- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О посреднических усилиях ООН на суданском треке

Сразу после неожиданной отставки в начале января с.г. суданского премьер-министра А.Хамдока политическое руководство ООН выступило с посреднической инициативой по организации общенационального диалога в стране с участием всех сил и течений, включая повстанцев Дарфура. Об этом 8 января заявил специальный представитель ООН по Судану Волкер Пертес. Эта инициатива анонсирована на фоне эскалации насилия и растущих уличных протестов населения, против которых военное руководство Судана применяет все более жесткие меры подавления. В частности, в минувшие выходные с лозунгами против совершенного в октябре с.г. фактического военного переворота в Хартуме вышли тысячи протестантов, двое из которых были убиты в ходе столкновений.

В образующемся вакууме власти после отставки А.Хамдока эксперты усматривают серьезную, возрастающую угрозу подрыва легитимного процесса транзита к новой демократической системе, отмечая в частности риски срыва намеченных на июль 2023 года общенациональных выборов. Начавшийся в октябре тренд по сосредоточению всей полноты власти в руках военных ведет к вспышке массовых протестов со стороны различных оппозиционных сил и повстанческих группировок, а главное – грозит вновь взорвать ситуацию в Дарфуре.

Именно этим и объясняется внезапная реакция со стороны ООН сыграть на опережение и не допустить дальнейшей эскалации насилия и роста противостояния между конфликтующими кланами и политическими течениями, что может вновь привести к расколу общества. Главным водоразделом в этом внутреннем конфликте служит изначальная непримиримость позиций сторон относительно процесса транзита к новой политической системе. С одной стороны, выступающие с протестами политические движения, которые являются оппозиционными к военному генералитету, настаивают на полном неучастии военных в управлении страной в период транзита. Во главе этих протестов стоит коалиционное объединение «Силы за свободу и перемены», которое фактически сформировало основу переходного правительства А.Хамдока в 2019-2021 гг. Главный лейтмотив протестов – добиться того, чтобы у руля в переходный период находилось исключительно гражданское правительство, без даже самого минимального участия военных. С другой стороны, генералитет не приемлет такого подхода и намерен контролировать управления страной «вплоть и только до момента прихода к власти законно избранного и легитимного правительства».

Перед посредниками в лице внешних партнеров Судана и ООН таким образом стоит важная задача сближения этих двух непримиримых позиций. После ухода в отставку компромиссной фигуры А.Хамдока эта задача в значительной степени усложняется. Пока не очень понятны сроки и формат проведения таких переговоров, за исключением общих посылов от спецпредставителя генерального секретаря ООН В.Пертеса. В частности, он пообещал сделать этот процесс максимально инклюзивным и репрезентативным, то есть вовлечь в переговоры всех потенциальных участников, в том числе представителей гражданского общества и женских организаций.

Понятно, что ключевую роль в запускаемом через механизмы ООН посредническом переговорном процессе играют внешние партнеры Судана. Большинство западных игроков по Судану – США, Великобритания, Европейский союз и Норвегия — сразу же выступили в поддержку инициативы ООН и призвали к консолидации и диалогу все политические силы Судана. Инициативу ООН также поддержали и влиятельные арабские монархии — ОАЭ и Cаудовская Аравия.

В то же время, добиться внутреннего консенсуса будет сложно. В том числе и потому, что суданская оппозиция неоднозначно восприняла инициативу ООН. С одной стороны, ее негласно поддержала ведущая оппозиционная группа – «Cилы за свободу и перемены», которая однако заявила, что ожидает от ООН деталей предложенной инициативы. При этом однако суданская Ассоциация профессионалов, которая объединяет 17 различных профсоюзов и движений, и выступала в качестве одной из ведущих протестных сил в ходе свержения президента Омара аль-Башира в 2019 году, на данном этапе категорически отвергла инициативу ООН. Она потребовала роспуска Военного совета и предания ее членов суду за совершенные преступления.

О реакции военного истеблишмента на инициативу ООН пока неизвестно. Однако ясно,  что генералитет будет готов к серьезному разговору исключительно с группой ведущих внешних игроков и единственным серьезным рычагов влияния на них может являться обещанная по линии финансовых институтов, чья международная помощь поможет восстановить национальную экономику и избежать финансового коллапса. Несмотря на запуск инициативы ООН, военное командование на деле продолжает жестко пресекать уличные протесты и применять насилие против протестующих, что еще более осложняет достижение внутриполитического консенсуса.

Таким образом, запущенная ООН посредническая инициатива является своевременной, нацеленной на преодоление растущих разногласий между военными и оппозиции после отставки премьер-министра А.Хамдока. В то же время, ее детали пока не четко озвучены, а реальные перспективы достаточно туманны с учетом неоднозначного восприятия миротворческих усилий ООН даже внутри суданской оппозиции, не говоря уже о военном истеблишменте.