- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О факторах, влияющих на политику США в отношении Судана

Законодатели потребовали от официальных лиц США ввести персональные санкции в отношении военных лидеров переворота 25 октября в Судане во время слушаний в Комитете по международным отношениям Сената 1 февраля. «Силы безопасности продолжают нападать на гражданских лиц, арестовывать представителей гражданского общества и безнаказанно совершать акты сексуального насилия. Почему администрация не ввела персональные целенаправленные санкции в отношении лиц, ответственных за препятствование демократическому процессу в Судане и увековечение нарушений прав человека?», — заявил на слушаниях председатель комитета Роберт Менендес. От себя отметим, что по тем простым причинам, что: а) американская администрация не определила единый подход в своих рядах по вопросу суданского досье; б) суданских военных поддерживают два важных союзника США в лице ОАЭ и АРЕ; в) кроме военных в Сулане нет серьезной силы, которая могла бы удержать страну от хаоса; г) в стране продолжает работать самые крупные станция радиоэлектронной разведки АНБ и посольская региональная резидентура ЦРУ.   Но Менендес этого просто видимо не знает  и продолжает задавать глупые и риторические вопросы.  Его волнуют гражданские протестующие. По меньшей мере 79 гражданских лиц были убиты и более 2000 ранены в результате репрессий со стороны сил безопасности с тех пор, как военный переворот в октябре сорвал соглашение о разделе власти между армией и гражданскими лицами, достигнутое после отстранения в 2019 году давнего автократа Омара аль-Башира. «Хорошо задокументированное насилие в отношении гражданских лиц до и после переворота 25 октября доказывает, что военная хунта Судана жестока, ей нельзя доверять и она неспособна возглавить демократический переход в Судане», — заявил на слушаниях Джим Риш, главный республиканец в комитете. В ответ высокопоставленный американский чиновник, который отвечает сейчас за суданское досье, М.Фи сообщила законодателям, что администрация Дж.Байдена готова понести дополнительные расходы, если насилие в отношении гражданских лиц продолжится, и изучает, как воздействовать на те сектора экономики Судана, в которых доминируют военные. От себя добавим, что их два – контрабанда и добыча золота.   «В настоящее время мы пересматриваем весь спектр традиционных и нетрадиционных инструментов, имеющихся в нашем распоряжении, для дальнейшего сокращения средств, выделяемых военному режиму Судана»,-заявила  помощник госсекретаря США по делам Африки Молли Фи. Она сказала, что некоторые из предпринимаемых мер направлены на изоляцию компаний, контролируемых военными, которых, по некоторым оценкам, насчитывается до 250, и на повышение репутационного риска для тех, кто продолжает вести «обычный бизнес» с суданскими службами безопасности. США уже заморозили экономическую помощь в размере 700 млн долларов. Официальные лица США говорят, что они выделили примерно 100 млн долларов из этих средств, чтобы потратить их за пределами правительства, возглавляемого военными, на обучение представителей гражданского общества в стране. Всемирный банк приостановил выплаты помощи Судану. Международный валютный фонд также приостановил свою программу по облегчению долгового бремени страны на сумму почти 50 млрд долларов. Фи сказала, что пауза в оказании регулярной и чрезвычайной помощи привела экономику Судана в «опасное состояние» и оказала «огромное влияние» на страну. До сих пор суданские военные не проявляли никаких признаков того, чтобы уйти из власти. Более того, 29 января заместитель главы Суверенного совета Судана, возглавляемого военными, Мухаммед Хамдан Дагло,  занял более твердую позицию в отношении роли ООН в кризисе, заявив, что посланник организации должен работать в качестве «посредника, а не участника». Миссия Организации Объединенных Наций во главе со специальным посланником Фолькером Пертесом начала переговоры в этом месяце, чтобы помочь разрешить противостояние, последовавшее за военным переворотом в прошлом году. Ранее Суверенный совет приветствовал инициативу ООН, и Пертес заявил, что армия не возражала против его присутствия. На сегодня и армия, и командиры ведущих повстанческих групп в Дарфуре  уже призвали Пертеса сократить свою активность по связям  с оппозицией.  На вопрос сенатора-республиканца Майкла Раундса, были ли у США хорошие и открытые связи как с гражданскими протестующими, так и с правительством, возглавляемым военными, когда оно пыталось разрешить кризис, Фи ответила «да». Высокопоставленный американский чиновник также признала наличие разногласий внутри суданских сил безопасности. Она сказала, что они не были монолитными и что некоторые элементы могут быть открыты для перехода, но «не знают, как это сделать» и «возвращаются к своему старому учебнику». Фи добавила, что эти противоречия, возможно, препятствуют более комплексным усилиям по подавлению протестующих внутри страны. «Тот факт, что силы безопасности расколоты, не обязательно является позитивной ситуацией», — сказала она, но это означает, что «они, возможно, не желают коллективно проводить жестокие репрессии». Фи сказала, что это «непреложный факт», что протесты будут продолжаться и что неспособность перейти к гражданскому правительству может дестабилизировать регион и нанести ущерб соседям Судана. Прозвучали и не совсем обычные рецепты исправления ситуации. «Было бы полезно, если бы Израиль использовал свое влияние для продвижения переходного процесса, чтобы мы могли продвинуться вперед в достижении других важных целей, таких как «Соглашения Авраама»», — сказала Фи законодателям. В прошлом месяце Израиль направил делегацию официальных лиц в Судан для встречи с главнокомандующим армией генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом. Две страны нормализовали отношения в прошлом году в рамках «Соглашения Авраама при посредничестве США, сторонниками которого считаются военные лидеры Судана. Сразу рискнем предположить, что этот вариант выглядит очень маловероятным.  Коснулось Фи и роли ОАЭ и АРЕ в конфликте, фактически признав, что Египет и государства Персидского залива приветствовали переход страны к военному правлению. «Существует ложный выбор, если они думают, что поддержка сил безопасности за счет гражданских лиц принесет стабильность в Судан, к чему, как они утверждают, они стремятся», — сказала Фи. Но факт остается фактом: США пока не определились со своей позицией. В рамках ее формирования  новый специальный посланник США по Африканскому Рогу Дэвид Саттерфилд на этой неделе путешествует по региону, планируя встретиться с соседями Судана и Израилем в рамках координации усилий по урегулированию кризиса.