- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Сомали: ноябрь 2021 г.

1 ноября в Сомали начался процесс выборов депутатов нижней палаты парламента – один из этапов многоступенчатой системы на пути назначения нового президента страны. Два первых парламентария из 275, которые войдут в состав нижней палаты парламента, были избраны в Могадишо в обстановке повышенных мер безопасности. «Я рад, что сегодня мы официально приступили к выборам нижней палаты парламента Сомали», — заявил после голосования премьер-министр страны Махамед Хусейн Робле.

Согласно сомалийской непрямой системе выборов, около 30 тысяч делегатов от кланов должны избрать 275 депутатов нижней палаты парламента. Затем законодательные ассамблеи пяти штатов, входящих в состав Сомали, должны избрать 54 сенатора верхней палаты парламента. После этого депутаты двух палат должны избрать президента страны.

Выборы проходили с задержкой в более чем год из-за разногласий между президентом и премьером, президентом и главами регионов. Президентский мандат главы Сомали с 2017 г. Махамеда Абдулахи Махамеда (Фармаджо) истек еще 8 февраля 2021 г. Он попытался своим решением продлить его в середине апреля на два года, что вызвало серьезный конституционный кризис вплоть до вооруженных столкновений в Могадишо, поскольку этому воспротивились главы регионов.

В качестве жеста примирения Фармаджо поручил премьеру Робле организовать выборы. Однако затем два политика вступили в прямую конфронтацию по поводу назначений на ключевые посты в спецслужбах. В итоге 16 сентября Фармаджо приостановил полномочия Робле. Последний отверг это решение. В конце октября они все же договорились о скорейшем проведении выборов.

К 1 ноября выборы в верхнюю палату парламента прошли во всех регионах Сомали за исключением Гальмудуга.

«Я требую от регионов Сомали начать выборы в нижнюю палату парламента как можно скорее, и я надеюсь, что этот процесс будет мирным», — заявил Робле.

17 ноября в выступлении в Совете Безопасности ООН эмиссар ООН в Сомали Джеймс Сван заявил, что проведение выборов в этой стране необходимо ускорить с тем, чтобы иметь полностью сформированный парламент до конца 2021г., а затем «в самые короткие сроки» провести президентские выборы. «Выборы большинства депутатов еще предстоит начать, должна быть ускорена подготовка обеспечения безопасности выборов, должен быть опубликован список кандидаток на 30% «женских» мест в парламенте», — пояснил он. «Я предлагаю всем участникам процесса в федеральных штатах действовать быстро с тем, чтобы завершить выборы (в нижнюю палату парламента) для того, чтобы гарантировать избрание полного состава парламента до завершения этого года», — сказал Сван.

Тогда же представители США и Великобритании в Совбезе ООН выразили мнение, что процесс выборов в Сомали идет слишком медленно, и его необходимо ускорить.

25 ноября в Могадишо у одной из школ была взорвана заминированная машина. В результате теракта погибли 8 человек, 17 получили ранения. Среди раненых были 11 школьников. Точна цель террористов не известна. В момент взрыва, по некоторым данным, мимо школы следовала автоколонна пикапов одной из частных охранных компаний. Как правило, теракты подобного рода в столице Сомали совершают боевики движения «Аш-Шабаб», которое позднее взяло на себя ответственность за него. По его данным, целью атаки были некие «военные инструкторы».

Это был третий теракт подобного рода в Могадишо за несколько недель. В сентябре два теракта с использованием заминированных машин унесли жизни 17 человек. Ответственность за них взяло на себя движение «Аш-Шабаб». В первом 14 сентября террористы атаковали блок-пост сомалийских военных. Тогда погибли 9 солдат. Во втором 25 сентября была атакована автоколонна близ президентского дворца. Тогда погибли 8 человек, в том числе советница премьер-министра по делам женщин и правам человека Хибаак Абукар Хасан.

Несколькими днями ранее движение «Аш-Шабаб» взяло на себя ответственность за убийство известного журналиста Абдиазиза Мохамуда Гюледа. Директор государственной радиостанции «Радио Могадишо» был яростным критиком джихадистов. Его убил подорвавшийся близ него боевик-смертник.

14 ноября командование Миссии Африканского союза в Сомали (Amisom) объявило, что 5 угандийских военнослужащих из состава Миссии были признаны виновными в убийстве 7 гражданских лиц. Двое из них были приговорены к смертной казни, трое получили по 39 лет тюрьмы каждый. Заседания военного трибунала по этому делу проходили в Могадишо с 2 ноября.

Кампала изначально отвергла дееспособность этого процесса по итогам расследования инцидента с гибелью гражданских лиц в августе 2021 г. в городе Гольвейн. В любом случае осужденных должны были выдать Уганде.

В составе Amisom около 20 тысяч военнослужащих. Миссия была развернута в 2007 г. 10 лет назад именно африканские миротворцы сыграли решающую роль в изгнании боевиков движения «Аш-Шабаб» из Могадишо. Тем не менее под контролем джихадистов продолжают оставаться обширные сельские территории, откуда они наносят удары как в столице, так и в других местах.

Солдат и офицеров угандийского контингента Amisom уже неоднократно обвиняли в преступлениях против гражданских лиц, а также в незаконном обогащении. Но внутренние расследования в Amisom всегда обеляли их.

15 ноября в Кении было объявлено, что трое «опасных преступников», в том числе джихадист из «Аш-Шабаб», причастный к атаке на университет в Гариссе в 2015 г. (148 погибших), сбежали из тюрьмы в Камити с самым высоким по меркам Кении уровнем охраны, где содержатся самые опасные преступники. Тут же Дирекция криминальных расследований пообещала вознаграждение в 60 млн шиллингов (примерно 468 тысяч евро) за информацию, которая позволила бы их задержать. При этом никаких объяснений не последовало относительно того, как тюрьму смогли покинуть Мухаммед Али Абикар, Джозеф Джума Одиамбо и Мушараф Абдалла Акулунга.

Со своей стороны генеральный комиссар Департамента тюрем Виклиф Огалло в отдельном коммюнике заявил, что посетил эту тюрьму с целью «установить обстоятельства, приведшие к этому вызывающему сожаление инциденту». Он также не привел никаких деталей побега, отметив, что все спецслужбы получили задачу на их поимку. «Хочу предупредить население, что речь идет об опасных преступниках, которым нельзя предоставлять убежище», — сказал Огалло. Это заявление не помешало тому, что он был уволен со своего поста и даже некоторое время провел за решеткой, равно как охранники тюрьмы в Камити.

В 2019 г. Абикар был признан виновным в причастности к атаке в Гариссе. Он получил 41 год тюрьмы. Одиамбо был арестован в 2019 г. по обвинению в рекрутировании боевиков для движения «Аш-Шабаб». Акулунга был арестован в 2012 г. после неудавшейся атаки на парламент Кении.

18 ноября кенийская полиция объявила о поимке беглецов. Их задержали в 200 км к востоку от Найроби благодаря наводке местных жителей.

В целом, с учетом стремления движения «Аш-Шабаб» сорвать ход голосования, можно было предвидеть, что число терактов с участием джихадистов будет только расти.