- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Индекс израильской демократии-2021: результаты исследования

Йоханан Плеснер, президент Израильского института демократии (The Israel Democracy Institute), и профессор Тамар Герман, директор Центра изучения общественного мнения и политики им. семьи Витерби (исследует общественное мнение и отношение израильской общественности к функционированию демократической системы и приверженности основным демократическим ценностям), представили президенту Израиля Ицхаку Герцогу «Индекс израильской демократии за 2021 год» (IDI’s 2021 Israeli Democracy Index).

Ежегодно с 2003 г. в рамках проекта «Индекс израильской демократии» исследуются тенденции в израильском обществе, касающиеся приверженности демократическим ценностям, функционирования государственных систем и степени доверия государственным учреждениям, а также выборным и назначенным лицам, принимающим решения. Анализ результатов опроса влияет на общественные дискуссии о состоянии израильской демократии и формирует всеобъемлющую базу данных, которую используют политики при принятии решений.

Согласно результатам исследования в 2021 г.  ситуацию в Израиле в целом еврейские граждане оценивали следующим образом: 23% — плохо или очень плохо, 45% — так себе, 32% — очень хорошо. Израильские арабы, соответственно, 29% — плохо или очень плохо, 41% — так себе, 30% — очень хорошо. При этом 76% евреев и 66% арабов считают, что Израиль является хорошим местом для жизни.

Таким образом, менее трети израильтян (33% евреев, 25% арабов) считают, что общую ситуацию в Израиле можно охарактеризовать как «хорошую» или «очень хорошую» – самый низкий показатель за последнее десятилетие. 63% с оптимизмом смотрят в будущее Израиля (аналогично 2019 г.) – 67% евреев и 42% арабов[i] [1].

84.5% евреев и 28% арабов (самый низкий показатель с 2003 г.) гордятся быть израильтянами.

На вопрос насколько важен каждый из перечисленных факторов для того, чтобы считаться настоящим израильтянином, евреи и арабы ответили по-разному:

Между какими группами в израильском обществе самый высокий уровень напряженности?

Большинство евреев (43%) считают, что между евреями и арабами; 36 % – между правыми и левыми;  12% – между религиозными и светскими евреями; 3% – между бедными и богатыми; 2% – между ашкеназами и мизрахим; 4% – не знают.

Большинство арабов (64%) также считают, что наибольшая напряженность в стране между евреями и арабами; 12 % – между правыми и левыми;  10% – между религиозными и светскими евреями; 5% – между бедными и богатыми; 3% – между ашкеназами и мизрахим; 6% – не знают.

Впервые с 2016 г. ключевой называется напряженность между евреями и арабами, а не правыми и левыми.

Оценки евреев баланса между еврейской и демократической составляющей государства в зависимости от их политической ориентации выглядят так:

Правые:

Центристы:

Левые:

Исследователи отмечают, что, как и в прошлом, в 2021 г. большинство граждан считало, что установился недостаточный баланс между демократическим и еврейским компонентами Израиля, и еврейская составляющая сильно превалирует (евреи – 38% и арабы – 82%). Среди ультраортодоксов и верующих распространено мнение, что в стране доминирует демократический характер (67% и 45%), тогда как две трети (63%) светских указали на сильный перевес еврейского компонента.

56.5% израильтян (евреев и арабов) думают, что Государство Израиль обеспечивает безопасность своих граждан, но не заботится об их благополучии.

33% полагают, что Израиль заботится о благополучии своих граждан.

Если бы вы могли получить гражданство в западной стране, вы бы предпочли жить там или остаться в Израиле?

Евреи:

Арабы:

При этом основными факторами, побуждающими задуматься об отъезде из Израиля, являются:

Уровень доверия к государственным институтам среди еврейских респондентов снизился в период с июня по октябрь 2021 г., тогда как среди арабов – увеличился:

Среди израильтян-евреев ЦАХАЛ снова стал институтом с самым высоким уровнем общественного доверия, хотя и произошло значительное снижение: с 90% в 2019 г. до 78% в октябре 2021 г. – самый низкий показатель с 2008 г. Президент Израиля по-прежнему занимает второе место по уровню доверия[ii] [2].

На третьем месте по уровню доверия граждан остается Верховный суд Израиля.

Объем властных полномочий Верховного суда евреи и арабы оценивают по-разному:

42% евреев полагают, что Верховный суд обладает слишком большой властью (среди них 57% – правые); 32% – Суд обладает необходимым объемом полномочий; 13% – нет достаточного объема власти; столько же затруднились ответить.

33% арабов полагают, что Верховный суд обладает слишком большой властью; 35% – необходимым объемом полномочий; 19% – нет достаточного объема власти; 13% – затруднились ответить.

52.5% евреев и 74% арабов считают, что Верховный суд должен иметь право отменять законы, принятые кнессетом, если они противоречат демократическим принципам; 40% евреев и 11% арабов – не согласны с этим.

Респондентам был задан вопрос, в какой степени на профессиональные решения судей Верховного суда влияют их политические взгляды?

По оценкам евреев из левого лагеря (среди тех, кто с этим сталкивался) решения судей чаще всего (51.5%) были справедливыми, а для правых (40%) – не справедливыми.

Наибольшая доля левых и центристов (48% и 32% соответственно) считают, что на решения Суда не влияют или лишь незначительно влияют политические взгляды судей, в то время как незначительное большинство (51%) правых считает, что их политические взгляды действительно влияют на решения судей.

По поводу степени вмешательства Верховного суда в решения, принимаемые правительством и его министрами, большинство левых и центристов (80% и 53% соответственно) не согласны с тем, что Верховный суд вмешивается в решения правительства больше, чем следует. Тогда как большинство правых (69%), наоборот, считают, что Верховный суд слишком сильно вмешивается в решения правительства.

Процедура отбора судей – политическая или профессиональная? Отбор судей в Израиле воспринимается широкой общественностью как процесс, в котором важную роль играют политические соображения. Эта точка зрения превалирует среди харедим и религиозных евреев, подавляющее большинство которых считает этот процесс политическим (87% и 77% соответственно). Напротив, такое мнение разделяют менее половины (46,5%) светских евреев. Среди тех, кто относит себя к левым, наибольший процент (46%) считает, что соображения при выборе судей в основном или исключительно профессиональные; такой позиции придерживаются лишь 36% центристов и 19% правых.

В ответах на вопрос о степени политического давления на судей в Израиле исследователи не обнаружили расхождений между различными группами респондентов. Около трех четвертей или больше опрошенных считают, что имеют место попытки политического давления на судей.

Предвзятое или непредвзятое отношение к выборным представителям? Около половины населения (52%) считает, что политическая принадлежность выборных должностных лиц влияет на отношение к ним со стороны правовой системы. Среди еврейской общественности, мнение о том, что правовая система в Израиле не относится к выборным представителям беспристрастно из-за их политической принадлежности, особенно широко распространено среди правых (63%), но является мнением меньшинства в центре (39%) и в левом лагере (29%). В том же духе большинство правых (65%) считают, что судьи не одинаково относятся ко всем, кто предстает перед ними, в то время как среди центристов и левых эту точку зрения разделяют менее половины (47% и 45% соответственно).

Ответ на вопрос о наличии коррупции в правовой системе Израиля зависит от того, кто его дает. Если большинство левых и центристов считают, что правовая система не полностью коррумпирована или коррумпирована лишь незначительно (73% и 52% соответственно), большинство правых считают ее достаточно коррумпированной или очень коррумпированной (61%). Кроме того, среди тех, кто считает, что правовая система Израиля совсем не коррумпирована или лишь слегка коррумпирована, подавляющее большинство (80%) считают, что судьи выбираются в основном или исключительно на основе профессиональных соображений. Напротив, среди тех, кто считает правовую систему достаточно или очень коррумпированной, подавляющее большинство (88%) считают, что политические соображения являются главным или единственным основанием для отбора судей[iii] [3].

В какой степени сегодня в Израиле соблюдаются права меньшинств?

Что касается трех других демократических принципов – право человека на достойную жизнь, свободу выражения, разделение властей – только меньшинство израильской общественности (еврейской и арабской) считает, что они соблюдаются в Израиле в должной мере. С точки зрения арабов, наименее соблюдаемым в стране принципом является защита прав меньшинств, а для евреев – право на достойную жизнь.

С утверждением, что Израилю, для того, чтобы справиться со своими уникальными проблемами, нужен сильный лидер, на которого не повлияет кнессет, СМИ и общественное мнение, полностью согласны 55% евреев и 61% арабов; полностью не согласны – 40% евреев и 32% арабов.

С тем, что еврейские граждане Израиля должны иметь больше прав, чем нееврейские граждане, полностью согласны 48% евреев (из них – 57% правые, 28.5% центристы и 5% левые). С каждым годом процент согласных с таким утверждением еврейских граждан растет; в 2018 г. так считали 27%.

В том, что демократия в Израиле в серьезной опасности, полностью уверены 44% евреев и 75% арабов (из них в еврейском секторе – 63% левые, 43% центристы и 39% правые); не согласны с таким утверждением – 52% евреев и 23% арабов.

По поводу степени коррумпированности израильского руководства евреи и арабы считают так:

Доверие местным властям. 57% израильтян доверяют своим местным властям, и относительно высокий уровень доверия остается стабильным. Однако в 2021 г. этот показатель был намного выше среди евреев, чем арабов (соответственно 62% против 32%). 68% евреев и 60% арабов считают, что следует передать больше властных полномочий от правительственных министерств местным властям[iv] [4].

Ухудшились позиции Израиля в международных рейтингах. Например, по сравнению с 2010-2019 гг. снизились оценки ситуации с политическими правами, гражданскими свободами и свободой прессы. Показатели повысились только в сфере политического участия и функционирования правительства, а состояние демократической политической культуры осталось без изменения.

И.Герцог отметил: «Падение доверия израильских граждан к государственным институтам вызывает глубокую тревогу». По его словам, «нет замены израильской демократии, и нет замены ее государственным институтам, поэтому потеря доверия не дает мне заснуть по ночам. Ни одно государство не может существовать, если его граждане не доверяют ему и его институтам. Общественное доверие является самым важным активом, которым обладает любая государственная система или институт, и его падение на протяжении длительного времени является сигналом для всех». Он полагает, что к такой ситуации привела «растущая напряженность и недоверие между властями – исполнительной, законодательной и судебной». «А когда конфронтационные отношения заменяют партнерство и сотрудничество – результаты очевидны».

Йоханана Плеснера вдохновляет то, что «несмотря на множество проблем, с которыми сталкивается Израиль, подавляющее большинство израильтян считает, что их страна – хорошее место для жизни». В то же время снижение доверия к институтам израильской демократии вызывает у него тревогу. «Наше руководство поступило бы мудро, если бы приняло к сведению эту реальность и правильно использовало представленные данные при планировании государственной политики».

По словам профессора Т.Герман, «Индекс демократии 2021 г. подтверждает предыдущие выводы о том, что «израильтяне смотрят на мир сквозь политические очки». «Мнения по широкому кругу вопросов, которые не обязательно являются политическими, сильно зависят от того, на какой стороне политического водораздела находятся израильтяне, что, в свою очередь, значительно коррелирует с их национальной идентичностью (еврейской/арабской) и как они самоидентифицируются в религиозно-светском спектре». В условиях смены власти, когда партии, которые ранее находились в оппозиции, сформировали правительство, а те, кто был у власти в течение последних двадцати лет (Ликуд, ультраортодоксальные и радикально правые партии), перешли в оппозицию, мнения граждан изменились соответствующим образом. Те, кто голосовал за нынешние коалиционные партии и в прошлом выражали глубокую обеспокоенность состоянием израильской демократии, теперь с большим оптимизмом смотрят в будущее. В то время как те, кто голосовал за партии, которые сейчас находятся в оппозиции, и раньше были настроены достаточно оптимистично, теперь более критично относятся к состоянию дел в Израиле»[v] [5].

[i] [6] Israeli Democracy Index 2021: Democratic Values. https://en.idi.org.il/articles/37857

[ii] [7] Israeli Democracy Index 2021: Trust. https://en.idi.org.il/articles/37858

[iii] [8] 2021 Israeli Democracy Index: Israel’s Legal System. https://en.idi.org.il/articles/37856

[iv] [9] 67% of Israelis Want to Transfer More Power from Government to Local Authorities. https://en.idi.org.il/articles/37806

[v] [10] Israeli Democracy Index 2021: Trust. https://en.idi.org.il/articles/37858