- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Подходы правительства ФРГ к присутствию в Ираке в свете первого зарубежного визита министра обороны

Новый министр обороны ФРГ К.Ламбрехт, представляющая в коалиции «светофор» во главе с О.Шольцем партию СДПГ, посетила на днях Ирак и Иорданию. Этот визит, ставший для нее первым в занимаемой должности, как определило оборонное ведомство, важен с точки зрения получения «из первых рук информации о впечатлениях солдат и их задачах на местах». Кроме того, в широком смысле поездка рассматривается экспертами как этап формирования общего подхода нового правительства к участию в зарубежных миссиях. Наконец, нельзя не отметить, что, с точки зрения многих СМИ и политологов ФРГ, назначение К.Ламбрехт стало довольно неожиданным решением канцлера О.Шольца, а потому в некоторой степени указанная поездка оказалась для нее шагом к тому, чтобы зарекомендовать себя и установить контакт с военными.

Говоря о кандидатуре министра обороны, обращают на себя внимание две детали. Во-первых, от К.Ламбрехт, ранее занимавшей должности министра юстиции и министра по делам семьи в целом не ожидали продолжения политической карьеры, поскольку до начала трансформаций, завершившихся приведением к присяге кабинета во главе с О.Шольцем, она намеревалась покинуть правительство и не баллотироваться в Бундестаг. Во-вторых, ранее в рядах своей партии она придерживалась весьма критической точки зрения в отношении закупки и использования дронов, способных нести вооружения, чем в итоге ей придется заниматься в новом качестве. В результате, некоторые эксперты даже не исключают внутриправительственных споров на этот счет в будущем.

Впрочем, несмотря на указанные обстоятельства, как полагают политологи, О.Шольц принял во внимание другие значимые на текущем этапе соображения. Так, назначение могло быть продиктовано воздействием двух причин: необходимостью соблюдения гендерного равенства при распределении портфелей и важности иметь на этом посту своего рода теневую политическую фигуру, но из собственной партии. Последнее важно, поскольку, с одной стороны, в прошлом правительстве министр обороны А.Крамп-Карренбауэр, несмотря на возложенные на нее надежды по руководству партией и смене А.Меркель на ключевом посту этих ожиданий не оправдала. С другой стороны, яркий политик из СДПГ и министр иностранных дел Х.Маас стал в глазах многих одним из олицетворений спорной стратегии в Афганистане.

Приступая к исполнению обязанностей, К.Ламбрехт отметила, что заинтересована в «общении во время визитов в войска», подчеркнув, «Я хочу узнать, особенно в связи с иностранными миссиями, что движет солдатами». В этой связи эксперты подчеркивали, что первый ее зарубежный тур был ориентирован на сбор информации, которая в дальнейшем будет использована в качестве обоснования прекращения мандатов миссий в Мали и Ираке. Более того, отдельные обозреватели вновь увидели в этом потенциал для внутренних противоречий в недавно созданном правительстве, особенно принимая во внимание то, что параллельно глава оборонного ведомства могла ознакомиться с вооружениями и задачами, которые выполняет Бундесвер за рубежом.

Сама поездка была разделена на две составляющие: визит в войска и общение с представителями властей Иордании и Ирака, включая курдов. В рамках первого блока министр провела встречи с международным командованием миссии «Непоколебимая решимость» и сил НАТО в Ираке. В ходе беседы с британским бригадным генералом К.Харрисом и датским генерал-лейтенантом М.Лоллесгаардом выяснилось, что, несмотря на позитивные оценки роли Германии в антитеррористических и обучающих мероприятиях, союзники считают, что для эффективного выполнения возложенных задач необходимо «дополнительные усилия». В Эрбиле  К.Ламбрехт встречал командующий немецкими войсками в Ираке полковником М.Мейером, который предоставил ей информацию о военнослужащих, их снабжении, навыках и выполняемых задачах. Данные об общении министра с солдатами оборонным ведомством не детализированы.

Политическая часть визита состояла из встречи с президентом Курдского автономного района Н.Барзани, премьер-министром Ирака М.аль-Казыми и министром обороны Д.Инадом. В обоих случаях речь шла о перспективах партнерства Ирака и Иракского Курдистана с Германией, а также совместных усилиях для борьбы с терроризмом. По схожему сценарию строился и визит в Иорданию, где К.Ламбрехт посетила авиабазу «Аль-Асрак», где находится порядка 150 военнослужащих Бундесвера, передислоцированных ранее из турецкого Инджирлика по причине запрета Анкары на визиты немецких политиков к военным. Также министр обороны ФРГ побеседовала с королем Абдаллой II, министром обороны С.аль-Хасауной и главой внешнеполитического ведомства А.ас-Сафади.

В целом, несмотря на ожидания и предупреждения скептиков, в настоящий момент, как кажется, нет оснований предполагать, что министр обороны, представляющий ту же партию, что и федеральный канцлер, будет пытаться каким-то образом раздробить коалицию по проблемным вопросам, таким как вооружения и военное присутствие за рубежом. Более того, в том числе на основании данных, полученных К.Ламбрехт во время пребывания в Иордании и Ираке, правительство в начале недели решило рекомендовать продление мандатов Бундесвера в контртеррористической и обучающей миссиях.  Примечательно, что эту идею поддержала и глава МИД ФРГ А.Баербок, от которой также ожидали более явных попыток отстаивать традиционные позиции «Зеленой» партии.

Причин, по которым Берлин принял такое решение, может быть названо несколько. С одной стороны, это террористическая и миграционная угроза для Европы, которая, как показал пример Афганистана, существенно возрастает при поспешном завершении такого рода операций. С другой стороны, ФРГ не хочет разногласий с союзниками в лице США и европейских партнеров. Однако правительство О.Шольца при этом не готово отступать от ранее намеченного плана, обещая, согласно состоявшемуся в понедельник заседанию, провести тщательный анализ зарубежного присутствия Бундесвера, а также, несмотря на поддержку продления мандата в Ираке, не увеличивать количество военнослужащих там и не брать на себя боевых задач.