- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемах участия Франции в контртеррористической операции в Сахеле на фоне присутствия в Мали российской ЧВК «Вагнер»

Французский военнослужащий, принимавший участие в операции «Бархан» в Мали, погиб при обстреле базы. Об этом сообщила в воскресенье 23 января пресс-служба Елисейского дворца.
В сообщении отмечается, что военнослужащий 54-го артиллерийского полка «погиб в результате минометного обстрела французской военной базы в Гао (на юго-востоке Мали)», который произошел в субботу. Еще девять французских военных получили ранения.
Александр Мартен стал 53-м французским военнослужащим, погибшим в зоне Сахеля за последние восемь лет.
В сообщениях некоторых СМИ, которые неправильно перевели его воинское звание, 24-летний военнослужащий был ошибочно назван «бригадным генералом». В действительности Мартен имел звание «бригадира» (капрала), которое относится к младшему комсоставу.
В августе 2014 года Франция начала военную операцию «Бархан» с целью борьбы с исламистскими группировками в Мали, Буркина-Фасо, Мавритании, Нигере и Чаде. Она стала продолжением операции «Сервал», которую французские военные проводили в 2013-2014 годах в Мали. По данным Министерства вооруженных сил Франции, в нынешней кампании задействованы в общей сложности более 5 тыс. человек.

Этот инцидент произошел спустя неделю после того, как на севере Мали появились 500 сотрудников российской ЧВК «Вагнер». Это событие охарактеризовало серьезный дипломатический вызов для Парижа, ответ на который он пока до конца не сформировал.   Вопрос идет об уровне санкций против Бамако, который бы позволил бы с одной стороны реагировать на ситуацию, а с другой — не осложнил бы до предела операции французов в Сахеле. Следуя примеру ЭКОВАС, ЕС готовится под нажимом французов ввести ограниченные санкции против режима в Бамако, который отложил президентские выборы и приветствовал размещение персонала ЧВК «Вагнер» на малийской территории. Главный дипломат ЕС Жозеп Боррель должен провести виртуальную встречу с министрами иностранных дел стран G5 Сахеля 26 января, чтобы обсудить ситуацию в Мали и конкретные меры воздействия. Малийское досье также было поднято во время встречи 27 европейских министров обороны в Бресте 12 и 13 января.   Это одна из встреч, которую с нетерпением ждут в Сахельском регионе: она должна поставить все точки над «i». 26 января Жозеп Боррель встретится с министрами иностранных дел стран G5 Сахеля (Буркина-Фасо, Чад, Мали, Мавритания и Нигер), чтобы обсудить ситуацию в Сахельском регионе.

Перенос президентских выборов в Мали, первоначально запланированных на конец февраля, и санкции, введенные Экономическим сообществом Западноафриканских государств (ЭКОВАС) в отношении Бамако, открыли период большой неопределенности для G5 и ЕС. Брюссель является основным донором объединенных сил G5 в Сахеле, выделив с 2017 года почти 200 млн евро. Согласно правилам региональной организации, теоретически Мали должна была занять свое поочередное председательство в следующем месяце, но сейчас эту перспективу даже не желают обсуждать правительства нескольких стран, входящих в  G5. Такой шаг, однако, чреват отрывом Мали из орбиты общих контртеррористических усилий.  Прибытие в Мали в конце декабря передового отряда российской ЧВК «Вагнер» еще больше осложнило и без того запутанную ситуацию. Некоторые лидеры G5 никогда не скрывали своего беспокойства по поводу развертывания российских военизированных формирований в соседней стране. Со своей стороны, ЕС, похоже, намерен обнародовать целый ряд индивидуальных санкций против видных малийских деятелей в дополнение к тем, которые были введены ЭКОВАС 9 января. Прошлой осенью Брюссель приостановил прямую бюджетную помощь Мали, в результате чего, по оценкам, казначейство Мали недополучило почти 70 млн евро. Несколькими неделями ранее Франция также приостановила свой пакет финансовой помощи Мали в размере 40 млн евро. При этом, хотя некоторые государства-члены ЕС склоняются к жесткой позиции, Жозеп Боррель стремится поддерживать открытые каналы с Бамако. Однако это может оказаться затруднительным, поскольку несколько европейских столиц рассматривают присутствие ЧВК «Вагнер» в стране как переход «красной черты» в том, что касается продолжения взаимодействия с Мали. В середине января Швеция объявила о своем выходе из Целевой группы ЕС «Такуба», менее чем через год после развертывания 150 своих военнослужащих, и Брюссель приложил много усилий, чтобы убедить Словакию вскоре официально объявить о своем участии в Целевой группе в качестве заполнения этого вакуума. Существует также острый вопрос о будущем учебной миссии ЕС в Мали, который в ближайшее время будет обсуждаться. Стратегический обзор EUTM-Мали должен быть представлен государствам-членам в первом квартале этого года и, несомненно, окажется деликатной темой. Аналогичная учебная миссия ЕС в Центральноафриканской Республике была приостановлена в конце прошлого года на фоне нарушений прав человека и растущего влияния Москвы. Эта тема также поднималась во время встречи 27 европейских министров обороны в Бресте 12 и 13 января. Однако сворачивание такой миссии в Мали приведет к серьезной трансформации всех аспектов операции на фоне и так  не очень успешной динамики развития контртеррористической операции в Сахеле, что самым серьезным образом скажется на ее перспективах