- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

INSS представил президенту Израиля ежегодный стратегический анализ проблем безопасности и политических вызовов

24 января 2022 г. делегация ведущего в Израиле Института исследований национальной безопасности (INSS) – старший научный сотрудник INSS, бывший глава Совета национальной безопасности Израиля Меир Бен Шабат, бывший глава разведывательного отдела Армии обороны Израиля бригадный генерал (запаса) Дрор Шалом, посол Одед Эран, Сима Шайн, д-р Анат Курц, д-р Шира Эфрон, бриг. генерал (запаса) Ассаф Орион и д-р Меир Эльран – во главе с исполнительным директором профессором Мануэлем Трахтенбергом и управляющим директором бригадным генералом (в отставке) Уди Декелем, представили президенту Израиля Ицхаку Герцогу ежегодный обзор стратегических политических проблем и вызовов безопасности Израиля в 2022 г.

В документе содержится анализ стратегической внешней и внутренней ситуации Израиля с точки зрения национальной безопасности, потенциальных угроз и возможностей в 2022 г., а также ряд политических рекомендаций для лиц, принимающих решения. Эксперты INSS подчеркивают необходимость выработки комплексного, последовательного и долгосрочного стратегического подхода, который поможет Израилю справиться со стоящими перед ним вызовами. Отсутствие такого подхода привело к тому, что стратегическое положение государства на начало 2022 г. характеризуется неспособностью максимально использовать свои возможности в сфере безопасности, экономический и технологический потенциал в ответ на внутренние и внешние вызовы, а также проблемы безопасности.

В отличие от предыдущих лет, исследователи Института выявили изменение в масштабе трех основных угроз Израилю в 2022 г. – Иран, палестинская арена и внутренний политический кризис. Они утверждают, что степень их серьезности одинакова, и главная задача заключается в том, чтобы определить комплексный способ противодействия им.

Центральная проблема – Иран, который стремиться к достижению «ядерного порога» и уже обладает возможностями, необходимыми для получения ядерного оружию в течение нескольких недель. В то же время иранцы по-прежнему полны решимости наращивать военный потенциал, чтобы угрожать Израилю в нескольких районах вдоль его границ, в том числе посредством использования в контратаках своих прокси, ракет, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и высокоточного огня.

Таким образом, Тегеран представляет собой самую серьезную внешнюю угрозу для Израиля, в первую очередь из-за стремления достичь военного ядерного потенциала. На этом фоне Израиль демонстрирует неспособность самостоятельно справиться со всеми проблемами, вызванными поведением Ирана, а также растущую потребность в усилении координации с Соединенными Штатами и укреплении с ними особых отношений, независимо от того, будет ли достигнуто ядерное соглашение (Совместный всеобъемлющий план действий, СВПД) между великими державами и Ираном. К тому же Тегеран продолжает подрывную деятельность в регионе, в том числе попытки создать Израилю угрозу нападения, прежде всего, реализацией проекта высокоточных ракет для «Хизбаллы» в Ливане и ее прокси в Сирии. Помимо ракет, Иран оснащает подконтрольные ему силы тысячами БПЛА, радиус действия которых позволяет проникать вглубь Израиля со всех сторон.

Прогресс в ядерной программе усиливает искушение Ирана не возвращаться к СВПД без значительных для себя уступок, а у администрации США может не быть возможности и желания на них пойти. Кроме того, возросла уверенность и готовность иранцев атаковать своих врагов с использованием прокси.

Израиль, со своей стороны, полагают эксперты, в отношении иранской ядерной проблемы находится в стратегическом тупике. Все возможные сценарии диалога между Ираном и ведущими державами, будь то частичное соглашение, длительное затягивание или даже срыв переговоров, имеют для еврейского государства негативный характер. Однако противодействие соглашению с Ираном, направленное на замораживание его ядерной программы, приведет Израиль к изоляции, и у него останется только военный вариант для предотвращения создания иранцами ядерного оружия.

Эксперты INSS рассматривают палестинскую арену в качестве очень серьезного вызова Израилю, особенно в условиях скатывания в реальность одного государства (от Средиземного моря до реки Иордан). То, что палестинцы для Израиля – «не второстепенная проблема, которую можно купировать заблуждениями по поводу возможности ограничить конфликт», стало очевидным в мае 2021 г. в ходе военной операции ЦАХАЛа «Страж стен» против ХАМАСа в секторе Газа. Неразрешенный израильско-палестинский конфликт представляет серьезную угрозу идентичности Израиля как еврейского, демократического, безопасного, нравственного государства и его статусу на международной арене. Ситуация с безопасностью на Западном берегу р. Иордан приближается к точке кипения из-за слабости Палестинской национальной администрации (ПНА) перед лицом объединенной оппозиции со стороны различных группировок и уличных банд. Израиль посредством целенаправленной деятельности ЦАХАЛа и Общей службы безопасности, а также благодаря сотрудничеству с ПНА, контролирует эту территорию. Однако ПНА ослабла и может перестать функционировать, в то время как усиливающееся разочарование молодого поколения палестинцев заставляет их все больше склоняться к принятию идеи «одного государства для двух народов». На международном уровне усиливается критика Израиля, которая на самом деле уменьшает шансы на решение конфликта путем создания «двух государств для двух народов». Это может привести к правовым действиям против Израиля и его определению как государства апартеида. Что касается сектора Газа, то Израиль в настоящее время сталкивается с той же сложной и давней дилеммой: с одной стороны, необходимо срочно реагировать на гуманитарную ситуацию, избегая эскалации напряженности в сфере безопасности; с другой – настаивать на возвращении заключенных и пропавших без вести израильтян, удерживаемых ХАМАСом, а также предотвращать усиление его военного и политического контроля над анклавом.

Эксперты INSS видят признаки серьезной социальной проблемы в связи с углублением расколов в израильском обществе, роста напряженности, экстремизма и подстрекательства (идеологического, словесного или физического), а также ослабления управления, особенно в неконтролируемых анклавах, что еще больше подрывает доверие к государственным институтам. Все это представляет собой реальную угрозу социальной устойчивости и национальной безопасности. Отмечается отсутствие готовности Израиля к сценариям войны на нескольких фронтах с большими потерями или к насильственным инцидентам с участием евреев и арабов. Ситуация осложняется слабостью полиции и образования неконтролируемых анклавов, а также, прежде всего, отсутствием государственных механизмов комплексного решения всех связанных с этим вопросов. Последствия этих недостатков сказываются на реагировании на другие вызовы национальной безопасности.

Взаимосвязанность вызовов требует от израильского руководства изменения порядка приоритетов с акцентом на восстановлении государственного контроля внутри страны и смягчении разногласий между различными группами в израильском обществе.

На международной арене Израиль должен подготовиться к ряду негативных явлений из-за изменения климата, частых экономических кризисов, последствий пандемии COVID-19 и растущей обеспокоенности по поводу устойчивости либеральных демократий. Ввиду внешних угроз Израиль должен повышать готовность своей армии, а также совершенствовать и использовать активы «мягкой силы», которые включают достижения в области технологий, науки, опреснения морской воды и энергетики. Эксперты выделяют относительные преимущества Израиля и его ценность для региональных и международных акторов на фоне более слабых стран Ближнего Востока. Зависимость Израиля от Соединенных Штатов сохраняется, при этом помощь США затрудняется поляризацией американского общества даже несмотря на то, что внимание Вашингтона и так направлено на внутренние проблемы и борьбу с Китаем за счет взаимодействия с Ближним Востоком. На этом фоне администрация США более не готова уделять значительное внимание интересам и опасениям Израиля, будь то в отношении Ирана или в контексте палестинской проблемы. Кроме того, Соединенные Штаты менее склонны инвестировать в расширение и укрепление соглашений о нормализации отношений между Израилем и «прагматичными» арабскими странами.

На фоне обозначенных выше проблем эксперты INSS формулируют израильскому руководству десять рекомендаций в области государственной политики.

  1. Подготовить актуальную, инновационную и всеобъемлющую стратегию, соответствующую меняющейся стратегической и оперативной обстановке, основанную на готовности к одновременному ответу на вызовы, исходящие от Ирана, палестинской арены и проблем в общественно-политической жизни страны.
  2. Создать механизмы комплексного государственного планирования и действий по восстановлению правопорядка и управления в неконтролируемых израильских анклавах; вести борьбу с преступностью в арабском обществе; снизить напряженность, враждебность и неравенство между общинами в Израиле.
  3. Подготовиться к заключению ядерного соглашения (СВПД) между Ираном и ведущими державами, а также к отсутствию какого-либо соглашения. Разработать основательный военный вариант, способный предотвратить создание Ираном ядерного оружия, предпочтительно в координации с Соединенными Штатами.
  4. Военным обновить и продолжить ведение «кампании между войнами» в условиях усиления Ирана и создания им прокси вдоль границ Израиля. В то же время решить все элементы региональной иранской проблемы, уделив особое внимание остановке проекта создания высокоточных ракет в Ливане и срыву иранских попыток оказывать на него влияние.
  5. На палестинской арене делать политические шаги, а также предпринимать меры, направленные на развитие социально-экономической инфраструктуры для укрепления ПНА и улучшения жизни граждан; избегать действия, которые могли бы ускорить скатывание Израиля к реальности одного государства, и создавать условия для отделения от палестинцев и дальнейшего продвижения других вариантов решения конфликта.
  6. Сектор Газа: продолжать усилия в духе «экономика в обмен на безопасность» с участием Египта, международных и региональных акторов, а также ПНА. Спокойствие зависит от решения проблемы израильских пленных и пропавших без вести солдат, а также от некоторого ослабления ограничений, введенных в отношении анклава.
  7. Усилить координацию с Соединенными Штатами, наряду с установлением особых отношений и доверия на двухпартийном уровне, демонстрируя Вашингтону ценность Израиля как ответственного участника и серьезного актива в области технологий, науки, предпринимательства и культуры.
  8. Развивать «Авраамовы соглашения», а также связи с Иорданией и Египтом, стремясь к региональному сотрудничеству в ряде областей, включая разведку, противовоздушную оборону, энергетику, сельское хозяйство, водоснабжение и здравоохранение. Кроме того, Израиль должен расширить экономические контакты со странами Восточного Средиземноморья и ослабить напряженность в отношениях с Турцией.
  9. Технологическая революция и киберпространство ускоряют «конкуренцию в обучении», а значит, Израиль должен инвестировать в развитие науки, технологий и технологические исследования, чтобы поддерживать и расширять свое относительное преимущество, которое является активом национальной безопасности и статуса на международной арене.
  10. Продолжить наращивание военной мощи в соответствии с многолетней программой ЦАХАЛа «Тнуфа» («Импульс») для поддержания оперативного и технологического превосходства Израиля в эпоху информации, автономных систем и киберпространства; адаптировать оперативные планы и повышать готовность тыла к ограниченным конфликтам, а также к войне на нескольких фронтах.

Более подробное обсуждение основных вызовов национальной безопасности Израиля планируется в рамках ежегодной международной конференции INSS, которая пройдет 1-2 февраля 2022 г. в Тель-Авиве.

В целом, стратегический обзор обозначенных выше вызовов Израилю в 2022 г. призван внести вклад в общественное обсуждение проблем и их потенциальных решений, помогая лицам, принимающим решения, выработать для этого надежный и обоснованный стратегический подход.

Президент Израиля И.Герцог, в благодарственной речи Институту исследований национальной безопасности отметил:

«Сегодня в регионе формируется понимание того, что будущее Ближнего Востока – это будущее сотрудничества. Перед лицом иранской угрозы и опасных прокси в регионе мы должны сотрудничать с нашими друзьями не только ради граждан Израиля, но и для всех жителей Ближнего Востока. Это региональный интерес высшего порядка. Безопасность Израиля тесно связана с его национальной устойчивостью, с нашей способностью справляться с самыми глубокими разногласиями, не утрачивая веру в себя. Мы сильны, чтобы жить вместе и действовать как один народ. Преодоление расколов, в том числе политических, является, пожалуй, самым важным шагом для поддержания безопасности, стабильности и процветания Израиля»[i] [1].

[i] [2] The INSS presents Strategic Survey for Israel 2022 to the President of Israel. https://www.inss.org.il/president-2022/