- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в зоне Сахеля: декабрь 2021 г.

3 декабря в Бамако было объявлено, что национальные консультации, по итогам которых правящие в Мали военные должны назвать дату выборов, пройдут в период с 27 по 30 декабря. Официальная структура, призванная организовать национальные консультации, в своем коммюнике призвала малийцев «мобилизоваться и принять массовое и конструктивное участие в дебатах с тем, чтобы ответить на законные амбиции малийского народа и построить лучшее будущее». Национальным консультациям будут предшествовать региональные на разном уровне. Первоначально хунта планировала провести национальные консультации в период с 21 по 26 декабря, однако затем перенесла их на более поздние сроки. Еще 19 ноября коалиция политических партий «Рамки обмена» сообщила главе путчистов полковнику Ассими Гойте об отказе от участия в национальных консультациях.

Участниками коалиции значатся, в частности, партии Объединение за Мали бывшего президента Ибрагима Бубакара Кейты, свергнутого 18 августа 2020 г., и «Йелема» бывшего премьера Мусы Мары.

Назначенный военными переходный премьер Хогюэль Кокалла Майга заявил, то главная цель национальных консультаций – определить основные направления переходного процесса, призванного привести к выборам и восстановлению гражданского правления.

10 декабря вооруженные группы Северного Мали, подписавшие в 2015 г. с Бамако мирное соглашение, осудили их отстранение от национальных консультаций. «Решения национальных консультаций никак не касаются» «Постоянных стратегических рамок» (ПСР) — совместной структуры, сформированной бывшими врагами – Координацией движений Азавада (КДА, бывшие повстанцы-туареги), Платформой движений 14 июня 2014 г (в просторечье — «Платформа», лояльная Бамако), Координацией движений инклюзивности (также бывшие повстанцы)», — сообщалось в коммюнике ПСР.

В любом случае 11 декабря национальные консультации стартовали на локальном уровне, 27 декабря – на национальном. По итогам последних хунта в лице участников национальных консультаций в присутствии главаря хунты А.Гойты предложила продлить переходный период на срок от 6 месяцев до 5 лет.

4 декабря джихадисты атаковали перевозившее людей транспортное средство близ Бандиагара в регионе Мопти в центральной части Мали. В результате атаки погибли по меньшей мере 30 человек из числа мирных жителей. Среди погибших были женщины и дети. 17 человек получили ранения.

8 декабря в центральной части Мали при следовании логистического конвоя Миссии ООН в Мали (Minusma) из Дуэнцы в Севаре в районе Бандиагара на самодельном взрывном устройстве подорвалась одна из машин конвоя. Погибли 7 «голубых касок» из Того, 3 получили тяжелые ранения.

Minusma была развернута в 2013 г. С того времени и по 31 октября 2021 г. она потеряла убитыми 146 своих солдат. Она пользуется репутацией самой опасной миротворческой миссии ООН.

30 декабря в результате атаки джихадистов в Нара на западе Мали погибли 4 солдата малийской армии, до 10 получили ранения.

17 декабря канцелярия президента Франции объявила, что Э.Макрон из-за коронавируса отменил свою поездку в Мали. Там он планировал встретиться с А.Гойтой и отметить Рождество с французскими военнослужащими. Соответствующее решение было принято по итогам Совета санитарной защиты и быстрым распространением во Франции пятой волны коронавируса в варианте «Омикрон». Если бы этот визит состоялся, речь бы шла о первой встрече Э.Макрона и главаря хунты на фоне достаточно сложных отношений между двум странами. Францию не устраивает замедление переходного процесса по возвращению к гражданскому правлению и планы Бамако по возможному развертыванию российской  ЧВК «Вагнер» в Мали.

18 декабря Мали дало согласие на развертывание в стране в составе Minusma дополнительного воинского контингента из Чада численностью 1 тысяча человек. Это согласие последовало на фоне предстоящего сокращения численности французского контингента «Бархан».

Minusma была развернута в Мали в 2013 г. В ее составе 16,5 тысяч человек, в том числе 10,7 тысяч – солдаты.

23 декабря 15 западных стран, вовлеченных в борьбу с джихадизмом в Сахеле, в распространенном в Париже совместном коммюнике сообщили начале развертывания бойцов ЧВК «Вагнер» в Мали. Они осудили это развертывание. Интересная деталь: в коммюнике не содержалось угроз в адрес Бамако вывести из Мали иностранные войска, хотя ранее Париж предупреждал, что присутствие бойцов ЧВК «Вагнер» в Мали будет  «несовместимо» с нахождением там французских военных. Подписавшие коммюнике осудили «причастность правительства Российской Федерации к оказанию логистической поддержки развертыванию ЧВК «Вагнер» в Мали», в том числе с помощью самолетов Военно-транспортной авиации ВКС России. «Мы призываем Россию вести себя ответственно и конструктивно в регионе», — отмечалось в коммюнике, подписанном участниками контингента «Такуба».

На самом деле, как представляется, со всеми действующими в Мали зарубежными акторами можно было бы договориться о совместных действиях против общего врага, но где то видно забыли, что дипломатия – это искусство возможного.

25 декабря Бамако опровергло информацию о развертывании бойцов ЧВК «Вагнер» в Мали. Ее двумя днями ранее распространили европейские страны – участницы операции «Такуба», а также Германия, Великобритания и Канада. В таких случаях напрашивается старое – поживем – увидим, поскольку малийцы тут же опровергли сами себя, заявив, что наравне с Европейской миссией по подготовке солдат малийской армии EUTM «в Мали представлены российские инструкторы в рамках усиления операционных возможностей Сил обороны и Национальной безопасности». Отметим, что Минобороны РФ не объявляло о направлении в Мали российских военных даже в роли инструкторов.

Бамако также потребовал, чтобы его судили по делам, а не по слухам, напомнив, что Мали взаимодействует с Россией на уровне государство – государство, а Россия является «историческим партнером» Мали.

В Нигере юстиция разрешила 3 декабря проведение двумя днями позднее манифестации представителей гражданского общества с требованием «вывода иностранных военных баз», развернутых в этой стране. До этого мэрия запретила проведение такой манифестации, поэтому ее организаторы обратились в суд.

Нигер в своей борьбе с джихадистами пользуется поддержкой нескольких западных стран. Франция и США располагают военными базами в Ниамее, Германия содержит логистическую базу. Кроме того, США имеют базу беспилотных летательных аппаратов в регионе Агадез на севере Нигера близ границы с Ливией.

Уже 5 декабря стало известно, что суд второй инстанции поправил суд первой инстанции и в итоге запретил манифестацию.

13 декабря в Ниамее командующий контингентом «Бархан» генерал Лоран Мишон сообщил, что в рамках реорганизации французских сил в Сахеле они за 6 месяцев будут сокращены с 5,1 тысяч человек до 3 тысяч. На первом этапе реорганизации французы передали малийцам свои базы на крайнем севере Мали в Томбукту, Кидале и Тессалите. Они использовали эти базы совместно с Minusma. Генерал также сообщил, то в ближайшие 6 месяцев командование европейских сил специального назначения в Мали «Такуба» будет передислоцировано из Менаки в Гао. На тот день численность контингента «Такуба» составляла 900 человек.

23 декабря стало известно, что по меньшей мере 6 человек погибли, 10 получили ранения в результате атаки джихадистов на пограничный пост Макалонди между Нигером и Буркина-Фасо в 100 км к юго-западу от Ниамея и на близлежащий мост. На этом посту в постоянном режиме дежурили таможенники, жандармы и полицейские. Объекты поста были полностью сожжены нападавшими.

В Буркина-Фасо 9 декабря в результате атаки джихадистов из засады на севере страны погибли по меньшей мере 13 бойцов гражданских вспомогательных сил, участвующих в борьбе с джихадистами вместе с регулярной армией. 10 человек получили ранения. Эта атака была совершена на следующий день после отставки правительства страны, которое подвергалось резкой критике со стороны части населения за неспособность организовать противостояние джихадистам. Под давлением президента Роха Марка Кристиана Каборе в тот день в отставку подал премьер-министр Кристоф Дабире. Вместе с ним автоматически в отставку ушло его правительство.

В тот же день было объявлено о гибели 5 декабря еще 5 добровольцев в Гардабуле ( провинция Сум), также на севере страны.

9 декабря военные из Буркина-Фасо и Нигера сообщили, что уничтожили до 100 джихадистов в ходе совместной операции, проводившейся в период с 25 ноября по 9 декабря в районе общей границы. Еще 20 человек, подозревавшихся в террористической активности, были арестованы. В ходе операции погибли 4 буркинийских солдата – они подорвались на самодельном взрывном устройстве. 13 военных из двух стран получили ранения. В операции участвовали несколько армейских подразделений из двух стран, которые действовали при поддержке с воздуха. Командный пункт операции находился в Тиллабери на западе Нигера. В ходе операции были также уничтожены две базы джихадистов – в районе Йеритагви (на востоке Буркина) и в Коколуку (на западе Нигера).

10 декабря на пост премьер-министра Буркина-Фасо был назначен 58-летний Ласина Зербо, бывший чиновник ООН, занимавшийся вопросами запрещения ядерных испытаний. При формировании нового кабинета ряд ключевых министров – обороны, безопасности, экономики – сохранили свои портфели.

Уже 26 декабря стало известно о гибели на севере Буркина-Фасо в засаде джихадистов 41 человека из числа гражданских лиц и бойцов гражданских вспомогательных сил. Среди убитых оказался лидер добровольцев Ладджи Йоро. Джихадисты атаковали автоколонну торговцев, которую сопровождали добровольцы.

С учетом необъяснимости противоречивых заявлений малийских властей относительно якобы присутствия российских инструкторов в этой стране хотелось бы в очередной раз подчеркнуть, что, как представляется, было бы проще найти общий язык с французами в зоне Сахеля, где, судя по всему, у некоторых российских компаний появились свои интересы.