- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новое германо-израильское соглашение о закупке подводных лодок на фоне внутриполитической ситуации в двух странах

Согласно данным израильских СМИ, уже в начале следующей недели кабинет министров может проголосовать в поддержку создания государственной комиссии по расследованию т.н. «Дела 3000». Напомним, коррупционная составляющая сделки по закупке Израилем подлодок «Дельфин» и корветов «Саар» состояла в двух обстоятельствах. Первое – отсутствие у ВМС ЦАХАЛа необходимости в приобретении дополнительных субмарин, а также ненадлежащее проведение тендерной процедуры приобретения торпедных катеров. Второе – участие израильских посредников в лице юриста Д.Шимрона и М.Ганора в заключении контракта с германским концерном ThyssenKrupp. При этом несмотря на тесные связи между указанными лицами и Б.Нетаньяху, бывшему премьер-министру по этому делу объявлений предъявлено не было.

Голосование правительства, которое может состояться в ближайшее воскресенье, должно было пройти еще 14 января, однако вопрос был снят с повестки дня. По одной из версий, которую распространили многие местные, прежде всего экономические издания, такое решение было принято на фоне согласование досудебной сделки между прокуратурой и Б.Нетаньяху. Впрочем, была и другая. В соответствии с ней, перенос обсуждения на неделею произошел из-за параллельной работы над условиями нового соглашения по закупке подлодок производства того же концерна у ФРГ.

Подтверждение справедливости второй точки зрения было получено уже в четверг, когда германские новостные ресурсы сообщили о подписании в Тель-Авиве генеральным директором израильского оборонного ведомства А.Эшелем и управляющим директором ThyssenKrupp Р.Виртцем рамочного соглашения. В соответствии с ним, Израиль получит три подводные лодки, первая из которых, по прогнозам, должна быть передана покупателю в 2029 г. Их особенностью, как сообщил Р.Виртц, станут обновленные технические характеристики, соответствующие специфическим запросам ЦАХАЛа. Речь идет о субмаринах класса Dakar, которые предназначаются исключительно на экспорт. Длина лодок равна 80 метрам, что делает их рекордсменами среди ранее произведенных в ФРГ. Схожие по конструкции подлодки класса 212 CD длинной 73 метра являются элементом оборонного сотрудничества Германии и Норвегии, а ввод их в эксплуатацию намечен также с 2029 г. Таким образом, Израиль, закупая эти модели, получит возможность гарантировать себе технологическое военное преимущество, причем не только в региональных, но и по сути в мировых масштабах.  Кроме того, в СМИ высказываются предположения, что они могут быть оснащены ядерным оружием.

Общая стоимость контракта оценивается в 3 млрд евро, при этом федеральное правительство не готово увеличивать объем своих субсидий из-за более высокой цены субмарин. Сообщается, что первоначально сделка оценивалась в 1,8 млрд евро, из которых Германия в рамках особых обязательств перед Израилем брала на себя 1/3. После увеличения оценочной стоимости, которая, судя по всему, произошла как раз из-за «особых запросов» ближневосточной страны, Берлин намерен оставить сумму своего софинансирования не превышающей 600 млн евро. Во всяком случае, данный ценовой барьер существует по проекту подлодок до 2027 г.

Такой подход явно найдет одобрение среди германских налогоплательщиков. Более того, сделка с Израилем идет на пользу ФРГ и с точки зрения экономической ситуации в стране и отдельных регионах. Так, высоко оценил соглашение премьер-министр федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн Д.Гюнтер, по мнению которого в период пандемии заказ позволит поддержать всю судостроительную отрасль. В частности, верфь в Киле, на которой будут строиться субмарины, уже получила на модернизацию 250 млн евро. Помимо этого позитивному восприятию новости способствует и профсоюз, который больше не видит причин для сокращения заработной платы, переговоры о которой на вервях велись в последнее время.

Таким образом, соглашение, подписанное на текущей неделе, имеет противоположное значение для каждой из стран в политической сфере. В Германии оно воспринимается как элемент усилий нового правительства во главе с О.Шольцем по поддержке судостроительной отрасли. Важно, что это обещание было не просто озвучено альянсом СДПГ, СвДП и «Зеленых», но и закреплено ими в коалиционном соглашении. Параллельно с этим, договоренности с Израилем показывают преемственность в том, что касается особых обязательств Германии в отношении ближневосточного партнера, которые также были закреплены в основополагающем документе т.н. коалиции «светофор». Несколько осложнить восприятие сделки может то, что ранее «зеленый» политик, а ныне глава МИД ФРГ А.Баербок выступала против продажи подлодок Израилю по причине коррупционной составляющей и возможности оснащения их ядерным оружием. Теперь, давая согласие на противоположный шаг, она явно отступает от прошлых принципов, что может быть использовано как новый повод для критики в ее адрес со стороны оппозиции и особенно прежних соратников из «Левой» партии. Впрочем, компенсировать негативные последствия способно уже упоминавшееся позитивное восприятие сделки в судостроительной отрасли, а также сближение с Израилем, который ранее настороженно относился к транзиту власти в ФРГ, опасаясь спада в отношениях после ухода А.Меркель.

В Израиле складывается во многом противоположная ситуация, рискующая негативно отразиться не только на прошлом, но и на нынешнем правительстве. Последнее связано с тем, что действующая коалиция продолжает пытаться использовать идею борьбы с Б.Нетаньяху и его наследием для своего укрепления, куда вписывается и «Дело 3000». Автором запроса на создание государственной комиссии для расследования обстоятельств этого дела стал министр обороны Б.Ганц, поддерживаемый Я.Лапидом и Г.Сааром. Уже сам факт совпадения интересов этих политических фигур явно намекает на политическую подоплеку. При этом в процессе разбора обстоятельств нельзя будет обойти стороной уже упоминавшиеся выше основания для подозрений в коррупции, среди которых позиция бывшего главы оборонного ведомства М.Яалона, полагавшего, что новые субмарины Израилю не нужны, в то время как правительственная линия заключалась в необходимости их постепенного обновления. Сам же кабинет Беннета-Лапида, по сути, сделал аналогичный шаг, когда, презентуя нынешний контракт, также сослался на соображения модернизации флота.

Наконец, особая комиссия и новое расследование – деятельность довольно затратная. По оценкам, сделанным еще осенью, расходы на это могут составить порядка 3 млн долларов, причем основную часть должно будет покрыть министерство обороны из своего бюджета. Такой шаг в нынешней экономической ситуации, в свою очередь, потенциально означает  или сокращение ассигнований на текущие нужды обеспечения безопасности страны, или предстоящее вмешательство в согласованный с трудом государственный бюджет с перспективой уменьшения объемов поддержки гражданских ведомств. И то, и другое, по понятным причинам, спровоцирует критику как общества, так и парламентской оппозиции, в то время как эффект для Б.Нетаньяху, с которым его политические оппоненты таким образом продолжают бороться, скорее всего, будет не таким уж значительным.

Наконец, расследование может бросить тень на новый контракт, тем самым осложнив весь диалог с ФРГ. Объясняются подобные риски позицией Берлина в отношении расследования как такового. Прокуратура Бохума, начавшая ранее свое расследование в отношении германской стороны соглашения, в прошлом году дело прекратила. Однако еще при А.Меркель федеральное правительство наложило ограничения на сотрудничество на данном направлении из-за коррупционной составляющей в Израиле. Собственно говоря, по этим причинам правительство ближневосточной страны и затормозило обсуждение вопроса о создании специальной комиссии. Исходя из этого, не исключено, что повышенное внимание к расследованию в Израиле может изменить в худшую сторону восприятие соглашения по поставке новых подлодок в ФРГ, прежде всего под воздействием оппозиции в Бундестаге, что при самом негативном сценарии может вылиться в замораживание контракта.