- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Почему крах ВВС Афганистана произошел еще до захвата власти талибами. Часть 1

Стремительный захват власти в Афганистане радикальным исламистским движением «Талибан» (запрещено в РФ) в августе 2021 произошел в том числе  и потому, что боевики уже не боялись быть атакованными с воздуха. Ведь после того, как военный контингент США был выведен с территории страны, ВВС Исламской Республики Афганистан (ИРА), на создание и поддержку которых Вашингтон потратил 20 лет и 90 млрд долларов, фактически самоустранились от дальнейших событий. Более того, к этому моменту почти 25% афганской военной авиации уже находились за сотни километров в Узбекистане, Иране и Туркменистане, куда летчики правительственных ВВС бежали, спасаясь от талибов. В связи с этим встает вопрос, почему столь масштабный проект США претерпел неудачу в поворотный для них момент и какие уроки Вашингтон может извлечь из этой неудачи. С 2014 года под руководством Специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана (SIGAR) ведется программа, посвященная извлечению уроков из опыта США в Афганистане. Глава SIGAR Джон Ф. Сопко создал программу в ответ на просьбы высокопоставленных военных чиновников, представителей прежнего афганского правительства и иностранных дипломатов, с которыми он встречался во время своих визитов в Афганистан.  На сегодняшний день в рамках программы SIGAR выпущено 13 отчетов, охватывающих широкий спектр вопросов от проблем в сфере безопасности до экономического развития и поддержки гендерного равенства. В этих отчетах содержится около двухсот выводов и более 140 рекомендаций для Конгресса США, а также органов исполнительной власти и правительства Афганистана.  Отсутствие ВВС ИРА в последние дни перед приходом к власти талибов стало последним событием в длинной цепочке причинно-следственных связей, по поводу которой SIGAR бил тревогу в течение многих лет. Вашингтон попытался создать в Афганистане вооруженные силы, которые были бы зеркальным отражением ВС США, то есть сухопутные силы, которые полагаются на подавляющее превосходство в воздухе. При этом афганцам не были предоставлены инструкции по самостоятельному обслуживанию техники и вооружения, а также обучению контингента. Последней каплей стало то, что ответственные за техническое обслуживание самолетов американские подрядчики покинули страну еще в мае и июне. Как только это произошло, «каждый самолет, который имел боевые повреждения или нуждался в техническом обслуживании, был списан», – заявил в недавнем интервью SIGAR бывший старший офицер Афганской национальной армии (AНA): «В течение нескольких месяцев 60% [предоставленных США вертолетов UH-60 Black Hawk – ред.] были списаны, а у правительств США и Афганистана не было альтернативного плана по их возвращению к жизни».  Хотя никто не предвидел, с какой скоростью в итоге рухнет афганское правительство, SIGAR публиковал многочисленные аудиты, инспекции, специальные проекты и ежеквартальные отчеты для Конгресса, указывая на проблемы, которые убедительно свидетельствовали о крахе государственного управления. Следовательно, и судьба Афганских национальных сил обороны и безопасности (ANDSF) стала предсказуемо трагичной. Неудачная попытка США создать самодостаточные ВВС ИРА отражает более глубокую проблему их военного участия в Афганистане. И то, и другое представляло собой сложную смесь политического давления, бюрократической инерции и ситуативных решений, принимаемых постоянно меняющимся военным руководством, которое никогда не находилось в стране достаточно долго, чтобы создать прочную институциональную систему. SIGAR был не единственной организацией, заметившей эти проблемы: подобное отмечали и зарубежные военные наблюдатели, и многие эксперты по Афганистану. В регулярных отчетах Конгрессу Министерство обороны США подробно указывало на большинство актуальных проблем. Тем не менее, в соответствии с институциональной культурой вооруженных сил, американское военное руководство продолжало делать акцент на прогрессе и движении вперед, а не на неудачах. В первые годы участия США в военной кампании в Афганистане Вашингтон считал обеспечение афганских ВС авиацией само собой разумеющимся. По мнению Пентагона, после разгрома талибов оказываемая США поддержка с воздуха была лишь временной необходимостью. Но когда выяснилось, что талибы перегруппировываются, развитие военной авиации стало ключевым компонентом стратегии США в Афганистане.  К 2011 году более 30 партнеров по международной коалиции участвовали в миссии по обучению и консультированию летчиков афганских ВВС в несколько этапов подготовки. Тем не менее, проект все еще находился в зачаточном состоянии. В Афганистан было доставлено только 59 из 145 запланированных военных самолетов, а для организации процесса обучения не хватало 65 обещанных инструкторов. Афганские власти направили повторные запросы на обеспечение ВВС истребителями и ударными вертолетами, которые несколькими годами ранее отклонила администрация Буша. Вашингтон предоставил афганским ВВС оборудование, которое хотели дать американские военные, но не то, о котором просили местные власти. Каким бы оправданным и взвешенным ни было то или иное решение об оснащении, эта политика имела для Афганистана долгосрочные последствия: она не позволяла правительству в должной мере оснастить свои вооруженные силы.