- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: партия «Еш атид» на фоне дискуссий о досудебной сделке Б.Нетаньяху

Продолжающее обсуждаться предложение досудебной сделки для экс-главы израильского правительства Б.Нетаньяху ставит в сложное положение и находящуюся у власти коалицию. Связано это с тем, что борьба с бывшим премьер-министром оказалась, пожалуй, главным объединяющим фактором, позволившим собрать 8 расходящихся по взглядам на многих других направлениях политических сил страны. Смена председателя ныне главной оппозиционной партии способна изменить расклад, подтолкнув новую перегруппировку, после которой представители правого и левого лагеря вновь разойдутся по разные стороны. В результате Ликуд получит шанс объединить вокруг себя правый политический спектр и превратиться в партию власти.

Наибольшие ожидания позитивного для Ликуда исхода при этом связываются обозревателями с недавно обозначившим свою кандидатуру Ц.Анегби. В шатком положении, в свою очередь, оказывается Я.Лапид, который еще не успел занять премьерское кресло. Ключевой в стране пост, по условиям соглашения, перейдет к нему в порядке ротации с Н.Беннетом лишь в 2023 г. А потому в текущих условиях он работает в том числе над укреплением собственного влияния в рамках «Еш атид».

Признаки авторитаризма там были заметны еще на начальном этапе существования партии. Так, на учредительной конференции, состоявшейся 1 мая 2012 г., был принят Устав, в соответствии с которым руководитель не подлежал переизбранию до 2020 г. Примечательно, что на тот момент участниками съезда стали преимущественно представители ближайшего окружения самого Я.Лапида, включая его супругу, сына, а также коллег с телевидения, собственно говоря, и одобривших это положение. Когда, наконец, рубеж настал, лидерство в «Еш атид» попытался оспорить О.Шелах, принимавший активное участие в законотворческой деятельности в рамках нескольких каденций в Кнессете, а также приложивший руку к пунктам партийной программы, касавшимся реформирования службы в ЦАХАЛе. Впрочем, его шаги по инициированию праймериз успехом не увенчались, равно как и попытка создания собственного списка «Тнуфа».

В этом контексте особенно интересно, что в ноябре прошлого года Я.Лапид все же объявил внутреннее голосование. Кандидатуры на роль его преемника принимались до декабря 2021 г., а сами выборы должны были состояться 4 января 2022 г. Впрочем, уже 20 декабря со стороны партии было сделано сообщение о сворачивании этого процесса, поскольку единственным претендентом оказался Я.Лапид.

Объясняться такая ситуация может тем, что, помимо запрета на оспаривание лидерских позиций Устав еще на момент регистрации партии предусматривал, что ее председатель определяет и очередность при составлении предвыборных списков. Соответственно, столкновение с Я.Лапидом чревато, как минимум, временным уходом из парламента, а то и полным прекращением политической карьеры, как это было с О.Шелахом. После разрыва с «Еш атид» он безуспешно попытался баллотироваться от собственного списка «Тнуфа», а потом перешел на экспертную работу. Около года назад экс-парламентарий в интервью говорил о возможности вернуться в парламент, а также о союзе с Г.Сааром при формировании правительства. Однако политического капитала для этого у него, судя по всему, не достаточно, так как за годы в «Еш атид» он оставался в тени.

Особенности лидерства Я.Лапида в более широком смысле могут быть связаны с политической историей страны и прежде всего опытом его отца Й.Лапида, возглавлявшего партию «Шинуй». От нее «Еш атид» унаследовала часть идей, таких как поддержка среднего класса, продвижение конституционной реформы, отстаивание принципов светского государства и свободы вероисповедания. В этой связи не исключено, что будущий глава правительства помнит историю с праймериз 2006 г., когда неожиданный уход второго в партийном списке «Шинуй» А.Пораза привел к полной перегруппировке сил несмотря на то, что Й.Лапид изначально был избран председателем.

Есть еще один пример, у которого Я.Лапид мог поучиться, причем в рамках нынешней коалиции – это А.Либерман. Создавая свою НДИ в конце 1990-х гг., он также обозначил, что распределение позиций в предвыборных списках – дело партийной конференции. При этом нельзя не отметить, что, хотя процедура в НДИ, если сравнивать ее с «Еш атид» выглядит заметно более демократической, именно «обещизраильскую партию с репатриантским лицом» критиковали за то, что она не проводит праймериз, как это делает Авода или Ликуд.

Любопытно, что практика «Еш атид» до недавнего времени оставалась практически незаметной. Ситуация изменилась в конце прошлого года, когда в твиттере ликудники разместили запись заседания Трудовой партии Кореи, где собравшиеся аплодируют Ким Чен Ыну. Подпись к видео гласит «прямая трансляция из “Еш атид”». Таким образом, сторонники Б.Нетаньяху явно ответили на высказывания оппонентов о пагубном влиянии на политическую систему несменяемости власти.

На укрепление позиций Я. Лапида работает и его активность по отстаиванию тезиса об устойчивости нынешнего кабинета министров. 17 января состоялось заседание фракции, на котором политик сообщил: «Правительство не зависит от Нетаньяху. Оно основано на совместной работе, на создании нами правительства, которое объединило все израильское общество». Не исключено, что таким образом он пытается бороться с опасениями среди своей опоры в Кнессете, предотвращая тем  самым переходы в другие партии, которые могут ослабить «Еш атид», особенно если обновленный Ликуд решит сплотить вокруг себя правый лагерь. Аналогичные по смысловому наполнению заседания состоялись и в других коалиционных партиях «Ямине», Аводе и МЕРЕЦ

В целом, партия Я.Лапида в 2022 г. отмечает 10-летний юбилей. За сравнительно непродолжительный период существования, если сравнивать ее с той же Аводой или Ликудом, «Еш атид», безусловно, прошла большой путь, однако, вопрос о ее политическом будущем все же вызывает сомнения. Многие обозреватели сходятся во мнении, что авторитарные тенденции в процессе выстраивания отношений внутри политической структуры, губительны, поскольку ведут к созданию аналогичных по типу партий и правительств. В частности, схожие модели вслед за Я.Лапидом адаптировали Б.Ганц и Г.Саар. Помимо этого, после ухода бессменного лидера, как правило, прекращает существование и его детище. И если таких примеров будет много, то трансформируется сама израильская политическая традиция. Впрочем, последнее утверждение все же спорное. К примеру, созданная А.Шароном «Кадима», далеко не тождественная «Еш атид» по внутренней структуре, продержалась 10 лет, несмотря на смену нескольких председателей путем первичных выборов. Вместе с тем, есть и противоположный пример – Н.Беннет, жестко контролирующий партийные списки и назначения, но довольно виртуозно жонглирующий политическими проектами: «Еврейский дом», «Новые правые», «Ямина». Гораздо важнее прогноз на краткосрочную перспективу, где подобный феномен создает условия для политической борьбы тому же Ликуду, независимо от того, останется ли Б.Нетаньяху его председателем.