- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О позиции Германии в отношении ситуации в Мали

В понедельник власти Мали дали послу Франции 72 часа на то, чтобы покинуть страну. Таким образом в Бамако отреагировали на выпад главы МИД Пятой республики Ж.-И. Ле Дриана, который назвал тамошний режим «хунтой» с «сомнительной легитимностью», принимающей «безответственные решения». Уже на следующий день внешнеполитическое ведомство ФРГ выступило в защиту позиции своего европейского соседа. В твиттере германского МИДа во вторник было размешено сообщение, утверждавшее, что «необоснованная высылка посла Франции ведет в тупик». Впрочем, многим экспертам и обозревателям, а также некоторым политикам из Германии кажется, что в тупик зашел не малийский режим, а европейское присутствие в этой стране, а внешним силам, включая немецкие, пора расшифровать поступающие из Бамако сигналы и пересмотреть степень своего участия, особенно принимая во внимание грядущее в мае истечение мандатов в миссиях ЕС EUTM и ООН MINUSMA.

Помимо Франции такой недвусмысленный сигнал получила не так давно Дания, которую Мали попросило вывести свой контингент в составе 100 человек, присутствующих там в рамках деятельности европейской оперативной группы «Такуба». Собственно говоря, именно это решение и послужило поводом для высказывания Ж.-И. Ле Дриана, поскольку уход Дании, уже означал фактический крах идеи заместить с помощью «Такубы» французскую операцию «Бархан». Вслед за этим было наложено ограничение на все европейские вооруженные силы, участвующие в «Такубе». Инструкция, требующая «письменного приглашения» президента и разрешения парламента для «любого развертывания военного и гражданского персонала, принадлежащего или сопровождающего воинские части Франции и ее оперативных партнеров» была разослана представителям иностранных государств в Бамако также в понедельник.

Статус Бундесвера в этих условиях остается неопределенным. В середине января самолету Airbus с 80 военными на борту запретили пролет на базу в Нигере через малийское воздушное пространство. Однако затем представители Бундесвера все же смогли получить в аэропорту Бамако груз в виде бронированных автомобилей. В нынешних обстоятельствах статус военных из ФРГ вновь неоднозначен, поскольку, с одной стороны, Германия политически поддерживает силы «Такуба», но с другой, ее военные туда официально не включены.

Наконец, если продолжать разговор о статусе миссий в Мали, то ранее германский контингент уже попал под ограничения, наложенные на MINUSMA, которой в середине января были полностью запрещены полеты. Несмотря на то, что в дальнейшем ограничения были частично сняты, ситуация существенно осложнила эксплуатацию там дронов израильского производства Heron, применение которых сейчас возможно только в целях сопровождения, но не разведки. Наконец, проблема Мали обостряет и еще одну болезненную для Германии тему – угрозу для жизни военнослужащих. Связано это не только с возросшим на фоне нестабильности риском как таковым, но и изменившейся из-за ограничений процедурой эвакуации, которая также требует специального разрешения.

Все это разжигает дискуссии в политических кругах относительно целесообразности сохранения присутствия в Мали. Пока самую решительную позицию против продолжения миссий заняла «Альтернатива для Германии». Примечательно, что с призывом вывести Бундесвер «немедленно» в Бундестаге выступил представитель фракции по труду и социальным вопросам Р.Шпрингер. Схожих с крайне правой партией взглядов придерживаются и представители противоположного лагеря – «Левые». Они, в свою очередь, предупреждают об опасности превращения Мали во «второй Афганистан».

Несколько сложнее обстоят дела с коалицией «светофора», которая, кстати сказать, прописала в своем основополагающем соглашении «продолжение присутствия в регионе Сахеля для предотвращения распространения нестабильности». СвДП вполне четко придерживается данной установки, а ее представитель, глава комитета Бундестага по обороне М.-А.Штрак-Циммерман делает акцент на том, что рост радикализма и всплеск миграционных настроений – это проблемы, имеющие прямое отношение к Европе, а потому их следует сдерживать в точке зарождения, а не бороться в пределах собственных границ с последствиями. В рядах «Зеленых», как кажется, назревают противоречия. Так, оборонный представитель партии в Бундестаге А.Брюггер говорит о необходимости для Мали «возвращения к конституционному порядку», а также о недопустимости «автоматического продления миссий». При этом важно отметить, что политик относится к своего рода «левому» крылу «зеленых», а также последовательно критикует любую отправку военных в зону конфликтов. Избранный новым сопредседателем партии О.Нурипур, наоборот, считается сторонником миссий как таковых, в большей степени это касалось присутствия в Афганистане, но и о Мали он упоминал.

В целом, на текущем этапе, как кажется, Германия заинтересована в том, чтобы сохранить присутствие в регионе в целом в Мали в частности. При этом в значительной степени это мотивировано соображениями европейской политики и сотрудничества Парижа и Берлина. Не случайно, первым визитом нового канцлера О.Шольца за рубеж стала поездка во Францию, по итогам которой президент Пятой республики Э.Макрон констатировал порадовавшее его «совпадение точек зрения». Впрочем, в ситуацию в преддверии намеченного на май принятия решения по продлению мандата в Мали способны вмешаться внутриполитические факторы, такие как усилия оппозиционных партий, которые, впрочем, сдерживаются тотальным нежеланием консолидировать усилия с АдГ. Также нельзя не учитывать новый курс, который готовят обновленные «Зеленые». Несмотря на то, что проигравшими на последних федеральных выборах они не стали, победителями сами себя они тоже не считают, т.к. свою основную цель – пост канцлера достичь не смогли. Соответственно, партия уже сейчас начинает заблаговременную подготовку к новому раунду борьбы, для успеха в котором ей необходимо соблюсти два условия. Первое – обеспечить себя союзниками, которые в последний момент не вырвут у нее ключевой пост. И здесь стоит вспомнить, что ранее, будучи в оппозиции, «Зеленые» часто находили точки соприкосновения с «Левыми». Второе – дистанцироваться от любых спорных решений действующего правительства, которые в будущем рискуют негативно отразиться на имидже партии. Как следствие, фракция в Бундестаге в какой-то момент может критически подойти к оценке работы МИД, несмотря на то, что внешнеполитическое ведомство также возглавляет «зеленый» политик.