- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О возможном расширении ВТС Пакистана с Катаром в области оперативно-тактической авиации

По данным китайских специализированных военно-технических изданий, высокопоставленные сотрудники Министерства иностранных дел Эмирата Катар прибыли в начале января 2022 г. в Исламскую Республику Пакистан для проведения переговоров по приобретению партии легких истребителей JF-17D, которые представляют собой специальную версию серийного JF-17 Block III, однако самолет с литерой «D» имеет несколько отличий.

Cогласно многолетней традиции ВВС Эмирата Катар самолет JF-17D имеет двухместную кабину. Как известно, официальный Катар за последние шесть лет заключил три контракта на поставку истребителей «Рафаль» (27+9 ед.), «Тайфун» (24 ед.) и F-15QA (31 ед.) с производителями авиационной техники из Франции, Великобритании и США. Все указанные боевые самолеты оснащены двумя двигателями, а благодаря двухместной кабине экипажи истребителей могут успешно выполнять боевые задачи за счет распределения нагрузки между пилотом и штурманом-оператором вооружения.

По оценкам китайских специалистов, интерес ВВС Эмирата Катар основан на результатах пятилетних наблюдений за процессом эксплуатации и боевого применения истребителей JF-17 в ВВС Пакистана, Бангладеш и Нигерии.

Следует отметить, что еще в 2016 г. Командование ВВС Пакистана направляло два истребителя JF-17 Block I и два учебно-тренировочных самолета Super Mushshak с дружественным визитом в Эмират Катар. Перелет данных самолетов без поддержки самолетов-заправщиков позволил продемонстрировать надежность авиационной техники собранной на авиастроительном предприятии Камра. Кроме того, летчики ВВС Пакистана продемонстрировали возможности своих самолетов в рамках демонстрационных полетов.

В данном аспекте китайские специалисты отмечают, что при  расходовании значительных средств на покупку новейших боевых самолетов ВВС Эмирата Катар испытывают нехватку пилотов истребителей. По данным китайских источников, ВВС Эмирата Катар не располагают достаточным количеством учебно-тренировочных самолетов и учебно-боевых самолетов профессионального этапа обучения, которые позволяют проводить занятия по повышению квалификации или переобучению с одной модели летательного аппарата на другой.

Известно, что после этого «визита дружбы» командующий ВВС Эмирата Катар также в 2016 г. посетил Пакистан и авиастроительное предприятие для ознакомления с техническим состоянием сборочной линии и компонентами истребителя JF-17.

По данным китайских источников, катарские военные указали на недостатки JF-17 Block I и Block II, а именно присутствие РЛС с допплеровской антенной, одноместную кабину с экранами малой диагонали, отсутствие встроенной оптико-электронной системы разведки и наведения, а также скромный состав авиационных средств поражения.

Вполне вероятно, что именно с учетом высказанных замечаний китайские и пакистанские конструкторы выполнили комплекс работ, в результате которых был создан истребитель JF-17 Block III – к настоящему времени на АСЗ «Камра» собрано 11 ед.

Самолет в новой модификации получил новую широкоугольную радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой KLJ-7A, которая по своим возможностям не уступает  французской RBE-2AA, устанавливаемой на истребителях «Рафаль».

Благодаря новой РЛС истребители JF-17BlockIII, а также их двухместная версия JF-17B  могут применять новейшие управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности PL-10E, сверхбольшой дальности PL-15E и крылатые ракеты CM-400AKG. Последние предназначены для подавления системы ПВО вероятного противника без входе в зону работу ее ЗРК/ЗРС.

Кроме того, китайские авиастроители внедрили оптико-локационную станцию нового поколения (создана на основе компонентов от тяжелого малозаметного истребителя J-20), которую укомплектовали новейшим индикатором лобового стекла для расширения боевых возможностей самолета. С учетом новейшего шлема летчика, который дополнен модулем виртуальной реальности у пилота есть возможность наблюдать за обстановкой вокруг самолета практически в любом ракурсе – т.н. «стеклянная кабина».

В отношении двухместной кабины известно, что истребитель JF-17 в такой модификации получил литеру «В». По данным китайских источников, летчик и штурман-оператор/командир эскадрильи (в зависимости от конкретной ситуации) обеспечены новым широкоформатным дисплеем, который можно разделить на необходимое количество секторов и отображать основную техническую и тактическую информацию, что позволяет снизить нагрузку на летчика.

Достоверно известно, что китайские и пакистанские специалисты адаптировали подвесную контейнерную ОЭСРН от турецкой компании Aselsan к комплексу бортового радиоэлектронного оборудования, что позволяет с высокой точностью поражать наземные подвижные цели при помощи управляемых/корректируемых авиационных бомб китайского и пакистанского производства.

Все проведенные мероприятия по усовершенствованию конструкции и БРЭО рассматриваемого самолета позволили китайским и пакистанским конструкторам создать истребитель поколения «3+», который по соотношению «стоимость — характеристики» является одним из лучших на международном рынке вооружений. Некоторые китайские специалисты полагают, что JF-17 Block III или JF-17B в ближайшее время станет полноценным конкурентом для самолетов оперативно-тактической авиации американского, европейского и российского производства.

В дополнение к вышесказанному необходимо отметить, что ВВС Эмирата Катар указали пакистанским партнерам на вероятную необходимость адаптации истребителя JF-17D к оборудованию, которое эмират предоставит на свое усмотрение.

Китайские специалисты отмечают, что официальная Доха может, как полностью оплатить контракт, так и «сработать» по бартерной схеме, т.е. передать ВВС Пакистана истребители «Мираж-2000-9», которые могут прослужить еще несколько лет при условии квалифицированного обслуживания со стороны пакистанских специалистов.

Подводя итог, представляется возможным предположить, что при условии успешного выполнения контракта ВВС Эмирата Катар будут применять JF-17D в целях подготовки пилотов, поскольку стоимость эксплуатации одномоторного истребителя значительно ниже в сравнении «Рафалем», «Тайфуном»  и F-15QA.

Вполне очевидно, что поставка таких самолетов повлечет дальнейшее укрепление сотрудничества между Дохой и Исламабадом, что может быть воспринято неоднозначно в Королевстве Саудовская Аравия, поскольку официальный Эр-Рияд софинансировал проект истребителя JF-17.

Существует вероятность, что военно-политическое руководство КСА окажет давление на официальный Исламабад из опасений, что Доха приобретает JF-17D не для национальных ВВС, а с целью дальнейшей их передачи ВВС Исламской Республики Иран, которые остро нуждаются в обновлении парка оперативно-тактической авиации. Однако, подобный вариант развития событий маловероятен, поскольку официальный Тегеран может приобрести такие истребители в КНР без организации сложной схемы с привлечением Эмирата Катар в качестве посредника.