- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об акторах, влияющих на развитие портовой инфраструктуры Восточного Средиземноморья

Заметные изменения происходят в прибрежных акваториях стран Ближнего Востока. По всему восточному берегу Средиземноморского бассейна глобальные и региональные игроки расширяют портовые мощности, строя новые порты и перепродавая государственную портовую инфраструктуру частным компаниям. Акторы, которые владеют портовыми объектами критической инфраструктуры сегодня, будут занимать лидирующие позиции в торговой сети региона в ближайшем будущем. Например, в случае полного восстановления порта Бейрута, морская коммерческая архитектура Леванта подвергнется диверсификации, что, как следствие, повлияет на геополитические контуры Ближнего Востока в первой четверти XXI века[i] [1].

Возможность того, что правительство Ливана может выбрать китайские компании в качестве подрядчиков для реконструкции бейрутского порта, вызывает обеспокоенность в Вашингтоне и европейских столицах. Это вызвано тем, что влияние этой дальневосточной страны уже распространилось на торговые порты Египта, Израиля и Греции. Усиление позиций Китая в Ливане за счет обеспечения портовых перевозок может укрепить контроль Пекина над структурой коммерческих связей всего Леванта. В таком случае, переориентация коммерческих потоков между Европой, Ближним Востоком и Азией сделает китайскую инициативу «Один пояс, один путь» значимым фактором в международных отношениях на Ближнем Востоке. Однако помешать амбициям Китая может успешная кооперация Франции и Турции, направленная на совместное восстановление бейрутского порта.

4 августа 2021 года Франция совместно с ООН провела «Конференцию в поддержку населения Ливана», представленную в формате видео-конференции доноров 33 стран[ii] [2]. Основная цель мероприятия – сбор средств для предотвращения чрезвычайной экономической ситуации в Ливане. Конференция была организована в годовщину взрыва, разрушившего порт Бейрута, в результате чего в той или иной степени пострадало около 300 000 жителей Бейрута[iii] [3]. В ходе конференции организаторам удалось собрать сумму около 370 млн долл.: Франция взяла на себя финансовые обязательства в размере 100 млн евро (118 млн долл.); Германия пожертвовала 40 млн евро (47 млн долл.); США сделали взнос в 100 млн долл. С одной стороны, финансирование восстановления бейрутской инфраструктуры показывает важность геополитического положения Ливана для Парижа, Берлина и Вашингтона. С другой стороны, финансовые обязательства помогают продвигать заявки Франции и Германии на восстановление порта Бейрута, а США получают большие гарантии в том, что Китай не будет участвовать в восстановлении разрушенного объекта[iv] [4].

В целом, ливанское руководство ведет переговоры о реконструкции порта Бейрута с четырьмя странами: Китаем, Францией, Германией и Турцией. Существуют и другие претенденты, например расположенная в ОАЭ компания DP World, которая также проявила интерес к рассматриваемому проекту. Стремясь вывести работу порта Бейрута на полную мощность, французский судоходный гигант CMA CGM еще в сентябре 2020 года сделал предложение стоимостью около 400-600 млн долл. по реконструкции поврежденной портовой инфраструктуры в течение трех лет, включающее увеличение мощностей и модернизацию системы управления портом[v] [5].

Независимо от того, какое из предложений будет выбрано бейрутскими заказчиками, французская CMA CGM сыграет важную роль в модернизации порта. Компания, входящая в десятку крупнейших портовых операторов мира, принадлежит франко-ливанской семье Сааде, основатель которой Жак Сааде родился в Бейруте и эмигрировал во Францию в 1978 году[vi] [6]. Компания уже является ведущим оператором порта Бейрута, отвечая за логистику примерно 60 % всей продукции, проходящей через порт. Объективно, у нее наиболее выгодные позиции для оформления государственно-частного партнерства с правительством Ливана на строительные работы[vii] [7].

В отличие от CMA CGM, немецкий консорциум во главе с Hamburg Port Consulting (HPC) предложил в апреле 2021 года достаточно амбициозный план реконструкции города стоимостью около 7,2 млрд долл., предусматривающий перемещение порта в другое место и реконструкцию крупных объектов в городе, включая строительство жилых районов, открытого парка, а также создание нового пляжа на месте разрушенного взрывом порта[viii] [8]. Оценочно, немецкий план требует в три-пять раз дольше времени, чем план французской CMA CGM[ix] [9]. Однако, предложение HPC предусматривает создание более 50 000 постоянных рабочих мест для жителей Бейрута[x] [10].

Строительство и эксплуатация Китаем порта Бейрута усилит его растущее доминирование на торговых морских маршрутах через восточное Средиземноморье. Эта страна уже контролирует транс-средиземноморскую торговую морскую артерию, которая соединяет порты Египта с материковой частью Европы в перевалочном порту в Пирее (Греция)[xi] [11]. Оператор Пирейского порта China Ocean Shipping Company (COSCO) предоставляет грузовые железнодорожные перевозки, конечными пунктами которых являются Австрия, Чешская Республика, Германия и Польша.

Китай помогает Египту увеличить общую контейнерную вместимость своих портов на Средиземном море. Большая часть внешней торговли Египта осуществляется через порт Александрия и вспомогательный порт Эль-Дехейла с общей контейнерной вместимостью 1,5 млн двадцатифутовых эквивалентов (TEU, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств)[xii] [12]. Порты управляются гонконгской компанией Hutchison Port Holdings. Hutchison также готовит к открытию в начале 2022 года новые причалы египетского порта Абу-Кир объемом 2 млн TEU[xiii] [13].

Суэцкий контейнерный терминал (SCCT) на 5,4 млн TEU в Восточном Порт-Саиде принадлежит голландской компании APM (55%) и китайской COSCO (20%), а оставшаяся доля в 25% разделена между организациями и участниками частного сектора Египта. SCCT обслуживает всю экономическую зону Суэцкого канала, крупнейшим инвестором которого также является Китай. Хотя Египет успешно использовал свои отношения с Китаем для привлечения инвестиций в транспортную инфраструктуру, Каир по-прежнему стремится диверсифицировать свои отношения с деловыми партнерами, чтобы избежать чрезмерной зависимости от Пекина. В январе 2021 года Египет объявил о своем намерении пригласить французскую компанию CMA CGM для разработки дополнительного контейнерного терминала объемом 1,5 млн TEU в порту Александрии, что говорит о наличии стратегического партнерства между Египтом и Францией в Африке[xiv] [14].

На левантийском побережье китайская государственная компания Shanghai International Port Group (SIPG) в сотрудничестве с Shanghai Zhenhua Port Machinery Company, ведущим мировым поставщиком тяжелого погрузочного и логистического оборудования, построила новый современный частный порт в Хайфский залив («Порт Залива») в Израиле с контейнерной вместимостью более 1,86 млн TEU[xv] [15]. Компания SIPG планирует управлять крупнейшим контейнерным терминалом Израиля в течение следующих 25 лет. Обладая возможностью осуществлять грузовые железнодорожные перевозки в Бейт-Шеан (недалеко от пограничного перехода с Иорданией), Китай потенциально может  продлить железную дорогу до Иордании, создав таким образом сообщение с арабскими странами Персидского залива. Китай также поучаствовал в создании портовой инфраструктуры в Ашдоде – проект Terminal Investment Limited, терминального подразделения в составе MSC[xvi] [16]. Кроме того, после приватизации в октябре 2021 года Израилем государственного порта Хайфа, за возможность стать инвесторами борются четыре группы компаний из Израиля, Европы, Индии и ОАЭ – Israel Shipyards Industries в консорциуме с DP World, британские DAO Shipping и Lomar в консорциуме с израильским инфраструктурным фондом Generation Capital, индийская Adani Ports в консорциуме с израильской Gadot Group. В состав четвертого консорциума входит израильская Shafir Engineering[xvii] [17].

Британские исследователи и журналисты полагают, что китайские подрядчики также нацелились и на ливанский порт Триполи, расположенный на севере Бейрута[xviii] [18]. Компания China Harbour Engineering Company (CHEC), построившая новый израильский порт в Ашдоде, модернизировала и расширила порт Триполи с помощью китайских кранов, что позволило терминалу увеличить пропускную способность до 480 000 контейнеров в год[xix] [19]. Порт расположен в 30 км от сирийской границы[xx] [20], что в перспективе может дать возможность более чем 150 китайским компаниям использовать его мощности для восстановления Сирии[xxi] [21], конечно в случае обеспечения безопасности на территории страны[xxii] [22].

По оценке американских специалистов, мощности порта Триполи составляют около 30 % от пропускной способности порта Бейрута[xxiii] [23]. Однако пропускная способность первого может быть увеличена, по крайней мере, до 50 % пропускной способности Бейрута, если Китай установит дополнительные краны[xxiv] [24]. В марте 2021 года французская CMA CGM объявила о приобретении всех акций оператора контейнерного терминала порта Триполи Gulftainer Lebanon. Дочерняя компания CMA CGM Bosphorus Express (BEX) обеспечивает прямое сообщение из ливанского порта Триполи в Шанхай, Нинбо и другие крупные китайские порты[xxv] [25]. За две недели до приобретения CMA CGM контейнерного терминала в Триполи компания заключила соглашение с китайским гигантом электронной коммерции Alibaba о том, что цифровые платформа OneTouch от корпорации Alibaba будет использоваться для бронирования отправлений и логистических услуг на линии BEX[xxvi] [26]. В настоящее время идут переговоры о восстановлении железнодорожной сети Триполи-Хомс, а также о запланированном создании в Триполи особой экономической зоны, прилегающей к порту. Следовательно, порт может стать полезным транспортным узлом и связать некоторые из наиболее разрушенных районов Сирии, например, Хомс и Алеппо.

 

Система коммерческих портов Китая в регионе[xxvii] [27]

Страна Название порта Оператор порта с китайской стороны Емкость порта/ млн TEU Примечание
Греция Пирей COSCO 3,3 COSCO владеет 51 % акций порта
Египет Александрия Hutchison Port Holdings 1,5
Египет Эль-Дехейла Hutchison Port Holdings
Египет Абу-Кир Hutchison Port Holdings 2 Начнет функционировать в 2022 году
Египет Суэцкий контейнерный терминал COSCO 5,4 COSCO владеет 20 % акций порта
Израиль Ашдод CHEC Нет данных Стоимость работ китайских подрядчиков составляет
867 млн долл. США
Израиль Хайфа Shanghai International Port Group Нет данных Стоимость объекта, по оценкам, составляет порядка 590 млн долл. США
Ливан Бейрут Нет данных Нет данных Участие в тендере на восстановление портовой инфраструктуры
Ливан Триполи China Harbour Ltd. Нет данных Центральный хаб перевозок из Китая в восточное Средиземноморье

 

Хотя франко-германское сотрудничество по восстановлению порта Бейрута остается возможным в 2022 году, у CMA CGM также имеются собственные веские бизнес-причины для партнерства именно с Турцией. Учитывая растущую роль турецкого влияния в организации морского сообщения между странами Ближнего Востока и Северной Африки в Средиземном море, франко-турецкое сотрудничество может также быть наиболее действенным фактором, способным уравновесить Китай в восточном Средиземноморье.

Турецкая компания Yilport Holding (растущий оператор терминалов с глобальными амбициями) в 2020 году создала транспортную сеть Турция-Италия-Тунис[xxviii] [28], которая проходит через центр Средиземного моря, создавая дугу коммерческого сообщения от Магриба до Черного моря. Центральным узлом сети Турция-Италия-Тунис является итальянский глубоководный порт Таранто, расположенный на южной оконечности страны в самом сердце Средиземного моря. Сеть образует первичное звено в зарождающемся в центральном Магрибе коридоре Европа-Африка, который использует центральный узел сети в Таранто, откуда потом простирается на юг до терминала Мальтийского свободного порта в Марсашлокке, а затем в порт Туниса в городе Бизерта[xxix] [29].

Примечательно, что председатель Yilport Holding Роберт Юксель Йылдырым[xxx] [30] является держателем 24% акций CMA CGM[xxxi] [31]. CMA CGM начала обеспечивать работу порта Таранто 10 июля 2020 года, возобновив контейнерные перевозки в Таранто после пятилетнего перерыва[xxxii] [32]. Благодаря увеличению на 23,5% объема грузов, обработанных портом во втором квартале 2021 года, Таранто становится «географической жемчужиной» для CMA CGM, которая связывает Турцию и Тунис через Мальту, где турецкий портовый оператор приобрел 50% акций терминала Freeport в порту Марсашлокк на южном побережье острова[xxxiii] [33].

В итоге, франко-турецкое сотрудничество с участием турецкой Yilport и французской CMA CGM в восстановлении порта Бейрута позволит диверсифицировать архитектуру центральных и восточных морских районов Средиземноморского бассейна. Трехстороннее партнерство между Францией, Германией и Турцией в контексте предложения Германии о реконструкции порта наряду с капитальным ремонтом прилегающих районов Бейрута также могло бы способствовать дальнейшему развитию портовой инфраструктуры.

[i] [34] https://mei.edu/publications/race-reset-middle-easts-maritime-map

[ii] [35] https://www.diplomatie.gouv.fr/en/country-files/lebanon/news/article/co-chairs-conclusions-france-and-united-nations-conference-in-support-of-the

[iii] [36] https://unhabitat.org/sites/default/files/2020/10/municipality_of_beirut_-_beirut_explosion_rapid_assessment_report.pdf

[iv] [37] https://www.reuters.com/world/middle-east/macron-hosts-new-lebanon-fundraiser-year-after-port-blast-2021-08-04/

[v] [38] https://www.reuters.com/article/us-lebanon-crisis-port-idUSKBN2BX0BK

[vi] [39] https://lloydslist.maritimeintelligence.informa.com/LL1135004/Top-10-box-port-operators-2020

[vii] [40] https://www.reuters.com/article/us-lebanon-crisis-port-idUSKBN2BX0BK

[viii] [41] https://www.hamburgportconsulting.com/news/press-release/the-port-of-beirut-a-dialogue-with-lebanese-civil-society

[ix] [42] https://apnews.com/article/germany-beirut-lebanon-explosions-hamburg-6c8162c363b06807c9c7e1d5da6c6c74

[x] [43] https://apnews.com/article/germany-beirut-lebanon-explosions-hamburg-6c8162c363b06807c9c7e1d5da6c6c74

[xi] [44] https://www.eliamep.gr/en/media/%CE%B7-%CE%B5%CE%BB%CE%BB%CE%B1%CE%B4%CE%B1-%CF%89%CF%82-%CE%B1%CE%BD%CE%B5%CF%81%CF%87%CE%BF%CE%BC%CE%B5%CE%BD%CE%B7-%CE%B4%CE%B9%CE%B1%CE%BC%CE%B5%CF%83%CE%BF%CE%B3%CE%B5%CE%B9%CE%B1/

[xii] [45] https://www.iai.it/sites/default/files/iaip2120.pdf

[xiii] [46] https://www.egypttoday.com/Article/1/73665/Sisi-witnesses-signing-of-MoU-in-Abu-Qir-Port

[xiv] [47] https://www.egypttoday.com/Article/1/97008/CMA-CGM-to-operate-and-manage-the-Port-of-Alexandria%E2%80%99s

[xv] [48] https://en.globes.co.il/en/article-want-to-know-all-about-haifas-new-port-try-china-1001333527

[xvi] [49] https://www.calcalistech.com/ctech/articles/0,7340,L-3857575,00.html

[xvii] [50] https://www.reuters.com/world/middle-east/bidders-line-up-haifa-port-with-final-sale-sight-2021-08-09/

[xviii] [51] https://www.ft.com/content/386b3fd2-01db-11e9-99df-6183d3002ee1

[xix] [52] http://www.xinhuanet.com/english/2020-08/07/c_139271048.htm

[xx] [53] https://thearabweekly.com/chinas-rebuilding-role-iraq-could-serve-template-syria-after-years-conflict

[xxi] [54] https://thediplomat.com/2019/03/china-in-postwar-syria/

[xxii] [55] https://dlca.logcluster.org/spaces/flyingpdf/pdfpageexport.action?pageId=852651

[xxiii] [56] https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/EXTENDED-USAID-MEG-POBAssessment.pdf

[xxiv] [57] https://www.reuters.com/article/us-lebanon-security-blast-shipping-idUSKCN252298

[xxv] [58] https://www.cmacgm-group.com/en/news-media/cma-cgm-group-announces-the-acquisition-of-tripoli-container-terminal-s-gulftainer-lebanon

[xxvi] [59] https://www.lloydsloadinglist.com/freight-directory/news/CMA-CGM-and-Alibaba-sign-cooperation-deal/68629.htm#.YdcGo9ZBzeR

[xxvii] [60] Составлено автором на основе https://mei.edu/publications/race-reset-middle-easts-maritime-map

[xxviii] [61] https://www.aies.at/publikationen/2020/fokus-20-10.php

[xxix] [62] https://www.iai.it/sites/default/files/iaip2120.pdf

[xxx] [63] https://lloydslist.maritimeintelligence.informa.com/LL1127615/The-Interview-Robert-Yildirim

[xxxi] [64] https://www.iai.it/sites/default/files/iaip2120.pdf

[xxxii] [65] https://www.portseurope.com/port-of-taranto-reports-over-23-rise-in-cargo-traffic-in-q2-2021/

[xxxiii] [66] https://www.yilport.com/en/ports/default/Marsaxlokk-Malta/121/0/0