- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецкие аналитики о политической ситуации в Сомали

Как полагают турецкие эксперты, Сомали сейчас сталкивается с неопределенностью из-за затянувшихся парламентских выборов. Страна уже боролась с затяжными засухами, наводнениями, голодом и саранчой, которые грозят серьезным не только политическим, но и гуманитарным кризисом в среднесрочной перспективе. Конституционный мандат исполнительной и законодательной ветвей власти закончился. Статья 91 временной конституции Сомали гласит, что «Президент Федеративной Республики Сомали занимает свой пост в течение четырех лет, начиная со дня принесения им присяги Президента Федеративной Республики Сомали в соответствии со статьей 96 Конституции». В соответствии с этим действующий президент был избран и принес присягу Президента Федеративной Республики Сомали в феврале 2017 года. В период выборов желательно, чтобы уязвимые страны ужесточили меры безопасности в качестве противоядия от нестабильности. В военном отношении Сомали целиком зависит от дружественных стран, включая Турцию и США. Террористическая организация «Аш-Шабаб» усилила свои нападения на Сомалийскую национальную армию (СНА), Миссию Африканского союза в Сомали (АМИСОМ) и обученные Турцией подразделения в последнее время, что отражает рост политической нестабильности в стране. Турция обучает сомалийских военнослужащих в течение последних четырех лет в рамках соглашения о сотрудничестве в области военной подготовки от 2010 года, заключенного между двумя странами. Согласно оценке, один из трех сомалийских военнослужащих должен пройти подготовку в Турции. К настоящему времени более 2500 военнослужащих СНА уже прошли подготовку в турецкой военной базе, при этом целевой показатель составляет 5000 человек. По данным посольства Турции в Могадишо, две трети состава СНА либо прошли подготовку либо  в Турции, либо в TurkSom, военном учебном центре, находящемся в ведении Турции, который является крупнейшим зарубежным военным объектом Анкары на Африканском Роге. Некоторые партнеры сомалийского правительства обвинили СНА в участии в постоянно меняющейся политике в стране, особенно в сомнительных парламентских выборах. В качестве предостережения Великобритания и другие западные страны призвали СНА отойти от политики, иначе они сократят свое финансирование, что дает Турции новое окно возможностей на этом направлении. На протяжении всей истории Сомали имела негативный опыт того, как сильно оспариваемые и спорные выборы могут привести к неопределенности. Например, в последний по времени раз сомалийцы участвовали в голосовании в 1967 году, когда президентом был избран покойный Абдирашид Али Шармарке. Правительство Шармарке просуществовало не слишком долго, и он сам был убит боевиком при загадочных обстоятельствах. В 1969 году, после нескольких дней хаоса и нестабильности в стране, сомалийские военные пришли к власти в результате государственного переворота. В эпоху правления военных сомалийцы не были участниками каких-либо прозрачных и честных выборов, за исключением событий, подобных выборам, в которых авторитарное правительство откровенно фальсифицировало результаты. Сомали — молодое государство, которое с трудом восстанавливается после последствий гражданской войны, разразившейся в 1991 году.  На выборах 2016 года федеральное правительство и федеральные регионы договорились о модели непрямых выборов. Однако эта модель была скрытым компромиссом между основными кланами, и процесс был относительно сбалансированным. Бывший президент Хасан Шейх, которого обвинили во вмешательстве в избирательный процесс, не был переизбран. Действующий президент, избранный в феврале 2017 года, настаивал на том, что его правительство обеспечит всеобщее избирательное право; эти амбиции оказались тщетными. После нескольких встреч между лидерами федерального  правительства и федеральных регионов по новой модели выборов 17 сентября прошлого года обе стороны договорились о непрямых парламентских выборах. Но даже это политическое соглашение столкнулось с отсутствием политической воли и приверженности у политических лидеров. 12 апреля 2021 г. Народная палата в одностороннем порядке признала соглашение недействительным и продлила полномочия исполнительной и законодательной ветвей власти еще на два года. Это привело к племенному  возмущению, расколу СНА и широкому осуждению.  Несколько батальонов СНА восстали против федерального правительства и отступили со своих позиций. В результате произошли ряд столкновений между правительственными войсками и войсками, лояльными оппозиции. 28 апреля президент Махамед Абдулахи Махамед (Фармаджо) отменил продление двухлетнего срока полномочий и передал ответственность за проведение выборов премьер-министру Махамеду Хусейну Робле. Два дня спустя президент приостановил полномочия премьер-министра, что привело к открытой конкуренции между ними. Этот хронический конфликт может спровоцировать полномасштабный вооруженный конфликт, поскольку всем сторонам, похоже, не хватает политической зрелости, в которой в настоящее время нуждается эта страна. При этом усилия несогласных с президентом Фармаджо ограничены внутренним разделением. Они просто продолжают единолично осуждать шаги действующего президента, не предлагая при этом рациональных вариантов выхода из кризиса. Это разделение ослабило масштабы усилий оппозиции. Два бывших президента и премьер-министр входят в оппозиционную группу под эгидой «Совета кандидатов в президенты». Их заявления отражают критику президента, когда он совершает ту или иную политическую ошибку. К сожалению, они не демонстрируют единых усилий и осуществимого плана за пределами правительства Фармаджо. Хуже всего то, что иногда оппозиция произносит нигилистическую политическую риторику с клановым менталитетом, который может вызвать вражду между кланами. Международное сообщество при этом предложило всем сторонам «лаять и не кусаться», что каждый из кланов воспринимает как руководство к действию.  При этом Сомали в значительной степени зависит от поддержки международного сообщества, которое оказывают неоспоримое, но часто разновекторное  влияние на его политику.  Например, Турция с 2011 года вложила значительные средства в Сомали, построила инфраструктуру, увеличила бюджет Сомалийского аэропорта и морского порта и обучила правительственные войска. В этой связи турецкое правительство было бы хорошим посредником в этом политическом тупике среди высших должностных лиц. Но если партнеры Сомали не решаться прибегнуть к этой опции серьезного посредничества, то внутренний  конфликт может затянуться надолго.

Чтобы исправить непрерывную политическую борьбу, турецкие аналитики полагают, что :