопротивление основной оппозиции военным операциям в Ираке и Сирии было решающим шагом в этом направлении. В будущем укрепление, сотрудничества между этими движениями привлечет больше внимания во многих отношениях, о чем свидетельствуют недавние дебаты о найме лиц, связанных с РПК, муниципалитетом Стамбула (IBB). Поскольку Конституционный суд решает судьбу ПНД, связь оппозиции с этой партией будет продолжать подпитывать спекуляции.

Внешнеполитический фронт

В области внешней политики, нормализация отношений с Арменией, Израилем, Египтом и Саудовской Аравией может получить импульс в 2022 году. Хотя оппозиция может критиковать эти шаги, эта повестка дня по нормализации, в конечном итоге, служит интересам правительства. Более того, эскалация напряженности в Черном море и на Украине требует, чтобы Турция играла активную роль в дипломатии. Под руководством Эрдогана, турецкие дипломаты смогли разрешить кризис таким образом, чтобы одновременно поддержать баланс с США и Россией.

Тем временем, успех вооруженных беспилотников Турции, которые изменили правила игры в зонах конфликтов, таких как Сирия, Ливия, Карабах и Эфиопия, будет по-прежнему привлекать внимание международной общественности.

Для Турции главные источники напряженности будут включать максималистские требования Греции и бурение вокруг Кипра и в Восточном Средиземноморье. Излишне говорить, что несправедливый подход Европейского союза к этим потенциальным спорам грозит оказать негативное влияние на отношения Турции с Западом.

В целом, у правительства есть возможности и сильный лидер, чтобы использовать всевозможные варианты для расширения своей политической и риторической сферы».

Следующий материал, к которому хотелось бы обратиться озаглавлен как «Внешнеполитическая повестка Анкары на следующий (наступивший – И.С.) год». Автором этой статьи стал Мухиттин Атаман. Статья также вышла в издании Daily Sabah. Процитируем этот, весьма познавательный материал:

«Когда мы принимаем во внимание решимость турецкого правительства и руководство президента Реджепа Тайипа Эрдогана, представляется, что Турция продолжит свою внешнюю политику, основанную на таких принципах, как диверсификация, проактивизм и автономия. Турция продолжит свои поиски политической автономии, регионального лидерства и глобального статуса. Сегодня я попытаюсь кратко проанализировать возможные события во внешней политике Турции в 2022 году в трех различных контекстах: национальном, региональном и глобальном.

Национальный контекст

Турция продолжит свои поиски самодостаточности за счет увеличения своей военной мощи и эффективности, особенно за счет производства нового высокотехнологичного оружия, такого как боевые беспилотные летательные аппараты. Чем более развита ее оборонная промышленность, тем более автономной станет Турция; и чем более автономной становится Турция, тем более независимой будет ее внешняя политика. Таким образом, очевидно, что Турция продолжит инвестировать в оборонную промышленность, наиболее важный элемент использования жесткой силы во внешней политике.

Кроме того, основные институты безопасности, такие как Вооруженные силы Турции (TSK) и Национальная разведка, консолидируют свое новое мышление, которое придает большее значение их функциям в борьбе с внешними угрозами, как региональными, так и глобальными, и мерами, принимаемыми против внешней безопасности. развития.

Когда турецкие службы безопасности отказались от своих взглядов внутрь себя и начали действовать в качестве реальных субъектов внешней политики, применение жесткой силы Турции во внешней политике усилилось. Чем больше опыта турецкие службы безопасности приобретут в зарубежных операциях, тем активнее они станут во внешней политике.

Кроме того, Турция продолжит извлекать выгоду из своих новых субправительственных и неправительственных субъектов во внешней политике, чтобы увеличить свой потенциал мягкой силы в международной политике. Несмотря на ряд внутренних экономических проблем, Турция резко увеличила свой экспорт в 2021 году, превысив рекордный уровень в 225 миллиардов долларов (2,98 триллиона турецких лир) в более чем 170 стран.

Региональный контекст

Очевидно, что Турция продолжит внимательно следить за развитием событий в регионе, чтобы снизить напряженность в условиях региональных кризисов и улучшить процесс нормализации отношений со странами региона, такими как Саудовская Аравия, Египет, Армения и Израиль. Все эти процессы нормализации и региональные события, так или иначе, связаны с политикой президента США Джо Байдена в отношении Ближнего Востока, особенно в отношении Ирана.

Турция адаптирует свою региональную политику в соответствии с новой региональной динамикой. Сделан первый конкретный шаг к нормализации турецко-армянских отношений. В то время как Турция решила начать чартерные рейсы между двумя странами, Армения готовится прекратить бойкот турецких товаров. Как ожидается, этот процесс будет иметь положительные последствия для политической стабильности Южного Кавказа.

Второй конкретный шаг был сделан в отношении процесса нормализации отношений с Саудовской Аравией. Эрдоган только что заявил, что в следующем месяце посетит Саудовское королевство. Этот визит свидетельствует о прекращении вражды между двумя государствами после убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги и продолжении процесса нормализации отношений со странами Персидского залива. Саудовская Аравия также может прекратить неофициальный бойкот турецких товаров.

Турция продолжит оставаться одним из самых активных дипломатических игроков в некоторых региональных вопросах, таких как украинско-российский кризис, растущая напряженность в бассейне Черного моря и сохраняющиеся проблемы в Восточном Средиземноморье.

Турция продолжит проводить многомерную внешнюю политику по отношению к мировым державам. То есть, учитывая политическую нестабильность на глобальном уровне и растущую напряженность среди глобальных игроков, он не будет отдавать предпочтение друг другу.

Скорее всего, один из конфликтов, который Турция не сможет разрешить, — это ее сложные отношения с Грецией, которую безоговорочно поддерживают большинство западных стран, таких как США и Франция. К сожалению, в основном из-за максималистских требований греческой стороны, турецко-греческий конфликт продолжит отравлять турецко-европейские отношения».