- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Проект газопровода из Израиля в Европу уходит с повестки дня

15 лет назад в связи с разработкой крупных морских газовых месторождений на израильским шельфе и главное насыщение внутреннего рынка газом, стал актуальным вопрос о путях транспортировки газа потенциальным покупателям за пределами Израиля. В первую очередь естественно рассматривались соседи Израиля — Египет и Иордания. Как отмечалось в свое время ( см. материал «О проекте Восточно-средиземноморского газопровода EastMed» от 21 июля , 2020 г), так же  рассматривался ряд проектов по строительству подводных газопроводов и в частности в Турцию, Египет и Европу через Кипр. Хотя в тот момент турецкий проект был наиболее экономичным и самым коротким, в нем была большая политическая составляющая, так как часть маршрута должна пройти через кипрскую экономическую зону, на что Никосия согласия не дала. С другой стороны, к проекту газопровода через Кипр в Европу выдвигает свои претензии Турция. Однако после резкого ухудшения отношений с Анкарой Израиль склонился в сторону кипрского проекта.

В это время и появился очень амбициозный проект газопровод EastMed, а точнее Трубопровод Восточного Средиземноморья, который должен был поставлять газ с морских месторождений Израиля и Кипра в Грецию и оттуда по трубопроводам «Посейдон» и IGB в Италию и другие европейские страны. Трубопровод планировался длиной около 1900 км, из которых 1350 км по морскому дну на  глубине 3 км, про том, что часть планировалось в проложить в сейсмически опасной зоне греческих островов. Пропускная способность  трубопровода 10 млрд куб. м газа в год, которая в дальнейшем могла возрасти до 20 млрд.

Уже тогда высказывались серьезные сомнение в экономической целесообразности этого проекта. Однако в тот момент ЕС рассматривал его скорее всего в качестве политического проекта, направленного якобы на уменьшения зависимости от поставок российского газа в Европу. В этой связи еще в 2013 году строительство трубопровода EastMed было определено в соответствии с Регламентом Европейской комиссии как проект №347/2013, представляющий общий интерес, и за период 2015–2018 годов ЕК выделила более 34,5 млн евро для завершения решения технических, экономических и экологических вопросов.

В марте 2019 года в Тель-Авиве было подписано межправительственное соглашение о газопроводе EastMed. На подписании присутствовал госсекретарь Соединенных Штатов Майк Помпео, в знак поддержки со стороны Вашингтона этого проекта. Однако в декабре 2018 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что «другие международные игроки не могут действовать в Восточном Средиземноморье, не получив предварительного разрешения». По его словами, «греческий Кипр, Египет, Греция и Израиль не смогут проложить газопровод без согласия Турции». 1 января 2020 года Эрдоган снова заявил, что не допустит игнорирования интересов Турции в вопросах добычи газа в этом регионе.

Тем не менее уже 2 января 2020 года в Афинах было подписано соглашение о строительстве трубопровода лидерами Греции, Кипра и Израиля. Президент Кипра Никос Анастасиадис и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху охарактеризовали соглашение как «историческое». Соглашение включает в себя положения по обеспечению безопасности трубопровода и единый налоговый режим. Правительство Израиля утвердило данное соглашение 19 июля 2020 года, что позволило проекту двигаться вперед. После принятия окончательного инвестиционного решения между странами в 2022 году, строительство трубопровода планировалось завершить к 2025 году.

Однако после смены правительства в Израиле в июне 2020 года, Министерство энергетики, стало резко менять свою концепцию о развитии энергетических проектов в стране. Как отмечалось в свое время ( см. материал «О смене стратегии Министерства энергетики Израиля: разрешения на разведку нефти на суше больше выдаваться не будут.» от 28 декабря 2020 г) в течение последнего года Министерство энергетики Израиля уже несколько раз меня свои стратегические цели. Вначале было объявлено, что в стране прекращается строительство газовых электростанций, в связи с переходом на зеленую энергетику. В этой связи в министерстве как бы перестали вспоминать и о проекте EastMed. И вдруг оказалось, что он «умер» сам.

Так США отправили странам-участницам проекта EastMed неофициальный документ non paper, в котором уведомляют, что отказываются от поддержки строительства трубопровода. Представитель Госдепартамента, который прокомментировал этот вопрос турецкому агентству «Анадолу», сообщил, что интерес Вашингтона к Восточному Средиземноморью смещается в сторону возобновляемых источников энергии и проектов на основе электроэнергии.

«Линии электропередачи между странами Восточного Средиземноморья и Европой позволят экспортировать электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников энергии, принося пользу странам региона. В этом контексте запланированный проект энергомоста ЕвроАфрика соединит Египет с Кипром и Грецией, а магистраль ЕвроАзия объединит линии электропередач Израиля, Кипра и Европы», — сказал он.

Подчеркнув, что администрация США уделяет приоритетное внимание проектам в области возобновляемых источников энергии, представитель Госдепарьамента заявил: «США критически смотрят на новые проекты, работающие на инфраструктуре ископаемого топлива. Мы поддерживаем некоторые существующие проекты, которые способствуют энергетической безопасности и диверсификации поставок природного газа, такие как плавучее хранилище и регазификационная установка в Александруполисе (FSRU) и интерконнекторы между Болгарией и Северной Македонией, которые будут завершены намного раньше, а также будут иметь более низкую стоимость, чем газопровод East Med».

Данное решение скорее всего говорит о желании США привязать часть европейских стран к поставкам собственного сниженного газа, о чем в принципе и говорят проекты плавучих хранилищ газа и установок для регазификации в том же районе, куда должен был прийти газопровод EastMed.

В итоге «бывший» флагманский проект Министерства энергетики, который был призван позволить Израилю начать экспорт природного газа в Европу, потерял поддержку США. Фактически это означает, что проект не будет реализован, но для участников проекта (Греции, Кипра, Израиля и Италии) подобное развитие событий скорее всего не стало сюрпризом. Специалисты и ранее утверждали, что проект является экономически неустойчивым, и кроме того, он являлся источником напряженности в Восточном Средиземноморье, так как против него выступала Турция.

Как отмечали специалисты, инициатива, которая была названа главным конкурентом «Турецкому потоку», получила гарантированную поддержку со стороны Белого дома, который на тот момент был заинтересован в получении дополнительных рычагов воздействия на Анкару. Более сдержанно о проекте высказывались европейские официальные лица. В частности, в 2021 году представители Европейской комиссии проинформировали, что EastMed, который прежде всего рассчитан на то, чтобы удовлетворить южно-европейский рынок, является «сложным проектом» и что его потенциальное функционирование должно входить в соответствие с масштабными целями Евросоюза в области декарбонизации.

Анкара положительно восприняла сообщения о потере интереса США к EastMed. В частности, в разговоре с арабским изданием Middle East Eye представители высших эшелонов власти Турции сообщили, что не удивлены подобным решением, потому что не верили в осуществимость проекта с самого начала. Один из собеседников Middle East Eye напомнил, что турецкая сторона всегда обращала внимание своих соседей по Восточному Средиземноморью на то, что транспортировка израильского газа через Кипр технически просто невозможна и единственная альтернатива – это ее территория.