Заметные изменения происходят в прибрежных акваториях стран Ближнего Востока. По всему восточному берегу Средиземноморского бассейна глобальные и региональные игроки расширяют портовые мощности, строя новые порты и перепродавая государственную портовую инфраструктуру частным компаниям. Акторы, которые владеют портовыми объектами критической инфраструктуры сегодня, будут занимать лидирующие позиции в торговой сети региона в ближайшем будущем. Например, в случае полного восстановления порта Бейрута, морская коммерческая архитектура Леванта подвергнется диверсификации, что, как следствие, повлияет на геополитические контуры Ближнего Востока в первой четверти XXI века[i] [1].
Возможность того, что правительство Ливана может выбрать китайские компании в качестве подрядчиков для реконструкции бейрутского порта, вызывает обеспокоенность в Вашингтоне и европейских столицах. Это вызвано тем, что влияние этой дальневосточной страны уже распространилось на торговые порты Египта, Израиля и Греции. Усиление позиций Китая в Ливане за счет обеспечения портовых перевозок может укрепить контроль Пекина над структурой коммерческих связей всего Леванта. В таком случае, переориентация коммерческих потоков между Европой, Ближним Востоком и Азией сделает китайскую инициативу «Один пояс, один путь» значимым фактором в международных отношениях на Ближнем Востоке. Однако помешать амбициям Китая может успешная кооперация Франции и Турции, направленная на совместное восстановление бейрутского порта.
4 августа 2021 года Франция совместно с ООН провела «Конференцию в поддержку населения Ливана», представленную в формате видео-конференции доноров 33 стран[ii] [2]. Основная цель мероприятия – сбор средств для предотвращения чрезвычайной экономической ситуации в Ливане. Конференция была организована в годовщину взрыва, разрушившего порт Бейрута, в результате чего в той или иной степени пострадало около 300 000 жителей Бейрута[iii] [3]. В ходе конференции организаторам удалось собрать сумму около 370 млн долл.: Франция взяла на себя финансовые обязательства в размере 100 млн евро (118 млн долл.); Германия пожертвовала 40 млн евро (47 млн долл.); США сделали взнос в 100 млн долл. С одной стороны, финансирование восстановления бейрутской инфраструктуры показывает важность геополитического положения Ливана для Парижа, Берлина и Вашингтона. С другой стороны, финансовые обязательства помогают продвигать заявки Франции и Германии на восстановление порта Бейрута, а США получают большие гарантии в том, что Китай не будет участвовать в восстановлении разрушенного объекта[iv] [4].
В целом, ливанское руководство ведет переговоры о реконструкции порта Бейрута с четырьмя странами: Китаем, Францией, Германией и Турцией. Существуют и другие претенденты, например расположенная в ОАЭ компания DP World, которая также проявила интерес к рассматриваемому проекту. Стремясь вывести работу порта Бейрута на полную мощность, французский судоходный гигант CMA CGM еще в сентябре 2020 года сделал предложение стоимостью около 400-600 млн долл. по реконструкции поврежденной портовой инфраструктуры в течение трех лет, включающее увеличение мощностей и модернизацию системы управления портом[v] [5].
Независимо от того, какое из предложений будет выбрано бейрутскими заказчиками, французская CMA CGM сыграет важную роль в модернизации порта. Компания, входящая в десятку крупнейших портовых операторов мира, принадлежит франко-ливанской семье Сааде, основатель которой Жак Сааде родился в Бейруте и эмигрировал во Францию в 1978 году[vi] [6]. Компания уже является ведущим оператором порта Бейрута, отвечая за логистику примерно 60 % всей продукции, проходящей через порт. Объективно, у нее наиболее выгодные позиции для оформления государственно-частного партнерства с правительством Ливана на строительные работы[vii] [7].
В отличие от CMA CGM, немецкий консорциум во главе с Hamburg Port Consulting (HPC) предложил в апреле 2021 года достаточно амбициозный план реконструкции города стоимостью около 7,2 млрд долл., предусматривающий перемещение порта в другое место и реконструкцию крупных объектов в городе, включая строительство жилых районов, открытого парка, а также создание нового пляжа на месте разрушенного взрывом порта[viii] [8]. Оценочно, немецкий план требует в три-пять раз дольше времени, чем план французской CMA CGM[ix] [9]. Однако, предложение HPC предусматривает создание более 50 000 постоянных рабочих мест для жителей Бейрута[x] [10].
Строительство и эксплуатация Китаем порта Бейрута усилит его растущее доминирование на торговых морских маршрутах через восточное Средиземноморье. Эта страна уже контролирует транс-средиземноморскую торговую морскую артерию, которая соединяет порты Египта с материковой частью Европы в перевалочном порту в Пирее (Греция)[xi] [11]. Оператор Пирейского порта China Ocean Shipping Company (COSCO) предоставляет грузовые железнодорожные перевозки, конечными пунктами которых являются Австрия, Чешская Республика, Германия и Польша.
Китай помогает Египту увеличить общую контейнерную вместимость своих портов на Средиземном море. Большая часть внешней торговли Египта осуществляется через порт Александрия и вспомогательный порт Эль-Дехейла с общей контейнерной вместимостью 1,5 млн двадцатифутовых эквивалентов (TEU, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств)[xii] [12]. Порты управляются гонконгской компанией Hutchison Port Holdings. Hutchison также готовит к открытию в начале 2022 года новые причалы египетского порта Абу-Кир объемом 2 млн TEU[xiii] [13].
Суэцкий контейнерный терминал (SCCT) на 5,4 млн TEU в Восточном Порт-Саиде принадлежит голландской компании APM (55%) и китайской COSCO (20%), а оставшаяся доля в 25% разделена между организациями и участниками частного сектора Египта. SCCT обслуживает всю экономическую зону Суэцкого канала, крупнейшим инвестором которого также является Китай. Хотя Египет успешно использовал свои отношения с Китаем для привлечения инвестиций в транспортную инфраструктуру, Каир по-прежнему стремится диверсифицировать свои отношения с деловыми партнерами, чтобы избежать чрезмерной зависимости от Пекина. В январе 2021 года Египет объявил о своем намерении пригласить французскую компанию CMA CGM для разработки дополнительного контейнерного терминала объемом 1,5 млн TEU в порту Александрии, что говорит о наличии стратегического партнерства между Египтом и Францией в Африке[xiv] [14].
На левантийском побережье китайская государственная компания Shanghai International Port Group (SIPG) в сотрудничестве с Shanghai Zhenhua Port Machinery Company, ведущим мировым поставщиком тяжелого погрузочного и логистического оборудования, построила новый современный частный порт в Хайфский залив («Порт Залива») в Израиле с контейнерной вместимостью более 1,86 млн TEU[xv] [15]. Компания SIPG планирует управлять крупнейшим контейнерным терминалом Израиля в течение следующих 25 лет. Обладая возможностью осуществлять грузовые железнодорожные перевозки в Бейт-Шеан (недалеко от пограничного перехода с Иорданией), Китай потенциально может продлить железную дорогу до Иордании, создав таким образом сообщение с арабскими странами Персидского залива. Китай также поучаствовал в создании портовой инфраструктуры в Ашдоде – проект Terminal Investment Limited, терминального подразделения в составе MSC[xvi] [16]. Кроме того, после приватизации в октябре 2021 года Израилем государственного порта Хайфа, за возможность стать инвесторами борются четыре группы компаний из Израиля, Европы, Индии и ОАЭ – Israel Shipyards Industries в консорциуме с DP World, британские DAO Shipping и Lomar в консорциуме с израильским инфраструктурным фондом Generation Capital, индийская Adani Ports в консорциуме с израильской Gadot Group. В состав четвертого консорциума входит израильская Shafir Engineering[xvii] [17].
Британские исследователи и журналисты полагают, что китайские подрядчики также нацелились и на ливанский порт Триполи, расположенный на севере Бейрута[xviii] [18]. Компания China Harbour Engineering Company (CHEC), построившая новый израильский порт в Ашдоде, модернизировала и расширила порт Триполи с помощью китайских кранов, что позволило терминалу увеличить пропускную способность до 480 000 контейнеров в год[xix] [19]. Порт расположен в 30 км от сирийской границы[xx] [20], что в перспективе может дать возможность более чем 150 китайским компаниям использовать его мощности для восстановления Сирии[xxi] [21], конечно в случае обеспечения безопасности на территории страны[xxii] [22].
По оценке американских специалистов, мощности порта Триполи составляют около 30 % от пропускной способности порта Бейрута[xxiii] [23]. Однако пропускная способность первого может быть увеличена, по крайней мере, до 50 % пропускной способности Бейрута, если Китай установит дополнительные краны[xxiv] [24]. В марте 2021 года французская CMA CGM объявила о приобретении всех акций оператора контейнерного терминала порта Триполи Gulftainer Lebanon. Дочерняя компания CMA CGM Bosphorus Express (BEX) обеспечивает прямое сообщение из ливанского порта Триполи в Шанхай, Нинбо и другие крупные китайские порты[xxv] [25]. За две недели до приобретения CMA CGM контейнерного терминала в Триполи компания заключила соглашение с китайским гигантом электронной коммерции Alibaba о том, что цифровые платформа OneTouch от корпорации Alibaba будет использоваться для бронирования отправлений и логистических услуг на линии BEX[xxvi] [26]. В настоящее время идут переговоры о восстановлении железнодорожной сети Триполи-Хомс, а также о запланированном создании в Триполи особой экономической зоны, прилегающей к порту. Следовательно, порт может стать полезным транспортным узлом и связать некоторые из наиболее разрушенных районов Сирии, например, Хомс и Алеппо.
Система коммерческих портов Китая в регионе[xxvii] [27]
Страна | Название порта | Оператор порта с китайской стороны | Емкость порта/ млн TEU | Примечание |
Греция | Пирей | COSCO | 3,3 | COSCO владеет 51 % акций порта |
Египет | Александрия | Hutchison Port Holdings | 1,5 | – |
Египет | Эль-Дехейла | Hutchison Port Holdings | – | |
Египет | Абу-Кир | Hutchison Port Holdings | 2 | Начнет функционировать в 2022 году |
Египет | Суэцкий контейнерный терминал | COSCO | 5,4 | COSCO владеет 20 % акций порта |
Израиль | Ашдод | CHEC | Нет данных | Стоимость работ китайских подрядчиков составляет 867 млн долл. США |
Израиль | Хайфа | Shanghai International Port Group | Нет данных | Стоимость объекта, по оценкам, составляет порядка 590 млн долл. США |
Ливан | Бейрут | Нет данных | Нет данных | Участие в тендере на восстановление портовой инфраструктуры |
Ливан | Триполи | China Harbour Ltd. | Нет данных | Центральный хаб перевозок из Китая в восточное Средиземноморье |
Хотя франко-германское сотрудничество по восстановлению порта Бейрута остается возможным в 2022 году, у CMA CGM также имеются собственные веские бизнес-причины для партнерства именно с Турцией. Учитывая растущую роль турецкого влияния в организации морского сообщения между странами Ближнего Востока и Северной Африки в Средиземном море, франко-турецкое сотрудничество может также быть наиболее действенным фактором, способным уравновесить Китай в восточном Средиземноморье.
Турецкая компания Yilport Holding (растущий оператор терминалов с глобальными амбициями) в 2020 году создала транспортную сеть Турция-Италия-Тунис[xxviii] [28], которая проходит через центр Средиземного моря, создавая дугу коммерческого сообщения от Магриба до Черного моря. Центральным узлом сети Турция-Италия-Тунис является итальянский глубоководный порт Таранто, расположенный на южной оконечности страны в самом сердце Средиземного моря. Сеть образует первичное звено в зарождающемся в центральном Магрибе коридоре Европа-Африка, который использует центральный узел сети в Таранто, откуда потом простирается на юг до терминала Мальтийского свободного порта в Марсашлокке, а затем в порт Туниса в городе Бизерта[xxix] [29].
Примечательно, что председатель Yilport Holding Роберт Юксель Йылдырым[xxx] [30] является держателем 24% акций CMA CGM[xxxi] [31]. CMA CGM начала обеспечивать работу порта Таранто 10 июля 2020 года, возобновив контейнерные перевозки в Таранто после пятилетнего перерыва[xxxii] [32]. Благодаря увеличению на 23,5% объема грузов, обработанных портом во втором квартале 2021 года, Таранто становится «географической жемчужиной» для CMA CGM, которая связывает Турцию и Тунис через Мальту, где турецкий портовый оператор приобрел 50% акций терминала Freeport в порту Марсашлокк на южном побережье острова[xxxiii] [33].
В итоге, франко-турецкое сотрудничество с участием турецкой Yilport и французской CMA CGM в восстановлении порта Бейрута позволит диверсифицировать архитектуру центральных и восточных морских районов Средиземноморского бассейна. Трехстороннее партнерство между Францией, Германией и Турцией в контексте предложения Германии о реконструкции порта наряду с капитальным ремонтом прилегающих районов Бейрута также могло бы способствовать дальнейшему развитию портовой инфраструктуры.
[i] [34] https://mei.edu/publications/race-reset-middle-easts-maritime-map
[ii] [35] https://www.diplomatie.gouv.fr/en/country-files/lebanon/news/article/co-chairs-conclusions-france-and-united-nations-conference-in-support-of-the
[iii] [36] https://unhabitat.org/sites/default/files/2020/10/municipality_of_beirut_-_beirut_explosion_rapid_assessment_report.pdf
[iv] [37] https://www.reuters.com/world/middle-east/macron-hosts-new-lebanon-fundraiser-year-after-port-blast-2021-08-04/
[v] [38] https://www.reuters.com/article/us-lebanon-crisis-port-idUSKBN2BX0BK
[vi] [39] https://lloydslist.maritimeintelligence.informa.com/LL1135004/Top-10-box-port-operators-2020
[vii] [40] https://www.reuters.com/article/us-lebanon-crisis-port-idUSKBN2BX0BK
[viii] [41] https://www.hamburgportconsulting.com/news/press-release/the-port-of-beirut-a-dialogue-with-lebanese-civil-society
[ix] [42] https://apnews.com/article/germany-beirut-lebanon-explosions-hamburg-6c8162c363b06807c9c7e1d5da6c6c74
[x] [43] https://apnews.com/article/germany-beirut-lebanon-explosions-hamburg-6c8162c363b06807c9c7e1d5da6c6c74
[xi] [44] https://www.eliamep.gr/en/media/%CE%B7-%CE%B5%CE%BB%CE%BB%CE%B1%CE%B4%CE%B1-%CF%89%CF%82-%CE%B1%CE%BD%CE%B5%CF%81%CF%87%CE%BF%CE%BC%CE%B5%CE%BD%CE%B7-%CE%B4%CE%B9%CE%B1%CE%BC%CE%B5%CF%83%CE%BF%CE%B3%CE%B5%CE%B9%CE%B1/
[xii] [45] https://www.iai.it/sites/default/files/iaip2120.pdf
[xiii] [46] https://www.egypttoday.com/Article/1/73665/Sisi-witnesses-signing-of-MoU-in-Abu-Qir-Port
[xiv] [47] https://www.egypttoday.com/Article/1/97008/CMA-CGM-to-operate-and-manage-the-Port-of-Alexandria%E2%80%99s
[xv] [48] https://en.globes.co.il/en/article-want-to-know-all-about-haifas-new-port-try-china-1001333527
[xvi] [49] https://www.calcalistech.com/ctech/articles/0,7340,L-3857575,00.html
[xvii] [50] https://www.reuters.com/world/middle-east/bidders-line-up-haifa-port-with-final-sale-sight-2021-08-09/
[xviii] [51] https://www.ft.com/content/386b3fd2-01db-11e9-99df-6183d3002ee1
[xix] [52] http://www.xinhuanet.com/english/2020-08/07/c_139271048.htm
[xx] [53] https://thearabweekly.com/chinas-rebuilding-role-iraq-could-serve-template-syria-after-years-conflict
[xxi] [54] https://thediplomat.com/2019/03/china-in-postwar-syria/
[xxii] [55] https://dlca.logcluster.org/spaces/flyingpdf/pdfpageexport.action?pageId=852651
[xxiii] [56] https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/EXTENDED-USAID-MEG-POBAssessment.pdf
[xxiv] [57] https://www.reuters.com/article/us-lebanon-security-blast-shipping-idUSKCN252298
[xxv] [58] https://www.cmacgm-group.com/en/news-media/cma-cgm-group-announces-the-acquisition-of-tripoli-container-terminal-s-gulftainer-lebanon
[xxvi] [59] https://www.lloydsloadinglist.com/freight-directory/news/CMA-CGM-and-Alibaba-sign-cooperation-deal/68629.htm#.YdcGo9ZBzeR
[xxvii] [60] Составлено автором на основе https://mei.edu/publications/race-reset-middle-easts-maritime-map
[xxviii] [61] https://www.aies.at/publikationen/2020/fokus-20-10.php
[xxix] [62] https://www.iai.it/sites/default/files/iaip2120.pdf
[xxx] [63] https://lloydslist.maritimeintelligence.informa.com/LL1127615/The-Interview-Robert-Yildirim
[xxxi] [64] https://www.iai.it/sites/default/files/iaip2120.pdf
[xxxii] [65] https://www.portseurope.com/port-of-taranto-reports-over-23-rise-in-cargo-traffic-in-q2-2021/
[xxxiii] [66] https://www.yilport.com/en/ports/default/Marsaxlokk-Malta/121/0/0