- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О политике Турции в отношении конфликта на востоке Украины

Донецкая Народная Республика (ДНР) не получала от властей Турции гарантий безопасности для возможного проведения в Стамбуле по их инициативе заседаний Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию на востоке Украины вместо Минска. Об этом 27 января сообщила министр иностранных дел ДНР Наталья Никонорова.  «Что касается проведения встреч Контактной и рабочих групп на территории Турции, мы подтверждаем, что такое предложение действительно звучало от координатора ОБСЕ. Но от турецких властей официальных документов, которые подтверждали бы готовность взять на себя гарантии безопасности членов делегации ДНР и ЛНР, мы не получали», — приводит слова Никоноровой Донецкое агентство новостей (ДАН).   По ее словам, сейчас нет также понимания того, каким образом и по каким документам могли бы происходить процедуры, связанные с пересечением границы и другими формальностями, поэтому говорить о Стамбуле как о вероятном новом месте переговоров пока не приходится.
«Столица Беларуси — это удобный и комфортный с точки зрения логистики город для проведения встреч как для нас, так и для посредников в лице ОБСЕ и России. Полет туда занимает немного времени для всех участников. К тому же представители Беларуси никогда не вмешивались в переговорный процесс и всегда были готовы предоставить максимальное содействие в административных вопросах, в том числе касающихся пропуска через границу, обеспечения безопасности и так далее», — подчеркнула она.
В среду 26 января  специальный представитель действующего председателя ОБСЕ на Украине и в Контактной группе посол Микко Киннунен сообщил, что Турция в ответ на запрос председателя ОБСЕ предложила Стамбул в качестве потенциального места очных заседаний ТКГ.
Идея переноса переговоров по Донбассу из Минска появилась у Киева после президентских выборов, состоявшихся в Белоруссии в августе 2020 года. Их результаты Украина не признала, в отношениях между двумя странами возник кризис. Глава украинской делегации в Контактной группе Леонид Кравчук, в частности, заявлял в апреле прошлого года, что Минск не устраивает украинские власти как место проведения переговоров по Донбассу из-за того, что Киев не считает Белоруссию нейтральной страной и недоволен высказываниями белорусского руководства об Украине. Заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Козак заявлял, что минская площадка остается, переноса не будет. Глава ДНР Денис Пушилин также заявлял, что вопрос о переносе переговорной площадки по Донбассу из Минска на повестке не стоит. Тем не менее, этот момент стоит отметить с точки зрения настойчивых попыток Анкары позиционировать себя в качестве нового генерального посредника в рамках выхода из украинского кризиса и налаживания диалога между ЕС и Кремлем. В этой связи турецкие аналитики указывают на несколько факторов, которые определяют такую тенденцию в политике Анкары. Первый момент, который они отмечают: любая серьезная военная эскалация на Украине  поставит Турцию под прицел этого конфликта. В течение нескольких месяцев президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пытался принять своих российских и украинских коллег на мирном саммите в Турции, чтобы дать шанс дипломатическому процессу. Но турецкие официальные лица прекрасно понимают, что президент России Владимир Путин не хочет такой встречи: его пресс-секретарь Дмитрий Песков даже высмеял эту инициативу. Эрдоган, который, как ожидается, посетит Украину 3 февраля и одновременно вступит в контакт с Россией, заявил, что, тем не менее, он снова  попытается предложить свои посреднические услуги как Владимиру Зеленскому, так и Путину. «Мы должны попытаться поговорить с обеими сторонами, чтобы предотвратить такую войну, у нас нет выбора. Мы должны это сделать, хотя и не очень надеемся2, — заявил анонимно  турецкий чиновник из МИД.  Анкара считает, что у нее есть фундаментальные интересы в Украине. Это в том числе  тема  Крыма и «братских крымских татар», которых на официальном уровне в Анкаре  считают тюрками. Эрдоган заявил на прошлой неделе, что Турция никогда не признает аннексию Крыма Россией в 2014 году. От себя отметим, что такая постановка вопроса в принципе обнуляет все даже гипотетические попытки турок выступить в качестве какого-то посредника.  К тому же тема Крыма и крымских  татар в данном случае носит чисто конъюнктурный момент: когда надо, турки очень быстро забывают о своих «родственниках». Достаточно   вспомнить о депортации уйгуров из Турции и фактические исчезновение этой темы из официальной повестки дня Анкары в последнее время. И сделано это было в пользу развития экономических отношений с Китаем. В данном случае суть вопроса в более серьезных вещах. Турецкие официальные лица  обеспокоены тем, что, если Россия вторгнется в Украину, это усилит ее господство в Черном море и окажет значительное давление на другие страны, такие как Румыния и Болгария. На этой неделе НАТО объявило о пакете мер сдерживания против возможного военного нападения России на Украину, в рамках которого военные корабли, истребители и сухопутные войска будут развернуты в Черном море и соседних странах. Примечательно, что Турция не была в числе стран, которые обещали внести свой вклад. Некоторые эксперты, например бывший посол ЕС в Турции Марк Пьерини, полагают, что Анкара, скорее всего, не будет добавлять свои собственные корабли и самолеты в силы сдерживания. Это привело бы к существенной эскалации напряженности в отношениях с Москвой. Но турецкие официальные лица заявляют, что они всегда поддерживали патрулирование и операции НАТО в Черном море, как и на этой неделе, одобрив их в рамках альянса. «Мы могли бы участвовать в некоторых операциях, в зависимости от наших интересов. Но это политическое решение, которое будет принято политическим руководством, когда придет время. Но мы уже делаем все возможное, поставляя беспилотники в Украину. Это самая «смертоносная поддержка» Киева на сегодняшний день среди всех стран НАТО», — считает анонимный турецкий дипломат. Это как раз второй  нюанс, который отражает заинтересованность Анкары в украинском досье, и он основывается, прежде всего, на потребности турок в украинских движках для дронов и возможно для танка «Алтай» на фоне неформального эмбарго стран НАТО на поставки в Турцию соответствующих технологий.  Грубо говоря, нет у турок соответствующей инженерной школы, а выпуск и экспорт дронов – это одна из наиболее конкурентно-способных отраслей турецкого ВПК..

Украинские фирмы поставляют двигатели в Турцию для различных передовых проектов беспилотных летательных аппаратов, а в прошлом месяце Киев начал совместное производство знаменитых беспилотных летательных аппаратов Bayraktar TB-2. Компания «Байкар», производящая Bayraktar ТВ-2, в декабре также приобрела землю в Украине, где начала строительство завода. Украинские официальные лица заявили, что в прошлом году в их арсенале было 12 Bayraktar  ТВ-2, и они планировали приобрести еще 24. Российские официальные лица, включая министра иностранных дел Сергея Лаврова, ясно дали понять, что Москва глубоко обеспокоена продажей Турцией Bayraktar ТВ-2 Украине, которая использовала один из них для поражения якобы гаубицы российского производства на спорной территории Донбасса. Украина на прошлой неделе подписала с Турцией новое соглашение о продаже тяжеловооруженного беспилотного летательного аппарата Akinci, обладающего повышенным радиусом полета, что станет первым случаем  экспорта такой системы, двигатели которого также поставляются Киевом. Беспилотники Akinci будут доставлены в Украину в следующем году. После утечки этой истории турецкие источники, близкие к производителю беспилотных летательных аппаратов Baykar, отрицали, что с Украиной была подписана сделка по Akinci. Такая сделка стала бы свидетельством того, что Анкара продолжит поддерживать своего северного соседа, несмотря на нежелание делать это некоторых других союзников по НАТО, таких как Германия, которая отказалась даже разрешить Великобритании поставлять оружие Киеву, используя воздушное пространство Германии. «Если беспилотники Bayraktar  приведут к значительным военным издержкам для России в конфликте, это обострит отношения с Москвой, нарушит поставки энергоносителей и туризм», —  полагает Тимоти Эш, старший суверенный стратег Bluebay Asset Management в Лондоне. Ни одна страна не предоставляет Турции больше туристов, чем Россия, и в 2021 году россияне составят 20% от общего числа посетителей. Украина занимает третье место. Между тем, в 2020 году Турция импортировала почти 34% своего газа из России, своего главного поставщика. Турецкие официальные лица заявляют, что растущее международное влияние Анкары уже создало напряженность в отношениях между Турцией и Россией. «Мы уничтожаем их системы ПВО в Ливии, Сирии и Азербайджане. Но, в конце концов, мы научились не соглашаться в чем-то и сосуществовать в этом регионе», — сказал один из турецких дипломатов. Опять же отметим, что пока турки не сталкивались с российскими экипажами этих ПВО. Также чиновник забыл о том, что российские ПВО на сегодня уничтожили более ста дронов в Сирии, в том числе и тех самые пресловутые Bayraktar ТВ-2.  В то время как Анкара создала трения внутри НАТО, закупив в 2020 году системы противоракетной обороны российского производства С-400, в том же году она также позволила американским военным осмотреть еще один ракетный комплекс российского производства «Панцирь», который был захвачен Турцией в Ливии. При этом существует значительное число турецких экспертов, которые считают, что поставки турецких беспилотников в Украину могут дорого обойтись Анкаре в Сирии. «Сирия остается слабым местом Турции. Если на то пошло, Россия, скорее всего, окажет давление на Турцию через Сирию. На более широком уровне Россия и Турция сотрудничали и конкурировали друг с другом в зонах конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Однако Москва была менее открыта для повторения этого опыта с Турцией на постсоветском пространстве», — полагает Галип Далай, младший научный сотрудник аналитического центра Chatham House. По словам Далая, Москва рассматривает конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке как возможности для игры во власть и возможность проецировать влияние. Она гораздо менее гибка и уступчива по отношению к турецкой политике в бывших советских государствах, которые она по-прежнему рассматривает как свою собственную исключительную зону влияния.