- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии военно-политической ситуации в Сомали

Военно-политическая обстановка в Сомали после государственного переворота, совершённого 27 декабря премьер-министром Махамедом Хусейном Робле и его сторонниками, остаётся весьма напряжённой. Со дня госпереворота президент страны Махамед Абдулахи Махамед (Фармаджо) остаётся в своей резиденции в правительственном комплексе «Вилла Сомалия» под защитой батальона гвардейцев, изредка проводя консультации со своими советниками относительно дальнейших действий. Там же, на территории «Виллы Сомалия», располагаются офисы премьер-министра, министра обороны и министра внутренней безопасности, охраняемые верными им подразделениями  Сомалийской национальной армии (СНА) и Службы национальной безопасности и разведки (СНБР). Кроме того подступы к «Вилле Сомалия» охраняются отрядами полиции и СНБР, усиленными бронетехникой, а также подразделениями африканских миротворческих сил АМИСОМ. Таким образом, в самом центре Могадишо уже две недели сохраняется противостояние враждебно настроенных вооружённых группировок, которое в любой момент может перерасти в реальные боевые действия. Положение ещё более усугубляется тем, что значительная часть политиков и старейшин племён хавие требуют немедленного ареста бывшего президента и предания его суду. Впрочем, бóльшая часть командиров и начальников СНА пока сохраняют нейтралитет, руководствуясь указаниями главнокомандующего о невмешательстве во внутриполитические процессы.

Между тем премьер-министр предпринимает активные шаги по дискредитации свергнутого президента и закреплению за собой статуса единственного законного и полномочного лидера Сомали. 30 декабря М.Х.Робле провёл заседание правительства, на котором представил недавние события как попытку Фармаджо устроить в стране госпереворот путём отстранения его, главы правительства, от законной власти. В этой связи премьер-министр поручил правительству провести расследование событий, произошедших в правительственном комплексе 27 декабря, и привлечь к ответственности лиц, «причастных к проведению неудавшегося госпереворота». На заседании правительства также было поддержано предложение МВБ сформировать специальную смешанную группировку сил для обеспечения безопасности в столице. В эту группировку предлагается включить надёжные, верные правительству подразделения СНА, СНБР и федеральной полиции.

Наряду с этими решениями на том же заседании правительством был утверждён отчёт об исполнении госбюджета за 2020 год. Вообще-то решение по такому вопросу, согласно конституции, должен выносить парламент страны, но этот высший орган законодательной власти под угрозой роспуска  фактически прекратил свою деятельность ещё с 1 мая 2021 года.  Бездействие парламента развязало руки премьер-министру и его правительству при вынесении ряда сомнительных в правовом отношении постановлений и при заключении международных соглашений. Полагаем, что поспешное утверждение правительством отчёта об исполнении бюджета преследует цель уйти от ответственности за допущенные хищения госсредств и многомиллионные растраты, выявленные Главным государственным ревизором и опубликованные в ноябре прошлого года. Кстати, до сих пор не обнародованы результаты расследования комиссии МО Сомали по поводу выдвинутых в адрес премьер-министра обвинений в незаконном присвоении им участка земли, находящегося в государственной собственности. Заметим, что ни сам премьер, ни его пресс-служба так и не опровергли сообщения о строительства им жилого дома в Могадишо, неподалёку от штаба ВМС Сомали. А ведь именно упомянутые обвинения стали основанием для президентского указа о временном отстранении Робле от исполнения обязанностей премьер-министра до окончания проверки.

Стремясь хоть как-то легитимизировать присвоение себе полномочий президента, премьер-министр Робле в начале января созвал очередное совещание Национального консультативного совета (НКС) Сомали, в ходе которого попытался заручиться поддержкой глав федеральных регионов в утверждении своего нового статуса верховного главнокомандующего. Совещание, посвящённое главным образом проблемам проходящих в стране выборов, продолжалось целую неделю. Однако большинство глав ФР, несмотря на оказанное на них давление со стороны М.Х.Робле и «Союза кандидатов на пост президента», отказались включить в итоговое коммюнике положения, осуждающие Фармаджо за «попытку госпереворота» и подтверждающие передачу премьер-министру всей полноты ответственности за обеспечение безопасности в стране. В итоговый документ совещания НКС были включены лишь 18 из 25 предложенных пунктов, относящиеся к порядку проведения и срокам завершения парламентских выборов. В частности, было решено повысить прозрачность избирательного процесса и провести заключительный этап парламентских выборов в период с 15 января по 25 февраля с.г. Главы ФР Сомали вновь призвали вооружённые силы страны соблюдать нейтралитет во внутриполитических вопросах и добросовестно исполнять свой конституционный долг. В то же время участники НКС потребовали от командования африканских миротворцев усилить безопасность в правительственном комплексе «Вилла Сомалия».

Несмотря на то, что М.Х.Робле не добился полной поддержки своих действий со стороны федеральных регионов Сомали, тем не менее, он намерен уже в ближайшее время целиком взять под свой контроль все федеральные силовые структуры, включая СНА, как того требуют старейшины и политики племён хавие. Тем самым Робле обеспечит даль-нейшее проведение парламентских и президентских выборов в условиях политического доминирования оппозиционных Фармаджо сил, что очевидно позволит им одержать победу на выборах. Не случайно на 13 января оппозицией намечено проведение в Могадишо, в непосредственной близости от «Виллы Сомалия», массовой демонстрации в поддержку премьер-министра и с требованием отставки Фармаджо. И это несмотря на рекомендации минздрава Сомали исключить любые скопления людей в связи продолжающейся пандемией COVID-19.

С целью дальнейшего упрочения главенствующего положения Робле недавно назначенные им министры обороны и безопасности начали проводить чистку в рядах высшего командного состава силовых структур. По сообщениям столичных СМИ, по требованию министра обороны уже сняты со своих должностей несколько командиров бригад и батальонов СНА, включая начальника президентской гвардии бригадного генерала Хасана Адама Дииса. На его место назначен родственник министра внутренней безопасности подполковник Ахмед «Гелле». Повод для отставки подыскивается и в отношении ВРИО директора СНБР полковника Ясина «Фарея» и начальника столичной полиции бригадного генерала Фархана «Кароле», назначенных на эти должности по указанию Фармаджо.

Определённые изменения просматриваются и во внешней политике Сомали. Вслед за возобновлением связей с Кенией премьер-министр Робле, избавившись от президентского и парламентского контроля, взялся за восстановление тесных отношений с Объединёнными Арабскими Эмиратами, ближайшим внешним союзником и спонсором оппозиции. Как известно, отношения между Могадишо и Абу-Даби были практически свёрнуты в 2018 г. после того как власти ФРС арестовали в столичном аэропорту незаконно ввезённую из ОАЭ крупную партию валюты (около 9,6 млн долл. США), предположительно предназначавшуюся для поддержки сомалийской оппозиции. МИД Сомали тогда обвинил ОАЭ во вмешательстве во внутренние дела ФРС. В ответ ОАЭ прекратили военную и гуманитарную помощь Сомали. И вот, после отстранения Фармаджо от власти, 7 января в Могадишо из ОАЭ прибыл первый авиалайнер, доставивший, по официальным сообщениям, 55 тонн продовольствия и предметов первой необходимости в рамках гуманитарной помощи населению Сомали. Правда, по указанию премьер-министра, таможенной службе и службе безопасности аэропорта было запрещено осматривать доставленный груз. При этом М.Х. Робле лично прибыл в аэропорт для встречи самолёта и прибывшей делегации, где поблагодарил руководство ОАЭ за помощь и пообещал вернуть арестованную властями Сомали денежную сумму. Узнав об этом,  Фармаджо сразу же отдал распоряжение управляющему Центробанком Сомали не размораживать указанную сумму ввиду её нелегального ввоза в страну, однако вряд ли это распоряжение будет исполнено, поскольку практические все экономические рычаги власти уже давно находятся в руках премьер-министра.

Вместе с тем следует отметить, что уделяя первостепенное внимание борьбе за верховную власть в стране, М.Х. Робле отодвинул на задний план решение острейших экономических и социальных проблем Сомали, которые обострились в последние месяцы в связи с жестокой засухой, разразившейся в центральных и юго-западных провинциях страны. Как заявили на днях губернаторы пров. Хиран и Гедо, после объявления 23 ноября 2021 г. премьер-министром чрезвычайной ситуации в стране из-за засухи правительство практически ничего не сделало для оказания помощи местному населению. А между тем, по данным ООН, каждый третий сомалиец остро нуждается в гуманитарной помощи.

Ещё один существенный фактор, негативно влияющий на развитие ситуации в Сомали, это самоустранение части правительственных войск от борьбы с исламистской террористической группировкой «Аш-Шабаб» и вовлечение их во внутриполитическую и межклановую борьбу в Могадишо и других городах страны. Данное обстоятельство позволило исламистам заметно активизировать свои боевые и диверсионные операции не только в сельской местности в центре и на юге Сомали, но и в районах, прилегающих к столице. Так, например, 30 декабря отряды бовиков «Аш-Шабаб» после непродолжительного боя вошли в райцентр пров. Средняя Шабелле гор. Балъад, находящийся всего в 30 км от Могадишо. После разграбления и поджога зданий муниципалитета и полицейского участка боевики беспрепятственно покинули город. Это стало возможным, потому что подразделения 3-й мотопехотной бригады СНА накануне самовольно покинули свои позиции в окрестностях Балъада для участия в антипрезидентской кампании.

Похожие проблемы отмечаются также в Беледвейнэ (пров. Хиран), Галькайо (пров. Гальгудуд) и Босасо (пров. Бари).

Таким образом, военно-политическая ситуация в Сомали остаётся крайне нестабильной и взрывоопасной. Захвативший постепенно все властные полномочия премьер-министр Робле проводит линию на упрочение своего авторитарного положения и завершение так называемых выборов в стране на условиях, выгодных оппозиции. Отстранённый от власти президент Фармаджо находится в политической изоляции и не делает каких-либо попыток активно противостоять противозаконным действиям премьер-министра. В сложившейся ситуации армия и силы безопасности Сомали, в целом как бы соблюдая нейтралитет, по сути, выступают на стороне премьер-министра и способствуют возврату клану хавие доминирующего положения в стране. Сохранение такой тенденции может обеспечить победу на будущих президентских выборах кандидата от одного из племён хавие (вероятнее всего, из племени абгаль), что на некоторое время может несколько стабилизировать ситуацию. Однако в долгосрочной перспективе дальнейшее усиление влияния и вполне вероятная экспансия племён хавие в Сомали может обострить существующие противоречия с племенами дарод и раханвейн и даже привести и к дезинтеграции страны.

Что же касается влияния происходящих в Сомали событий на внутрирегиональные отношения, то возврат хавие к верховной власти в стране скорее всего осложнит отношения Сомали с соседней Эфиопией, но будет способствовать восстановлению связей с Кенией, а также возобновлению диалога с властями Сомалиленда. Вместе с тем, смена власти в Сомали может способствовать усилению влияния там стран Запада и ОАЭ, а также создать более благоприятные условия для притока западного капитала в национальную экономику. Впрочем, сколько-нибудь основательные прогнозы на этот счёт пока делать рано.

Поздно вечером 10 января президент  Фармаджо впервые с 27 декабря выступил с телеобращением к нации. Он призвал сомалийский народ и Вооружённые силы Сомали к единству и сплочённости. Президент признал руководящую роль НКС в проведении выборов и поддержал итоги завершившегося в Могадишо совещания НКС. В своей речи Фармаджо также подчеркнул достигнутые руководством страны успехи во внутренней и внешней политике. Данное обращение президента к нации свидетельствует о его намерении продолжить борьбу за переизбрание на очередной президентский срок.