- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Сможет ли Алжир осуществить аграрную революцию?

Президент Алжира Абдельмаджид Теббун в рамках стремления обеспечить «долгосрочную устойчивую продовольственную безопасность» своей страны намеревается провести «революцию сельскохозяйственной отрасли», наладив должным образом отечественное производство.

Подобное внимание неслучайно ввиду прогрессирующего дефицита и резкого удорожания продуктов питания в стране. Это касается широкого спектра их наименований – от хлеба до домашней птицы и молока с маслом.

По словам Теббуна, сельскохозяйственное производство является сегодня важнейшей проблемой алжирской нации и вопросом ее национального достоинства. Однако, по данным главы государства, «у нас есть все возможности для ее решения». Причем сделать это возможно, по его мнению, уже в ближайшей перспективе.

Соответствующие грандиозные планы он озвучил 30 и 31 января, в том числе с участием высокопоставленных правительственных чиновников.

Подобная необходимость, по его мнению, диктуется ростом государственных расходов на закупки практически всех видов продовольствия, кроме, пожалуй, фиников. Это обусловлено, с одной стороны, заметным ростом стоимости продуктов питания в мире в последние два года, а с другой стороны, снижения собственного производства еды, вызванного продолжительной засухой, продолжительным отсутствием осадков и ростом ее внутреннего потребления в Алжире.

В этой связи в первую очередь глава государства намеревается стимулировать производство зерновых, наращивая соответствующие усилия на юге страны. И это не случайно – из-за продолжающегося демографического роста в Алжире уровень ежегодного потребления только одной пшеницы здесь в среднем увеличивается на 200 тысяч тонн.

В этой связи Абдельмаджид Теббун предлагает исполнительной власти и особенно правительству и профильным министерствам грамотно перераспределить кадровые ресурсы и изменить общий подход в отрасли, сосредоточившись оптимально использовать сельскохозяйственные площади для повышения урожайности.

Другим направлением, указанным президентом в «стратегии» развития аграрной отрасли, является поощрение ее профессионалов к использованию современных методов и передовых технологий, используемых в развитых странах мира, а также поощрение инициатив и инвестиций в данном секторе.

При этом согласно коммюнике, президент Теббун после присутствия на брифинге, посвященному сельскохозяйственному сектору, дал ряд инструкций, выходящих за рамки зерновой отрасли.

Речь, в частности, идет о требовании главы государства немедленно начать «строительство нового завода по производству молока с производительностью не менее одного миллиона литров в день».

При этом по данным директора по организации, планированию земель и развитию Министерства сельского хозяйства Шахиры Миры Тухами, в рамках поручений главы государства его специалисты разработали особый законопроект «Об охране сельскохозяйственных угодий», нацеленный на борьбу «с неиспользованием сельскохозяйственных земель или их присвоением», «находящийся в стадии доработки».

По ее мнению, необходимость подобный мер диктуется тем, что более 750 000 гектар сельскохозяйственных угодий, находящихся в ведении государства, выделенных для агарного производства, по разным причинам не используются.

Известно, что в качестве наказаний предусмотрены солидные штрафы к нарушителям и прочие меры воздействия.

Однако по мнению представителей сельскохозяйственной отрасли, подобные репрессии мало что дадут, поскольку такой объем заброшенных земель свидетельствует о невыгодности аграрного производства в стране, что вызвано всевластием местных чиновников и отсутствием стимулов для развития производства продовольствия.

Так, представители производителей зерновых из вилайи Медея заявляют о недостаточности усилий государства по увеличению привлекательности данной отрасли. Несмотря на то, что оно увеличило закупки твердой пшеницы на 25% (с 4500 до 6000 динар или с 32 до 40 долларов) за центнер.

Однако в условиях роста стоимости семян, действия «жесткого», по их мнению, налога на добавленную стоимость на различные сельскохозяйственные материалы, влияющие на стоимость удобрений и фитосанитарных средств. Так, их стоимость по данным Хаджа Михуби, члена бюро Национального межпрофессионального Совета по зерновой отрасли, выросла за минувший год более чем на 63%, что эквивалентно потерям более 20% урожая.

Равным образом критикуется и давление в отношении торговцев сельскохозяйственной продукцией, что только дополнительно загоняет отрасль «в тень», способствуя дефициту и дальнейшему росту стоимости продуктов.

Одновременно для стабилизации стоимости продовольствия на рынке президент страны требует усилить меры воздействия в отношении спекулянтов, «злоупотребляющих в отношении всего спектра товаров, так или иначе связанных с аграрной отраслью».

Заметим, что эти указания с января текущего года активно выполняются властями страны. В частности, только в вилайя Мсила сотрудники Национальной жандармерии уже изъяли свыше 238 тонн кормов для сельскохозяйственных животных, особенно мясомолочной отрасли.

В результате серии рейдов по «хранилищам, где спекулянтами, не имеющими отношения к аграрной отрасли, незаконно хранились ячмень, отруби, кормовая кукуруза и твердая пшеница».

Причем только за нарушение закона по данной статье в течение минувшего месяца  были арестованы и привлечены к ответственности за «намерением создать дефицит и манипулировать ценами» только «за злоупотребления» с кормами для животных несколько человек.

Однако по мнению представителей самой отрасли, планы Теббуна «сильно отдают прожектёрством» и представляются фантастичными прежде всего потому, что он рассчитывает коренным образом изменить ситуацию уже в ближайшей перспективе, тогда как это реально осуществить лишь в перспективе среднесрочной – в диапазоне пяти – десяти лет. Да и то при выполнении целого ряда условий и максимального содействия этому со стороны государства.

По их мнению, например, профессора Али Дауди, преподавателя-исследователя Национальной высшей сельскохозяйственной школы, президент, раздавая подобные поручения, не учел множество аспектов, влияющих на производительность аграрной отрасли.

Среди них – проблема прогрессирующих эрозии, засоления и опустынивания земель, вызванная, с одной стороны, изменениями климата, а с другой стороны, их интенсивного хищнического использования.

Также, по его мнению, президент, заявляя подобные планы, весьма слабо учитывает специфику отдельных регионов страны, условия аграрного производства в большинстве из которых заметно различаются и применять к ним единый «трафарет» при осуществлении их развития неправильно.

Наряду с этим до сих пор власти, согласно жалобам профессионалов отрасли, оказывают слишком незначительную помощь в таких важных для параметров аграрного производства моментах как доступность банковского кредитования, сельскохозяйственного оборудования, удобрений, семян, различных отраслевых услуг.

Также сильно препятствует развитию алжирского сельского хозяйства отсутствие инвестиций, вызванное общей непривлекательностью вложений в АНДР в первую очередь из-за действия ограничительных законов в отношении инвесторов и всевластием местных чиновников, всячески препятствующих им и обычно пытающихся получить за получение каждой разрешительной бумаги взятки.

Алжирские власти отчасти начинают это понимать и пытаются добиться получения крупных вливаний для своей аграрную отрасли. С этой целью в январе текущего года они добились приезда в АНДР крупной делегации, представляющей сельскохозяйственный сектор США, целью визита которой было изучение привлекательности Алжира для развития земледельческого и скотоводческого секторов.

Но, несмотря на большой энтузиазм, проявленный в отношении проведения такого визита со стороны алжирских властей, реально он не дал ожидаемых результатов. Во-первых, численный состав делегации был меньше ожидаемого, а во-вторых, ее приезд, во всяком случае, пока, не привел к заключению каких-то серьезных соглашений по американо-алжирскому сотрудничеству в данной сфере.

Подобные невпечатляющие результаты связаны с общей совокупностью условий ведения сельского хозяйства в стране – от изменчивых климатических условий до общего состояния делового климата страны.

При том давлении алжирского чиновничества, которое наблюдается сейчас практически в отношении всех видов бизнес-деятельности, для инвестирования в местную агарную отрасль существует слишком много неоправданных рисков.