- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемах с поставкой новой авиатехники и пополнением летного персонала для ВВС Турции

Месут Хакки Кашин, советник президента Турции по безопасности и внешней политике, заявил на днях, что баланс сил между Турцией и Грецией изменился после того, как в прошлом году Афинам была оказана западная военная помощь, подчеркнув в этом контексте, что  работа турецких военных серьезно осложнилась. Бывший высокопоставленный офицер ВВС, Кашин также заявил, что превосходство в воздухе теперь перешло к Греции после покупки ею новых истребителей. Эти заявления Кашина, который ранее часто принижал военный потенциал Греции в турецких телешоу, звучат некоторым диссонансом. Они также противоречат постоянным утверждениям Анкары о том, что  Вооруженные силы Турецкой Республики намного превосходят по потенциалу Вооруженные силы Греции. Кашин в общем-то повторил свои тезисы, которые он ранее озвучил в декабре прошлого года, когда принял участие в ежегодном Конгрессе Исламского союза, организованном Центром стратегических исследований Ассоциации защитников справедливости (АССАМ), подставной организацией, возглавляемой частным турецким военным подрядчиком САДАТ, который, по мнению многих местных экспертов, де-факто является военизированной группировкой, лояльной лично президенту-исламисту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану. Начиная свою онлайн-презентацию со слов:  «Пусть Аллах не отделит нас от праведности». Кашин сказал, что «помощь Греции оружием» пугает его больше всего. «Послушайте, в дополнение к истребителям Греции были переданы четыре современных американских фрегата. Франция также предоставила четыре. Четыре фрегата MEKOs [немецкого производства], находящиеся на вооружении, модернизируются. С этими 12 военными кораблями американо-греческое военное сотрудничество бросает нам вызов в Эгейском море и Восточном Средиземноморье. В Греции находится 20 военных баз США. Мы видим, что Турция сейчас испытывает очевидные трудности в Александруполисе и на Крите», —  заявил Кашин. Однако на самом деле в Греции есть только одна база США, в заливе Суда. При этом американским силам был предоставлен доступ к четырем дополнительным греческим базам в соответствии с новым соглашением о сотрудничестве в области обороны, подписанным в октябре прошлого года. Кашин сказал, что превосходство в воздухе также сместилось в сторону Греции за счет поставке ей  новых истребителей. Он также обратил внимание на подготовку Израилем ВВС Греции на авиабазе Каламата. «Пока не ясно, что Турция может конкретно сделать в случае нападения греческой армии, которая готова вмешаться во Фракию и Эгейское море», — сказал он.  Критикуя недавние совместные военные учения Греции и США в Эгейском море в ноябре прошлого года, Кашин сказал, что они были проведены с гораздо большим количеством личного состава и кораблей, чем требовалось, и что это не было хорошим предзнаменованием для Турции. Он также утверждал, что Греция фактически  «превратилась в американский гарнизон».

Если отбросить очевидные перестраховочные моменты, которые традиционно присущи для выступлений любых военных из любой страны, для которых армия их страны всегда будет «слабой» (вопрос бюджета никто не отменял), явный перевес уровня ВТС коллективного Запада в пользу Афин, в общем-то, очевиден.  В январе 2021 года Афины приобрели 18 самолетов Rafale, 12 из которых подержанные, за 2,5 миллиарда евро, а в сентябре 2021 года добавили еще 6 к заказу, доведя общее количество до 24.  Турецкие военные в этой связи серьезно  обеспокоены тем, что она может оказаться на грани потери своего воздушного сдерживания против Греции, особенно после того, как ее исключили из программы совместных ударных истребителей F-35 из-за покупки Анкарой ЗРК С-400 у России, несмотря на противодействие со стороны США, союзника по НАТО. В этой связи ВВС Турции  намерены тренировать своих летчиков вместе  с катарскими коллегами на самолетах французского производства  Rafale для отработки схем  противодействия греческим военным, которые увеличили свои возможности ВВС с помощью недавно приобретенных таких же истребителей.  Согласно документам, полученным от парламентского комитета Турции, одной из причин стремления Турции заключить соглашение о военной подготовке с Катаром было как раз ознакомление ее ВВС с возможностями истребителя Rafale в ответ на предполагаемую угрозу, исходящую от ВВС Греции в Эгейском и Средиземном морях. Военное соглашение, подписанное начальниками штабов обеих стран в марте 2021 года, позволяет временно разместить в Турции до 36 катарских военных самолетов и до 250 военнослужащих. В настоящее время Турция ведет также переговоры с США о покупке 40 самолетов Lockheed Martin F-16 и почти 80 комплектов модернизации для обновления своего парка F-16. Неизвестно, одобрит ли Конгресс США эту просьбу Турции, учитывая его позицию по отношению к Турции в связи с ее сближением с Россией.

Помимо того, что Турция не может приобрести истребители нового поколения, она переживает худшие дни в своей истории с точки зрения хорошо подготовленного летного и технического персонала. В результате массовых чисток, во время которых пострадали  сотни пилотов и тысячи сотрудников  наземного персонала уволенных со службы по сфабрикованным обвинениям в терроризме после путча в 2016 году.

ВВС Турции уже и так были далеко не в идеальном состоянии до 2016 года благодаря законопроекту 2012 года, который облегчил уход в отставку пилотов, выбравших хорошо оплачиваемую работу в частной авиационной промышленности или авиакомпаниях. Генеральному штабу пришлось оказать давление на Р.Т.Эрдогана, чтобы он отменил этот законопроект, и, в конце концов, ему удалось добиться внесения поправки в него 2014 году, чтобы замедлить отток кадров.  Но ущерб уже был нанесен: 251 пилот попросил об отставке или увольнении в соответствии с законом 2012 года, который сократил обязательную службу до 13 лет. Неожиданная чистка сотен пилотов летом 2016 года еще больше ухудшила положение ВВС, из-за чего многие военные самолеты остались банально без экипажей. ВВС Турции, которые в ходе исследования за несколько месяцев до попытки переворота пришли к выводу, что потеря пилотов представляет угрозу национальной безопасности Турции, были в дополнение парализованы беспрецедентной чисткой летного т технического персонала правительством Эрдогана без эффективного административного, военного или судебного расследования каких-либо нарушений. ВВС Турции в 2017 году отозвали 1040 кандидатов в военные пилоты, которые были исключены в ходе предыдущих испытаний. Сообщается, что 830 из них прошли проверку на компетентность и прошли подготовку, чтобы стать военными пилотами. Стремясь восполнить дефицит, турецкое правительство также обратилось в 2017 году с призывом вернуться на службу к бывшим пилотам истребителей, большинство из которых работают в гражданской авиации, но  только 40 из 300 бывших пилотов откликнулись на этот призыв.