- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: претенденты на лидерство в партии Ликуд на фоне дискуссий о досудебной сделке Б.Нетаньяху

В числе тем, широко обсуждаемых в последнее время на фоне сделки, переговоры об условиях которой ведет бывший глава правительства Израиля Б.Нетаньяху с Генеральной прокуратурой, большое внимание уделяется его профессиональному будущему. Сообщения о том, что многолетний лидер  Ликуда рискует в итоге оказаться на несколько лет отстраненным от политической жизни подстегнули дискуссии о его преемниках на посту председателя партии, на время утихшие после того, как было заявлено, что в ближайшее время внутреннего голосования там не планируется. Более того, за сравнительно небольшой промежуток времени  количество претендентов на эту роль возросло с 3-4 до 10-12.

Разделить участников этой гонки можно на несколько групп. Двумя давними и, пожалуй, самыми серьезными претендентами на руководство партией в глазах обозревателей остаются Й.Эдельштейн и И.Кац. Первый по-прежнему позиционирует себя в качестве основного конкурента действующего лидера, причем в отличие от подавляющего большинства однопартийцев публично заявляет, что будет бороться за пост председателя Ликуда, независимо от решений Б.Нетаньяху. А вот второй после этапа сближения с бывшим премьер-министром вступил с ним в конфронтацию, инициатором которой стал сам Б.Нетаньяху. Он заявил, что И.Кац пытается добиться победы на возможных будущих праймериз на голосах новых ликудников, многие из которых склоняются к левым взглядам и заигрывают с соответствующими партиями из противоположного лагеря.

В перечне кандидатов сохраняет позиции и бывший мэр Иерусалима Н.Баркат, однако он продолжает сталкиваться с весьма заметными препятствиями для продолжения политической карьеры. Так, в конце прошлого года сначала в министерской комиссии по законодательству, а затем в предварительном чтении в Кнессете был утвержден законопроект об ограничении в 100 тыс. шекелей на траты кандидатов в ходе внутрипартийной избирательной кампании. Автором инициативы, которую называют «Законом Нира Барката» стал его однопартиец Д.Амсалем, что еще раз свидетельствует о серьезных противоречиях между ядром Ликуда и относительно новыми членами партии, в которую Н.Баркат вступил лишь в 2018 г.

В некотором смысле схожее положение занимает А.Дихтер, представляющий в гонке блок безопасности. В прошлом он занимал должности главы Министерства общественной безопасности и руководил Службой общей безопасности (ШАБАК). Одним из его достижений на последнем посту стало переформатирование работы службы, позволившее повысить эффективность участия в контртеррористических операциях, в том числе на палестинских территориях. С учетом всплеска насилия на Западном берегу прошлые заслуги вполне могли бы стать козырем в предвыборной борьбе уже за кресло премьер-министра. Впрочем, мешает этому вновь преимущественно внутренняя оппозиция, подчеркивающая, что основной его политический опыт был связан с партией  «Кадима». Любопытно, что там А.Дихтер также пытался бороться за лидерство, но занял последнее место.

Наибольшую группу потенциальных преемников Б.Нетаньяху составляют относительно новые имена, которые еще осенью встречались редко или не упоминались в аналогичных публикациях в СМИ вовсе. Последним в понедельник к гонке условно присоединился давний соратник Б.Нетаньяху Ц.Анегби. При этом он отметил, что надеется на отказ действующего председателя от сделки, а выдвигать свою кандидатуру будет только в том случае, если сам Б.Нетаньяху решит уйти в отставку. По мнению обозревателей, продолжительная политическая карьера, близость к действующему лидеру и наличие международных связей, в том числе в США способны стать для этого кандидата неплохой опорой. Так, впервые он был избран в Кнессет 12-го созыва еще в 1988 году, в 1996 году получил первый министерский пост в правительстве Б.Нетаньяху. Осложняет его положение в партии пребывание в «Кадиме» с 2005 по 2012 гг. Впрочем, справедливости ради, стоит сказать, что в этот период он получил международный опыт, возглавляя комиссию по иностранным делам и обороне, а также, возвращаясь в Ликуд, пообещал ослабить партию-конкурента за счет перехода еще нескольких коллег.

Днем ранее о своем «немало вероятном» включении к гонку за лидерство в партии заявил бывший министр юстиции А.Охана. Как и Ц.Анегби, он подчеркнул, что пойдет на такой шаг только с отставкой действующего председателя. Будучи представителем семьи выходцев из Марокко, А.Охана обладает определенным преимуществом, поскольку, с одной стороны, может включиться в кампанию по борьбе за права еврейских беженцев из арабских стран, Ирана и Сирии, а с другой, — привлечь их электорат для поддержки партии на выборах.

Еще одной представительницей восточных евреев в гонке может стать М.Регев, которая, как минимум пока, является одновременно единственной претенденткой женского пола. Также в копилке ее заслуг является исторический визит в Абу-Даби в 2018 г., сегодня выглядящий как пролог к нормализации между Израилем и ОАЭ. О своем намерении выставить кандидатуру, но только в случае ухода Б.Нетаньяху политик объявила еще в августе, однако, тогда в шорт-лист самых перспективных новых лидеров Ликуда не попала.

Менее частотной, но все же упоминаемой фигурой можно считать Я.Левина – депутата Кнессета нескольких созывов, в разное время занимавшего и министерские посты. Одним из основных предметов его внимания является правовая система Израиля и деятельность Верховного суда, который, с его точки зрения, излишне восприимчив к давлению левых политических сил. Впрочем, появление Я.Левина в такого рода обзорах кандидатов может быть связано прежде всего с тем, что он является председателем своей фракции в Кнессете.

Наконец, в список кандидатов также же входят М.Фейглин, вернувшийся в Ликуд из созданной им же партии «Зеут» и постоянный представитель Израиля в ООН Г.Эрдан. Впрочем, первому мешает упор на агитацию против вакцинации от коронавируса, а второму пребывание за рубежом в дипломатической должности. А вот претендентом, все реже встречающемся в прессе, оказался  Й.Коэн. Если его и упоминают, что как своего рода идеального, а не фактического участника внутрипартийной борьбы.

В целом многочисленные перечни преемников Б.Нетаньяху, публикуемые в СМИ и содержащие множество фамилий, свидетельствуют о высокой степени неопределенности в исходе противостояния за лидерство в Ликуде. Для того чтобы подчеркнуть этот аспект, в некоторых изданиях даже появился условный кандидат «кто угодно». Спровоцирована такая ситуация может быть несколькими обстоятельства, в том числе действиями Б.Нетаньяху, явно недовольного борьбой за пока занимаемое им место председателя, которую открыто ведут Й.Эдельштейн и И.Кац. В этой связи, не исключено, что выдвижение кандидатур соратников бывшего главы правительства, таких как Ц.Анегби или А.Охана, подчеркивающих, что выставят свои кандидатуры на праймериз только после отставки нынешнего председателя, инициировано для сдерживания уже активно разворачивающегося соперничества.

Кроме того, ситуацию можно считать производной от исхода последних коалиционных переговоров, завершившихся тем, что ключевой пост получил далеко не лидер партии большинства. Этот случай также представляет собой своего рода пример растущего воздействия фактора неопределенности, но уже на всю политическую систему в целом. Перенося его на расстановку сил в своей партии, ликудники разных поколений также не исключают, что у любого из них может появиться шанс стать председателем, а затем и премьер-министром. Мало того, рост количества кандидатов фактически повышает вероятность победы, поскольку при явном лидерстве одного политика он и получит максимум поддержки, оставив конкурентов далеко позади, а вот несколько претендентов со схожим опытом, не пользующихся безоговорочной поддержкой, может принести победу одному из них при минимальном отрыв от ближайших преследователей.