- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о турецкой реакции на события в Казахстане. Часть 1

В ответ на события, происходящие в Казахстане, включая решение по отправке контингента ОДКБ, Турция отреагировала с суточной задержкой. Пресс-релиз турецкого МИДа появился лишь 5 января 2022 года. Цитируем:

«Мы внимательно следим за акциями протеста, которые начались 2-3 января 2022 года в Казахстане и закончились отставкой Правительства сегодня утром.

Мы придаем значение стабильности дружественного Казахстана. Наша надежда — мир и спокойствие братского казахского народа. Мы полностью уверены, что руководство Казахстана преодолеет этот кризис. Мы доверяем здравому смыслу казахстанцев и надеемся, что события в ближайшее время утихнут.

Желаем скорейшего выздоровления нашим казахстанским братьям, в том числе силовикам, пострадавшим в результате инцидентов».

Организация тюркских государств отреагировала, ещё позже — 6 января следующим заявлением:

«В свете последних событий в Казахстане, государства-члены Организации тюркских государств:

Подчеркивают важность, которую они придают миру и стабильности в Казахстане, и выражают свою твердую солидарность с государством-членом Казахстаном.

Выражают свою веру в мудрость и желание братского казахского народа вернуться к нормальной жизни.

Заявляют о своей уверенности в способности казахстанских властей мирным путем разрядить напряженность и восстановить спокойствие и порядок.

Выражают готовность поддержать народ и правительство Казахстана в случае необходимости.

Выражают соболезнования погибшим во время инцидентов и желают скорейшего выздоровления пострадавшим».

Ключевые слова здесь, как представляется, здесь — про «готовность поддержать народ и правительство Казахстана».

Пока получается, что ОДКБ, возглавляемое Арменией (по праву председательства в Организации – И.С.) опередила ОТГ, возглавляемую Турцией (по тому же самому праву временного председательства с ноября прошлого года – И.С.). В чем, вообще-то говоря, есть своя политическая ирония и свой политический смысл. Ирония, конечно, в том реваншизме, который можно усмотреть в действиях Армении в Казахстане, после поражения в войне в Нагорном Карабахе, нанесенном ей со стороны Азербайджана при поддержке Турции. А смысл заключается ещё и в том, что премьер-министру Армении Н.Пашиняну дается возможность проявить «свою политическую волю» и набрать политических очков, которые он изрядно, после Нагорного Карабаха растратил. Кроме того, накануне турецко-армянских переговоров укрепляется и позиция Еревана.

В общем, не будет преувеличением сказать, что по части оформления действий ОДКБ (если вывести за рамки ту стремительность, с которой все было сделано – И.С.) все так же сделано весьма глубоко и даже красиво, со многими слоями и смыслами (даже если армянское председательство в ОДКБ и стало, своего рода, случайностью – подобные случайности тоже надо уметь обыгрывать – И.С.).

Однако, своих попыток принять участие в казахстанском урегулировании ОТГ, как представляется, не оставит.

Вплоть до публикации двух процитированных выше официальных документов, турецкие СМИ хранили режим полной «радиотишины» на предмет того, что происходит в Казахстане. Заметим, что речь идет не просто о «какой-то» стране, а о стране-ключевом партнёре Турции в деле «пробуждения тюркского мира», которая стояла у истоков Организации тюркских государств. Первые комментарии начали появляться только 7 января с.г.

Видно, что Турция взяла длиннющую, по меркам динамики разворачивающихся в Казахстане событий, паузу. Практически трое суток на то, чтобы появиться с какими-либо заявлениями – это слишком долго, в условиях того стремительного «марш-броска», который был предпринят со стороны ОДКБ.

С другой стороны, какие у Турции и у ОТГ возможности в складывающейся ситуации?

Механизмов «коллективной обороны» в Организации тюркского сотрудничества пока не создано, хотя турки их и пытались продвинуть в принятый в Стамбуле в ноябре прошлого года документ «Видение-2040». Не вышло… Да даже, если бы и вышло, сегодня — 2022-й, а не 2040-й год…

На то, чтобы приглашать отдельно взятых турецких миротворцев, под лозунгами, допустим, «тюркского братства», у казахов  рефлекс (пока ещё – И.С.) не выработался. Проще и понятнее, заявив о внешней (а не внутренней, как можно было бы подумать – И.С.) угрозе, пригласить Россию и ОДКБ. Упирая на фактор протяженной российско-казахстанской границы и объектов критической инфраструктуры (например космодрома Байконур – И.С.).

Есть ещё вариант с излюбленным для турок посредничеством, однако, о нем можно будет говорить лишь в том случае, если внутренний конфликт приобретет затяжной характер и у оппозиции появится официально признанное лицо (типа Мухтара Аблязова, выходящего на связь с украинского номера – И.С.), которое сможет навязать казахстанским властям диалог. Тогда можно будет говорить о наличии «законных требований народа Казахстана», к которым следует прислушаться.

Неслучайно ведь в пресс-релизе Организации тюркских государств сказано «Выражают готовность поддержать народ и правительство Казахстана в случае необходимости». Опять же, можно считать случайностью, а можно и нет, что последовательность в пресс-релизе именно такая – сначала «народ», читай, со своими требованиями, а потом уже и правительство Казахстана.

В общем, турецкая «мягкая сила» пока что выглядит невостребованной – но это лишь только вопрос времени (см. ниже)..

Но вопрос заключается в том, что не просматривается того, что задействование механизмов ОДКБ во внутриказахстанском, в общем-то, конфликте, принесло бы России желаемые дивиденды.

Что Казахстан Крым признает? С латиницы на кириллицу вернется? Русский язык сделают вторым государственным? Если говорить шире то, может быть, зайдет речь об углубленной интеграции в рамках Союзного государства? — На все эти вопросы — ответ «нет» (хотелось бы сказать, хотя бы, что «пока нет» И.С.).

Пока выглядит так, что для России ситуация в Казахстане — про разгребание очередного завала и обеспечение собственной безопасности. Ничуть не умаляя жизненной важности последнего.

Выйти из этой ситуации с чем принципиальным для себя ещё в сухом остатке, раз уж так складывается, — головоломка та ещё… Причем, Москве соображать надо быстро — договариваться надо, что называется, «на берегу». Потом скажут «спасибо» и проводят до двери, как было уже не раз.

Туркам же быстро соображать не надо — их партия длинная. В принципе, могут позволить себе брать двух- и трехдневные паузы. Тем не менее, где-то с 6-го января заговорили турецкие обозреватели. Вот что на тему событий в Казахстане написал известный турецкий политический обозреватель TRT World Юсуф Эрим в своем Твиттере:

«Единственными приемлемыми миротворческими силами для содействия стабильности в Казахстане являются миротворческие силы Организации тюркских государств, которые должны быть развернуты только по запросу государства-члена Казахстана. Сообщения о российских ЧВК / возглавляемой Россией коалиции — это не что иное, как вторжение».

Накануне автор данной статьи лично говорил с автором упомянутых строк, который прямо заявил, что действия ОДКБ в Казахстане должны стать тем, что называется wake-up call для Организации тюркских государств, ну, то есть, «звоночком» для тюркского мира.

Мол, тюркский мир «проспал» в прошлом ноябре возможность создать механизм коллективной обороны в ходе стамбульского Саммита и теперь «имеет вторжение России в Казахстан под личиной ОДКБ».

Тут, конечно, не то, чтобы «тюркский мир что-то там проспал»…

Тут надо начинать «от печки», что называется и сказать, что ставить знак равенства между Организацией тюркских государств и тюркским миром было бы некорректно. Хотя, конечно, создатели организации и хотели бы претендовать на это. Однако, заметим, что есть ещё и тюркские народы России, которые не представлены и не будут представлены в этой организации. Так что, ОТГ, хоть потенциально и крупный игрок, но далеко не единственный в этом смысле.

Потом ОТГ ничего «не проспали» — просто проект документа в части создания общего военного механизма, предложенный Турцией, не прошел. Не прошёл не потому, что страны-участницы ОТГ не видят для себя потенциальных угроз в обозримой перспективе, с которыми лучше справляться коллективно. Вся логика событий на всем, без исключения постсоветском пространстве, указывает на то, что ситуация – крайне сложная для всех и готовиться надо к самым разнообразным сценариям.

Но, по всей видимости, справляться с ними государства члены ОТГ (за исключением Турции, и, возможно, Азербайджана – И.С.) хотят в других форматах. Кто-то из этих стран — в составе ОДКБ.

Далее: будет ли вхождение ОДКБ в Казахстан по приглашению руководства страны wake-up call для стран ОТГ? Именно так, а никакое не «вторжение России» — сразу отбросим эти спекуляции в сторону, хотя, как представляется, именно этот тезис, касательно действий ОДКБ в Казахстане, придется очень часто слышать в зарубежных, в том числе, в турецких, СМИ в обозримой перспективе.

В том смысле, что в этом году в Организации тюркских государств председательствует Турция, которая будет, очевидно, идею механизма военного взаимодействия между странами-участницами всячески продвигать. Так, 11 января будет внеочередной Саммит ОТГ на уровне министров иностранных дел (в формате видеоконференции – И.С.).

Так вот, получится ли это у Турции сделать? В краткосрочной перспективе – ответ «нет», а что дальше будет — будет зависеть от характера и успешности действий ОДКБ в Казахстане.

В интересах России, чтобы действия ОДКБ с тактического уровня реагирования на конкретную угрозу, получили бы в Казахстане долгосрочное стратегическое измерение, причем не только по военно-политической линии.

Ну, а в интересах Турции, соответственно, называя вещи своими именами, противопоставить свой альтернативный, существующий пока ещё только в проекте, механизм военного реагирования — ОДКБ. Сделать это можно одним лишь способом: поставить под сомнение эту организацию и её действия в Казахстане. Причем даже легитимность этих действий, упирая на тот самый, вышеупомянутый тезис о том, что произошло не вхождение ОДКБ в Казахстан по приглашению законной казахстанской власти, а вторжение России под предлогом помощи Казахстану. Тут, конечно, можно ещё и тезис продвигать о том, что Токаев отстранил от власти Назарбаева, а, следовательно, может быть поставлена под сомнение легитимность казахстанского приглашения ОДКБ. Однако, как представляется в такие «дебри» Турция точно не пойдет.

Казахстан — первая операция подобного рода для ОДКБ и, соответственно, у неё нет сложившегося имиджа. Грамотная российская пропаганда и контрпропаганда ОДКБ, адекватное освещение её действий и пресечение разного рода вбросов и спекуляций, приобретает в наши дни для России одно из первостепенных значений — вряд ли, сильное меньшее, чем сама операция.

Следует ожидать того, что «зарубежные партнеры России» будут бросать огромные силы на то, чтобы «загасить ОДКБ в зародыше», на первом же прецеденте использования.

Тем не менее, не будем торопиться с выводами о турецкой позиции в отношении действий ОДКБ в Казахстане. А обратимся к тем публикациям, посвященным Казахстану, которые начали появляться с утра 8 января, как «по отмашке сверху». Впрочем, не будет преувеличением сказать, что руководство Турции контролирует, в значительной степени, турецкие СМИ.

Обратимся к турецким публикациям на эту тему. И в частности, к статье Ихсана Акташа в самой известной турецкой англоязычной газете Daily Sabah — «Политическое и социальное сотрудничество между тюркскими странами».

Цитируем:

«После окончания «холодной войны» международная политика испытала серьезные потрясения, поскольку отдельные государства столкнулись лицом к лицу с беспрецедентными проблемами. Одной из таких региональных проблем стала вспышка восстаний в арабских странах. Так называемая «арабская весна», начавшаяся как движение за демократию, вскоре превратилась в региональный хаос, втянув такие страны, как Сирия, Йемен и Египет, в политические потрясения из-за гражданских войн и государственных переворотов.

Несмотря на то, что биполярный баланс сил времен холодной войны был заменен однополярным миропорядком США, США международной гегемонии бросила вызов не только военная мощь России, но и экономическая мощь Китая. В Сирии, Грузии и Украине Россия вновь превратилась в военную сверхдержаву, навязывая свои условия другим глобальным игрокам. Помимо соперничества между США. и России, на мировую арену вышли новые игроки. Помимо доминирования Китая в мировой экономике, региональными державами стали Индия, Индонезия, Турция, Иран и Пакистан, а ведущие европейские страны утратили свое значение в международной политике. Это увеличение количества ключевых игроков на международной арене создало многополярный баланс сил, который, в свою очередь, создал хаотичную международную систему.

Казахстанская история

Будучи большой тюркской страной, Казахстан переживает неожиданные политические потрясения. До начала этих протестов Казахстан казался успешным государством с сильными государственными традициями, работающей системой социального обеспечения и огромными экономическими ресурсами. У Казахстана также была демократическая цель объединения различных конфессий и национальностей под одним знаменем. Эта политическая суматоха еще раз продемонстрировала, что тюркские государства должны установить региональную солидарность и сотрудничество между собой.

В эпоху после окончания «Холодной войны» Турции грозит распад традиционных союзов. Преследуя региональные интересы Анкары, президент Реджеп Тайип Эрдоган не воздержался от использования жесткой силы Турции на Ближнем Востоке, в Восточном Средиземноморье и на Кавказе. Приняв многоаспектную и многостороннюю внешнюю политику, Турция превратилась в региональную державу.

После своих с трудом завоеванных побед на международной арене Анкара приступила к реорганизации своих отношений с глобальными и региональными державами. Стране удалось пережить этот период хаоса благодаря сильной государственной структуре, армии и экономике. Под сильным руководством Эрдогана Турция в настоящее время оживляет свои отношения с США, ЕС, Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), Египтом и Арменией.

Тюркский мир и Турция

В 2009 году была основана Организация тюркских государств как региональный союз тюркских стран. Вдохновленная успехом Турции и Азербайджана в Нагорно-Карабахской войне, эта Организация имеет жизненно важное значение с точки зрения формирования международной солидарности и сотрудничества между тюркскими странами.

Для достижения этой цели тюркские государства должны установить между собой социальную сеть через узы гражданского общества. Несмотря на успехи в решении отдельных проблем, с которыми она сталкивается в международной политике, Турция должна оживить свое региональное сотрудничество с другими тюркскими государствами.

Чтобы пройти через хаотичную эпоху после холодной войны, государства должны укреплять политические, социальные и экономические связи между собой. Став региональным игроком, Турция должна взять на себя инициативу в установлении прочного и устойчивого сотрудничества между тюркскими странами. Поскольку основные европейские державы продолжают уходить с международной арены, Турция должна заполнить образовавшуюся пустоту, решая региональные проблемы не только на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье, но также на Кавказе и в Центральной Азии».