- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О переговорах Пакистана с МВФ на фоне экономических проблем в стране

13 января Национальное собрание Пакистана приняло законопроект дополнительном финансировании и законопроект Государственного банка Пакистана (SBP), чтобы расчистить путь для получения следующего транша в размере 1 млрд долларов в рамках программы помощи МВФ в размере 6 млрд долларов. Дополнительный законопроект о финансах (также известный как «Мини — бюджет») предлагает несколько непопулярных структурных реформ, включая повышение общего налога с продаж в Пакистане (GST) с 10% до 17% на 42 товара, в попытке преодолеть экономический кризис в стране и стабилизировать непоследовательную налоговую политику. Законопроект SBP предусматривает  сделать Центральный банк Пакистана полностью автономным и запрещает правительству занимать деньги у банка. Совет МВФ должен собраться 2 февраля, чтобы завершить шестой обзор пакета финансовой помощи Пакистану. Встреча первоначально была запланирована на 28 января, но Исламабад попросил отсрочку, чтобы дать ему больше времени для выполнения условий МВФ заранее, которые включали принятие двух законопроектов. Товары и имущество, на которые предполагается повысить налоги, указанные в Дополнительном законопроекте о финансах, включают импортные предметы роскоши (такие как мобильные телефоны, автомобили и т.п.) и импортные продукты питания (за исключением основных продуктов питания, продаваемых в небольших магазинах, таких как молоко и хлеб). В дополнение к принятию Дополнительного законопроекта о финансах и законопроекта  МВФ также призвал к реформам в электроэнергетическом секторе Пакистана, чтобы сократить задолженность и ускорить приватизацию неэффективных или убыточных государственных компаний. В соответствии с указаниями МВФ правительство Пакистана уже повысило тарифы на электроэнергию на 0,0079 доллара за единицу в ноябре и в настоящее время рассматривает возможность дополнительного повышения налогов на 0,0054 доллара.

Как полагают американские эксперты,  хотя Исламабад в результате этих шагов может получить больше финансирования от Международного валютного фонда (МВФ), новое повышение налогов пакистанского правительства вряд ли решит проблему более масштабного экономического кризиса в стране, который будет по-прежнему препятствовать желанию Исламабада трансформировать внутреннюю экономическую политику независимо от того, кто победит на следующих всеобщих выборах.  Ранее Пакистан очень неохотно выполнял требования МВФ, поскольку они призывали к непопулярным реформам государственной налоговой политики. Переговоры между Пакистаном и МВФ не продвигались с января 2021 года. В октябре министр финансов Пакистана встретился с МВФ, чтобы обсудить условия возобновления программы, но встречи не смогли разрешить противоречия. Но ухудшающийся кризис платежного баланса страны и задолженность, вызванные рекордной инфляцией, вынудили Исламабад пересмотреть свое решение. Стоимость валюты Пакистана по отношению к доллару США обесценилась примерно на 30% с тех пор, как правительство премьер-министра Имрана Хана приступило к деятельности в августе 2018 года. Это усугубило растущий кризис платежного баланса Исламабада, а также увеличило стоимость импорта (который обычно покупается в долларах). В ноябре стоимость импорта нефти и сжиженного природного газа (СПГ) в Пакистан выросла на 112% и 120% соответственно по сравнению с предыдущим годом — в основном за счет более высоких международных цен. По состоянию на конец июня 2021 года государственный долг Пакистана, как сообщалось, составлял примерно 226 млрд долларов, причем внешняя задолженность составляла треть от этой общей суммы. Согласно правительственному отчету, Пакистан занял 15 млрд долларов в 2020-2021 финансовом году. В декабре Центральный банк Пакистана зафиксировал дефицит текущего счета в размере 1,93 млрд долларов США, что значительно больше, чем 629 млн долларов США, о которых сообщалось годом ранее (в декабре 2020 года).

Текущая программа финансовой помощи МВФ началась в июле 2019 года в виде пакета в размере 6 млрд долларов, который будет выплачен через 39 месяцев при условии регулярного пересмотра экономической политики и роста Пакистана. МВФ приостановил программу в начале 2021 года из-за неспособности правительства Пакистана провести реформы по сокращению социальных расходов и исправлению дисбалансов внешнего сектора страны, включая заоблачный дефицит по счету. Но после длительных переговоров с МВФ Пакистан в ноябре достиг соглашения на уровне экспертов, в котором фонд определил свои условия для возобновления пакета финансовой помощи, который включал, в том числе, и принятие Дополнительного законопроекта о финансах и законопроекта о SBP. До сентября 2022 года фондом планируется провести два дополнительных обзора для завершения 39-месячной программы финансовой помощи после недавно завершенного заседания 28 января.  При этом американские эксперты утверждают, что  программа МВФ вряд ли значительно облегчит глубокие экономические проблемы Пакистана, которые будут по-прежнему ограничивать независимость Исламабада от некоторых политических решений, сохраняя принципиальную зависимость страны от внешнего финансирования. Пакистан недавно подписал ряд займов и кредитных линий с такими странами, как Китай, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Однако все эти кредиты являются платежами по обслуживанию долга. Углубляющиеся экономические проблемы Пакистана, скорее всего, вынудят Исламабад рассмотреть еще один пакет помощи от МВФ или других источников. Очень низкая база налогоплательщиков Пакистана и высокая зависимость от импорта энергоносителей делают страну особенно уязвимой к высоким международным ценам, которые продолжают расти в последние месяцы. Структурные проблемы пакистанской экономики также не позволяют стране проводить независимую политику, направленную на повышение долгосрочного экономического роста, за счет того, что ее правительство сосредоточено на краткосрочных вопросах, таких как обслуживание долга и управление инфляцией. Согласно оценке МВФ, Пакистану потребуется 28 млрд долларов в следующем бюджетном периоде 2022-2023 годов, который также может увеличиться до 30 млрд долларов в зависимости от мировых цен на нефть и стоимости местной валюты.

Социальная и политическая реакция на реформы, изложенные в Дополнительном законопроекте о финансах, вероятно, повредит перспективам Имрана Хана и его правительства на всеобщих выборах в Пакистане в 2024 году, потенциально открыв дверь для смены власти. Законопроект о дополнительном финансировании получил сильный отпор со стороны оппозиционных партий, которые утверждали, что реформы только увеличат финансовое напряжение для пакистанцев и подорвут экономический суверенитет страны. Правительство Имрана Хана, тем не менее, смогло собрать узкое большинство, чтобы быстро протолкнуть два законопроекта. Сенату Пакистана было предоставлено всего три дня для рассмотрения и представления рекомендаций после того, как 13 января Национальное собрание приняло законопроект о дополнительном финансировании и законопроект о SBP — процесс, который обычно занимает несколько месяцев. Но недовольство пакистанцев ростом цен, особенно на продовольствие и электроэнергию, скорее всего, найдет свое отражение  на избирательных участках в 2024 году. Ухудшение финансового положения Пакистана уже вызвало ряд протестов по всей стране за последний год. В преддверии всеобщих выборов такие протесты, вероятно, станут более частыми, поскольку правоцентристские и левоцентристские оппозиционные партии делают повышение стоимости жизни своей основной темой избирательной кампании. Общественное давление и демонстрации со стороны их избирательных округов могли даже подтолкнуть ряд нынешних политических союзников правительства Имрана Хана (которые также выразили озабоченность по поводу аспектов Дополнительного законопроекта о финансах, несмотря на то, что в конечном итоге проголосовали за его одобрение) присоединиться к оппозиционной партии в преддверии предстоящих выборов. Однако, даже если оппозиция сможет свергнуть правительство Имрана Хана, воспользовавшись растущим социальным недовольством, она столкнется ровно с теми же проблемами, а ее способность фактически изменить экономическую траекторию Пакистана будет самым серьезным образом ограничена.