- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир: прогноз обострения водного кризиса в 2022 году

В 2022 году Алжир столкнется с еще большим обострением водный проблемы. Об этом предупреждают местные ученые и среди них – директор лаборатории водных ресурсов университета Мулуд-Маммери в Тизи Узу Малек Абдеслам.

По его данным, после исключительного количества осадков, выпавших в стране в октябре – ноябре прошлого года, до наступления лета 2022 г. дождей практически не ожидается и уже к этому сроку водохранилища страны, откуда Алжир восполняет свои основные потребности в воде, могут быть исчерпаны.

Так, прогнозы на январь – июнь текущего года очень пессимистичны, поскольку в центральной части страны уже с 12 декабря прошлого года не было зарегистрировано ни капли дождя. Они ожидают, что в январе – феврале осадков почти не будет, а выпавших в марте будет недостаточно, чтобы восполнить их отсутствие в зимние месяцы.

Абдеслам делает соответствующие выводы, опираясь на прогнозы погоды и количество ожидаемых осадков, и на данные национального Министерства водных ресурсов, и пытается подать сигнал тревоги властям.

Так, уже сейчас средний уровень заполнения водохранилищ страны находится на уровне 25% (таков, например, объем одного из крупнейших из них – Таксебт), тогда как приемлемым показателем считались для этого времени запасы минимум в 50%.

И, по данным алжирских гидрологов, даже в лучшем случае применительно к водохранилищу Таксебт, если пойдут обильные дожди, имеющихся объемов воды хватит максимум до июля, когда наступит сильная жара. Причем на местах зачастую ситуация выглядит еще хуже. Так, отмечается критически низкий уровень заполнения водохранилищ на западе страны, а в центре и на севере, где сосредоточена большая часть ее населения, положение еще более сложное. Там их объемы заполнены не более чем на 17%, причем в отдельных районах уже сейчас ситуация близка к катастрофической. Например, если уровень наполнения водохранилищ Кеддара — составляет 20%, то Кудиат Акердун – менее 5%.

Единственный регион, где вода имеется в достаточном количестве – восток, где водохранилища заполнены более чем на 80%. Однако даже с учетом их объемов, которые пока невозможно оперативно перебросить в наиболее проблемные дальние районы, общих запасов воды гораздо меньше, чем в 2021 году.

Заметим, что данная проблема для Алжира усиливается тем, что он не в состоянии собрать необходимые объемы воды от выпадающих на его территории дождей. Так, в последнюю неделю октября и весь ноябрь здесь фиксировалось даже избыточное количество осадков, приведшее к наводнениям и человеческим жертвам, как это было, например, в Баб-эль-Уэде. И на востоке страны их уровень в ноябре составил 350 – 700 мм и общего их объема хватило бы, чтобы запастись водой на проблемное лето, но большая его часть традиционно расходуется впустую и преимущественно стекает в Средиземное море.

Наряду с этим в ряде других районов, напротив, было зафиксировано крайне мало осадков.

Соответственно, данная ситуация требует срочных действий алжирских властей на местном и национальном уровнях, причем конкретные решения должны быть приняты именно сейчас, а не летом, когда специалисты Министерства водных ресурсов своими титаническими усилиями фактически спасли страну от нехватки воды, оперативно буря артезианские скважины и устанавливая новые опреснительные установки морской воды.

Причем с учетом ожидающегося обострения водного кризиса в 2022 году этих мер может оказаться уже недостаточно. Ведь в последние месяцы многие артезианские скважины в северной части страны, с помощью бурения которых власти страны пытались минимизировать проблему, и которые давали даже более 10 тысяч куб. м воды в день каждая, прекратили свою работу из-за истощения подземных водных пластов.

Что же касается опреснения морской воды, то оно лишь позволяет уменьшить масштабы проблемы, но решает ее в принципе, тем более, что, по данным М.Абдессалама, «У опреснения есть свои проблемы, и полагаться на него не является безопасным решением».

К примеру, речь идет о стоимости воды, которую по причине ее дороговизны неэффективно использовать для орошения в сельском хозяйстве. Кроме того, сами алжирские граждане также жалуются на ее качества, указывая, что она не подходит им для питья даже после хорошей фильтрации и слабо соответствует даже потребностям стирки.

Впрочем, это оценочные суждения и главным негативным моментом при ее использовании является дороговизна.

В качестве первой неотложной меры алжирские гидрологи предлагают властям вплотную заняться созданием инфраструктуры, включая водопроводы, насосные станции, накопители воды и прочие технические мощности для переброски воды из восточной части страны, где она пока имеется в избытке, в другие районы.

По крайней мере, это может снизить остроту кризиса на ближайшие месяцы. В совокупности с этим предлагается в экстренном порядке провести модернизацию водохранилищ по всей стране с целью уменьшения из них водопотери, углубить их и укрепить их берега, а также произвести прочие работы, которые бы позволили увеличить их объем. Особенно это актуально для больших водохранилищ, таких как Таксебта, уровень заполнения которых, по мнению алжирских гидрологов можно увеличить за счет проведения гидротехнических работ. В частности, речь идет об увеличении высоты плотин на Вади-Себау, чтобы уменьшить оттуда отток драгоценной жидкости во время дождей и сохранить максимальный объем уже накопленной воды в течение даже предстоящего жаркого лета.

Аналогичные работы, по мнению ученых, следует провести на водохранилищах в Соммаме, Ла Митидже и других частях страны. Это позволит удерживать в них больше воды, ограничивая ее сток вод в море и, таким образом, обеспечить подпитку истощенных аллювиальных пластов и, эксплуатацию многочисленных артезианских скважин.

Тем более, что по данным гидрологов, данные проекты можно осуществить легко и быстро, и они не являются дорогостоящими.

И, наконец, алжирские гидрологи призывают также оптимизировать управление водными ресурсами, немедленно объявив войну утечкам воды, на которые приходится минимум 60 израсходованного объема в стране, а также принять активную политику, направленную на то, чтобы максимально использовать сточные воды, особенно используемые в сельском хозяйстве, в частности, для повторного применения их в орошении.

На него, как известно, уходит особенно много воды, причем часть ее проникает в подземные пласты уже с высоким содержанием химикатов и делает все менее пригодной для других нужд, особенно питья.

Однако без четкой государственной политики решить данную проблему невозможно, поскольку есть и другие факторы обострения алжирского водного кризиса. Это продолжающийся демографический взрыв из-за отсутствия государственной политики на данном направлении. Так, за 2021 год население АНДР увеличилось на 850 тысяч человек до 45.1 млн человек, а в 2022 году оно должно, согласно имеющимся прогнозам, вырасти еще на 866 тысяч человек. И это дополнительно усиливает нагрузку на уменьшающиеся источники воды.

Кроме того, кризис дополнительно усугубляет запуск ряда новых предприятий в стране, на функционирование которых тратятся серьезные объемы воды. В свою очередь, ее растущий дефицит будет сказываться на росте стоимости выпускаемой ими продукции, делая менее привлекательной на мировом рынке.

Впрочем, как известно, варианты решения проблемы имеются в том числе за счет ввода в эксплуатацию огромных запасов пресной подземной воды на севере Сахары. Однако алжирские власти, активно борющиеся с созданными ими внешними врагами, забывают о своих собственных внутренних проблемах, обострение которых создает им уже настоящие вызовы, от решения которых зависит само существование алжирского государства.