- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Визит президента ИРИ Э.Раиси в Россию глазами оппозиционных аналитиков

Безусловно, состоявшийся на истекшей неделе визит президента ИРИ Э.Раиси в Россию и проведенные там многочисленные встречи, в том числе – с президентом РФ В.Путиным, получили положительный отклик в иранских СМИ. Официальное информационное агентство ИРНА написало в этой связи, что  ИРИ стремится к максимальному взаимодействию со всеми странами мира, в частности с соседями и союзниками. Сам президент  назвал целью и основой максимального сотрудничества Ирана взаимные интересы народов, формирование цивилизованного мирового сообщества и внимание к принципам справедливости и нравственности. По его словам, ИРИ стремится всемерно развивать отношения с дружественной Россией. «К счастью сегодня связи двух стран имеют блестящие перспективы сотрудничества, как в двустороннем, так и в региональном и международном плане», — добавил он. Своими приоритетами на этом направлении Э.Раиси назвал расширение сотрудничества в таких областях, как политика, экономика, торговля, наука и культура.
Отметим, что вопреки широко распространенному в мире мнению, иранский президент подчеркнул, что создание ядерного оружия не входит в оборонную стратегию ИРИ согласно фетве аятоллы Хаменеи о запрете на использование ядерного оружия. «Мы не занимаемся созданием ядерного оружия, это не находится в нашей оборонной стратегии».            Оппозиционные и зарубежные фарсиязычные СМИ пытаются  осмыслить вопросы, которые редко попадают в официальные СМИ,  и дать объективную оценку как самому визиту, так и связанным с ней реалиям. В первую очередь это касается предложения Э.Раиси к российскому руководству подписать договор о долгосрочном, рассчитанном на 20 лет, стратегическом сотрудничестве двух государств, подобному тому, который был заключен между Ираном и Китаем.  Известный аналитик – иранист Х.Эттемади, выступая в эфире международного канала Iran International, отметил, что  текст или базисные положения подписываемого документа, как и реализуемого с 2020 г. стратегического договора между ИРИ и КНР, мало кому доподлинно известен. Однако аналитик предполагает, что принимая во внимание существующие отношения между Россией и Ираном в сферах политики, безопасности и обороны, «договор представляется нацеленным на предоставление одностороннего преимущества России». Важно понять, отмечает Х.Эттамади, в чем состоят цели визита, первоначально намечавшегося на февраль. Вероятнее всего, во-первых,  визит состоялся в связи с острым внешнеполитическим кризисом, в котором оказалась Россия в результате обострения отношений с Украиной. Принимая иранского президента, Россия, считает аналитик-иранист,  хотела показать США и в целом – Западу, что у нее имеются верные и сильные друзья и союзники, имея в виду — Иран. Однако, по сути,  РФ хотела бы использовать ИРИ в качестве разменной монеты в своей геополитической борьбе на западном направлении. С другой стороны, подчеркивает Х.Эттемади, своей поездкой в Москву иранский президент шлет Западу ясное послание:  если вы и дальше продолжите антииранскую политику, мы пойдем еще на большее сближение с Россией и Китаем. Именно политика США на иранском направлении, поведение западных подписантов СВПД,  усиливают влечение Ирана к России и Китаю, меняют для них векторы геополитического тяготения. Таким образом, подводит итог аналитик, противоречия Ирана с США и Западной Европой толкают Иран в объятия Китая и России. На другом фарсиязычном сайте – «Пейаме Эсраиль»  — точке зрения Х.Эттемади противостоит известный специалист-международник М.Амир. По его мнению, более логичным в развороте Ирана в сторону этих стран можно считать неоднократно  повторяемые нынешним духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи установки на расширение иранской политики на восточном направлении, в котором явный приоритет отдается России и Китаю. Китай аятоллу интересует как сочетание коммунизма и капитализма, а Россия как наиболее вероятная будущая супердержава. «Я не думаю, — говорит М.Амир, — что эти две державы могут спасти Иран, вывести его из тупика. Но использовать его на свое благо, несомненно, могут». «Сомневаюсь, — добавляет М.Амир, — что подобная ориентация Хаменеи пойдет на благо его стране. Скорее всего, это его очередная стратегическая ошибка, платить за которую придется иранскому народу».

Однако на нынешнем этапе, вступает в полемику в эфире международного канала Iran International по поводу визита Э.Раиси в Москву известный журналист и комментатор Ф.Рустаи, Иран заботят более приземленные проблемы. Он хотел бы показать силу и потенциал своей страны, заставить США и Запад поверить в то,  что они имеют дело с мощной державой, способной на неординарные шаги и имеющей потенциал создания сильных стратегических союзов.  Учтя силу Ирана, считает Э.Раиси, Запад должен смягчить нажим, выражающийся в санкционном давлении.  Ф.Рустаи, касаясь сущности московского визита Э.Раиси, считает и сам визит иранского президента, и его встречу с В.Путиным, речь в Государственной Думе РФ, своеобразной демонстрацией силы. Российский президент хорошо понимает иранские реалии, представляет себе, что нынешние позиции Тегерана большей частью – надувание щек, не более. Все зависит сейчас от подписания соглашения по СВПД в Вене. Там Россия давно и последовательно защищает Иран, и не зря иранские СМИ на днях написали, что позиция ИРИ на венских переговорах четче всех озвучивается российским представителем М.Ульяновым. Если там ничего не получится, считает Ф.Рустаи, Иран ждет катастрофа. Может ли его спасти новый ирано-российский стратегический договор? По мнению Ф.Рустаи, широко разрекламированный 25-летний стратегический  договор с Китаем существует более на бумаге, чем в реальности. Хотя он подписан двумя сторонами, китайцы относятся к нему с большой осторожностью. В Пекине понимают, что объявленное недавно главой иранского МИДа Х.Амиром-Абдоллахианом начало реализации договора вряд ли отражает  действительность. Они знают, что их партнер находится на краю обрыва, и стараются быть крайне осторожными, уже сегодня задумываясь над тем, обладают ли иранцы достаточными ресурсами для претворения договора в жизнь. Такая же судьба, как полагают аналитик,  ждет и готовящийся 20-летний иранско-российский стратегический договор. Иранцам нереально надеяться на большие объемы товарооборота с Россией. Цифры демонстрируют крайне низкие показатели взаимодействия. Ничего существенного на этом направлении просто не делается. И сами отношения на ирано-российском треке, и предлагаемый договор, заключает аналитик,  кажется мне красивой книгой с пустыми страницами.

Новый договор призван придать дальнейшее ускорение диалогу двух стран в сфере политики, экономики, безопасности и культуры. Но означает ли это, что сотрудничество в этих областях на западном направлении будет свернуто, во-многом  замкнувшись на России? М.Амир  не считает такой  путь возможным.  На его взгляд, для Москвы планируемый договор с Ираном не более, чем ординарный шаг на пути декларируемого ей расширения дружественный отношений с как можно большим количеством стран, дополнительный штрих в картину  возвращения России к статусу сверхдержавы. Аналитик считает, что нет никаких оснований переоценивать добросердечность и откровенность диалога двух стран. В нем не все так безоблачно. Россия, утверждает М.Амир,  не пользуется полным доверием Ирана. Кремль не раз голосовал в ООН за введение дополнительных санкций против Ирана. Аналитики отмечали, что России нужен такой Иран, которому нужно помогать, причем помогать в ситуации, когда он очень слаб, повержен, и его нужно поднять с колен.  Но и в этом Россия не раз извлекала для себя пользу. В Иране до сих негативно относятся к Гулистанскому (1813) и Туркменчайскому (1828) договорам, закрепившим аннексию Российской Империей у Ирана значительных территорий Кавказа и Закавказья. В общественном сознании Ирана считается, что эти договоры превратили «Персию в вассала России». Эти документы связываются с началом политического упадка страны. М.Амир предлагает вспомнить  многие другие договоры и соглашения, например, от февраля 1921 г. Главной целью было установление контроля над иранской территорией  и создание просоветского марионеточного режима, который был бы средством давления Москвы на иранские власти в нужном для большевиков направлении. До сих пор между двумя странами нет должного взаимопонимания и в оценке событий, связанных с присутствием советских войск в Иране в 1941-1946 гг., когда на иранской территории было провозглашено создание  просоветских Автономной Республики Азербайджан и Махабадской Республики. Однако сразу же после вывода из Ирана советских войск, иранские правительственные войска учинили зверскую расправу над демократическими силами этих национальных регионов. М.Амир скептически оценивает перспективы нового договора. Важная его часть должна включать торгово-экономические связи. Но сегодня на этом направлении нечем похвастаться: товарооборот стоит на отметке чуть больше 1 миллиарда долларов в год. Практически, кроме военной продукции,  странам нечем торговать друг с другом.

Между тем, официальные иранские государственные СМИ характеризуют данный документ  как направленный на реализацию качественно нового этапа в ирано-российских отношениях, особенно в их политической составляющей. Но на нынешнем этапе так говорить преждевременно, потому что сама разработка этого документа находится лишь на начальной стадии, и строить предположения о его содержании пока просто  рано.