- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Морская блокада Израиля как вариант развития событий в случае войны с Ираном

Обозреватель газеты Jerusalem Post Лахав Харьков написал 29 января о заявлении  западных дипломатов  о том, что Иран продвигается на переговорах слишком медленно, чтобы возродить Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), в то время как он обогащает и накапливает уран, и что до тех пор, пока ограничения этой сделки не будут необратимо отменены, останутся недели, а не месяцы.

Он отмечает, что СВПД ограничил ядерную программу Ирана, постепенно снимая санкции. «США вышли из сделки в 2018 году и добавили дополнительные санкции, чтобы оказать давление на режим в Тегеране, который тем временем продолжал свою опосредованную войну по всему Ближнему Востоку. С тех пор Иран обогатил уран до 60%, что значительно превышает ограничения СВПД, в пределах досягаемости оружейного урана, обогащенного на 90%»,- напоминает Харьков.

Автор отмечает, что Израиль неоднократно заявлял, что не будет сложа руки наблюдать за тем, как его главный региональный противник беспрепятственно наращивает ядерный потенциал.

Премьер-министр страны Нафтали Беннет подчеркивает, что Израиль сохраняет за собой право на свободу действий в отношении Ирана невзирая на исход венских переговоров.

Западные дипломаты предупреждают, что времени на возобновление иранской ядерной сделки практически не осталось. Официальной даты окончания переговоров по этому вопросу нет, но если в ближайшие недели стороны не придут к соглашению, дальнейшие попытки будут бессмысленны. Ценой провала переговоров станет — очередная эскалация на Ближнем Востоке, которая может иметь различные сценарии развития.

Один из реальных сценариев развития событий — морская блокада Израиля ВМС Ирана. Это сценарий выглядит все болеем более реальным, так как в последние два-три года (в период с момента выхода Соединенных Штатов при президенте Д.Трампе из ядерной сделки с середины 2018 года, и особенно с середины 2019 года, когда кончился годовой переходный период перед введением жестких санкций, которые не позволили законный экспорт иранской нефти) наблюдается рост использования ВМС Ирана, двух его компонентов — военно-морского флота страны и отдельного  военно-морского флота КСИР. Эта эскалация военно-морской активности Ирана напрямую связана со степенью угрозы, которую Иран ощутил в последние годы из-за введения санкций.

Текущий потенциал  ВМС Ирана вызывает значительную обеспокоенность в Израиле.  Исследование проведено в рамках работы Центра изучения морской политики и стратегических исследований Хайфского университета.

В докладе подробно рассказывается о строительстве иранского военно-морского потенциала на основе открытых материалов. Ближе к концу, в заключительном разделе, авторы избегают однозначных выводов, но указывают на  ряд угроз, которые могут затронуть Израиль в этом контексте.

Среди прочего в документе отмечаются оборонительные и наступательные миссии ВМС Ирана в Персидском заливе и помощь прокси-организациям, находящимся под контролем Тегерана в Йемене, Ливане, Сирии и, в некоторой степени, в секторе Газа.

Проецирует силу иранский флот также на более отдаленные арены действий: от Аравийского моря, через Красное, включая присутствие в Баб-эль-Мандебском проливе, и вплоть до сирийского побережья. Коммерческий флот используется для перевозки оружия и обхода международных санкций.

В докладе также указывается на теоретическую возможность вмешательства Ирана в районы бурения на морских газовых месторождениях, если Израиль и Ливан не достигнут соглашения по морской границе.

Военный обозреватель Ами Рохкес-Домбе на сайте Israel Defense анализирует представленный доклад Центра изучения морской политики и стратегических исследований Хайфского университета и пишет о том, что то, что касается вопроса о том, способен ли иранский флот ввести военно-морскую блокаду Израиля во время войны, он не дает полного ответа. «Однако в нем отмечаются возможные сценарии блокады Суэцкого канала».

Автор пишет о том, что  контексте угрозы морской блокады Израиля речь идёт о сценарии, при котором торговые суда не смогут или не захотят добраться до израильских портов в условиях возможного нападения Ирана на морских торговых путях. Кроме того, порты должны быть активными, поэтому остро стоит вопрос их защиты. «Если порты работают, возникает второй вопрос, согласятся ли страховые компании страховать торговые суда. Вероятно, нет, и поэтому Государство Израиль будет зависеть от судов, принадлежащих израильским бизнесменам, или полагаться на суда дружественных стран, таких как Соединенные Штаты, которые будут доставлять товары в израильские порты», — пишет Рохкес-Домбе.

Он также отмечает ещё один важный момент: морские торговые пути по своей природе длинные. Ирану не нужно действовать в Средиземном море у израильских берегов, в районе, который дает ВМС Израиля преимущество. Он может действовать в Красном море и Индийском океане — местах, которые уменьшают преимущество ЦАХАЛа.

Далее в докладе говорится, что «военно-морским силам нельзя на законных основаниях помешать достичь Красного моря или Восточного Средиземноморья, так что географическая удаленность Ирана не должна уменьшать серьезности морской угрозы с его стороны.

Отметим, что 99% снабжения израильской экономики, импорта и экспорта осуществляется морем. Подготовить стратегию, которая будет обеспечивать снабжение в войну — непростая задача. Даже в войну Судного дня большая часть военного и гражданского снабжения шла через море, а не через воздушные мосты.