- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О планах правительства Египта реформировать систему субсидий

Как полагают американские эксперты, правительство Египта будет стремиться реформировать свою систему субсидий в 2022 году, чтобы сократить государственные расходы на фоне растущей инфляции. Хотя протесты возможны, массовые социальные волнения в Египте маловероятны из-за жесткого контроля аппарата безопасности над страной. Макроэкономическая реформа будет иметь первостепенное значение для Египта в 2022 году, поскольку он продолжает процесс реформ, начатый администрацией президента Абдель Фаттаха ас-Сиси с 2014 года. В частности, растущая инфляция стимулирует правительство сокращать субсидии, которые ложатся очень тяжелым бременем на государственные финансы. Изменения в государственных субсидиях болезненны для Египта, где почти 30% из 100 млн человек живут за чертой бедности и в котором проживает самое большое население из стран арабского мира. В декабре 2020 года статистическое управление Египта сообщило, что уровень бедности в стране снизился впервые за два десятилетия, но на уровне 29,5% этот показатель по-прежнему высок по региональным и мировым стандартам. Годовая инфляция выросла до 6,2% в ноябре 2021 года и, как ожидается, продолжит расти в начале 2022 года из-за глобального роста цен на электроэнергию и продовольствие, — и все это окажет влияние на кошельки египтян, а также на бюджет правительства. После прихода к власти в 2014 году администрация ас-Сиси начала серию макроэкономических реформ, которые включали сокращение некоторых государственных субсидий и получение крупного кредита от Международного валютного фонда (МВФ) с сопутствующими мерами жесткой экономии. Стабилизируя экономику Египта, эти реформы с тех пор позволили Каиру увеличить инвестиции в системы здравоохранения и образования страны, а также в инфраструктуру в сельских регионах. Ожидалось, что в 2020-2021 финансовом году национальный бюджет Египта превысит свой основной целевой показатель профицита, несмотря на последствия пандемии COVID-19.

Недавний успех египетского правительства в сокращении субсидий на топливо вселил в Каир уверенность в том, что оно может изменить и другие, более спорные субсидии. Правительство Египта в течение последних нескольких лет занималось в основном  субсидиями на топливо, постепенно повышая цены на бензин, дизельное топливо и керосин с 2014 года. В 2014 году правительство Египта повысило цены на бензин на 78%, дизельное топливо на 64% и керосин на 64%. В то время субсидии на топливо обходились правительству в полную пятую часть бюджета, что превышало расходы на здравоохранение и образование вместе взятые. Это создавало очень серьезный прессинг на бюджет, который Каир хотел облегчить, чтобы увеличить инвестиции экономику и реализовать программы денежных переводов для семей с низкими доходами. С 2016 по 2021 год государственные расходы на топливные субсидии сократились со 128 млрд египетских фунтов до 18 млрд фунтов (примерно 1 млрд долларов).

Частично основываясь на своем успехе в сокращении государственной помощи на топливо, Каир сейчас также рассматривает изменения в других субсидиях, в том числе на хлеб, воду и электричество. Однако по сравнению с топливом повышение цен на такие основные услуги и продукты питания будет более социально дестабилизирующим в связи с более широким воздействием на египетское общество. Не у всех египтян есть автомобили или даже они зависят от моторизованных транспортных средств, чтобы добраться до работы, но каждому египтянину нужны еда, электричество и вода. С 1988 года около двух третей населения Египта смогли купить субсидированные буханки хлеба всего за 5 египетских пиастров (или около трети американского цента). Это обходится правительству в 48 млрд египетских фунтов (или примерно 3 млрд долларов) в год. Министерство снабжения Египта 1 февраля начало раздавать льготные хлебные пайки бенефициарам каждые три дня, а не еженедельно. Граждане, пользующиеся этой системой, раз в неделю получали свои субсидированные хлебные пайки в государственных пекарнях. Однако министерство заявляет, что новая система направлена на сокращение отходов и гарантирует, что бенефициары будут надлежащим образом получать свой субсидированный хлеб. Новая система позволяет держателям продовольственных карточек до трех бенефициаров получать свою долю хлеба в течение одного, двух или трех дней. Между тем держатели карт с четырьмя или более бенефициарами могут получать выделенную им долю хлеба максимум в течение двух дней. Египет рассматривает возможность замены популярной хлебной субсидии денежными выплатами для бедных, чтобы защитить бюджет от резкого роста мировых цен на пшеницу, но внутренняя инфляция и история протестов могут заставить правительство выбрать менее амбициозную реформу, сообщает Reuters. В рамках существующей программы более 60 млн египтян, или почти две трети населения, ежедневно получают 5 буханок круглого хлеба по 50 центов в месяц, что мало изменилось с тех пор, как «хлебные бунты» по всей стране предотвратили повышение цен в 1970-х годах. Раздача хлеба является спасательным кругом для бедных, но широко критикуется экономистами как расточительный шаг для бюджета. Высокие мировые цены на пшеницу, которую Египет импортирует в огромных масштабах, привели к тому, что президент Абдель Фаттах ас-Сиси в прошлом году заявил, что пришло время заняться темой субсидирования хлеба. Али Мозели, министр, отвечающий за субсидии, сообщилчто инфляция, которая выросла в последние месяцы до 6% с 4% в начале 2021 года, затруднила замену субсидий на хлеб и другие продукты питания денежными выплатами. «Когда инфляция будет стабильной, тогда мы сможем ввести компенсацию наличных денег», — сказал он. Мозели подчеркнул, что лично он выступает за то, чтобы давать людям деньги специально для покупки хлеба. Имеющие на это право египтяне уже получают ежемесячный ваучер в размере 3,20 доллара США на другое субсидируемые продукты питания. Однако  идея введения безусловных платежей, одобренная многими экономистами как наиболее эффективная система социального обеспечения, рискует привести к росту цен, вводя в обращение больше наличных денег в период роста инфляции. Правительство намерено разработать план реформирования продовольственных субсидий вовремя для подготовки бюджета на март, но сам Мозели заявил, что на данный момент правительство не приняло решения о том, что делать, и сосредоточено на улучшении базы данных получателей с намерением «выяснить, кому что нужно». Это может означать, что любые изменения носят более ограниченный характер, и возможно, готовится сокращение программы путем тестирования средств, ограничение количества людей в домохозяйстве, имеющих право на получение субсидий, или повышение цен на субсидируемый хлеб. А.Ф.ас- ранее лично курировал реформы субсидий на топливо и электроэнергию. В последние месяцы правительство повысило цены на субсидируемые растительные масла и сахар в связи с увеличением товарных и транспортных расходов. Программа продовольственных субсидий в настоящее время обходится правительству примерно в 5,5 млрд долларов, а более высокие цены на пшеницу, как ожидается, добавят затрат на 763 млн долларов в бюджет на 2021-2022 годы, согласно данным Министерства финансов. При этом  цена субсидируемого базового хлеба с 1980-х годов оставалась неизменной на уровне 5 пиастров (0,003 доллара). Чтобы внести изменения в законопроект об импорте продовольственных товаров, потребовались бы более глубокие изменения в норму на хлеб, чего правительства опасались с тех пор, как попытка отменить субсидии в 1977 году спровоцировала беспорядки, которые продолжались в течение нескольких дней, пока решение не было отменено.

Американские эксперты полагают, что в то время как многие египтяне будут выступать против реформ, массовые беспорядки маловероятны из-за сильного контроля египетских властей.  С тех пор как исторические протесты «арабской весны» в Египте привели к отставке давнего президента Хосни Мубарака в 2011 году, правительство страны при поддержке военных установило более жесткий контроль за общественными собраниями и несанкционированными демонстрациями. В то время как египтяне все еще часто выражают антиправительственные настроения в интернете, эти меры практически свели к минимуму протестную активность на улицах за последнее десятилетие. Арабский хэштег «Оставь Сиси», например, недавно появился в Твиттере, но не привел к реальным демонстрациям. Твердая военная поддержка египетского президентства и централизованной политической системы Каира сделали Египет одной из наиболее политически стабильных стран на Ближнем Востоке и в Северной Африке, несмотря на явное наличие политического инакомыслия в социальных сетях и других онлайн-форумах. Улучшение экономики Египта с 2014 года также способствовало росту популярности правительства, особенно среди представителей высшего и среднего классов страны. Египетские военные по-прежнему пользуются сильной поддержкой ключевых партнеров по обороне, таких как Соединенные Штаты, которые 25 января санкционировали продажу оружия Египту на 2,5 млрд долларов. Правительство Египта, скорее всего,  смягчит последствия реформ субсидий, соответствующим образом скорректировав другие программы социальной защиты. В октябре 2019 года, после введения в действие одного из последних шагов своей схемы корректировки субсидий на топливо, Каир объявил, что добавил 1,8 млн человек к т.н. «системе питания», которая позволяет египтянам получать продукты питания и товары для дома по субсидированным ценам. Таким образом, шаг Каира по повышению государственных и частных зарплат в прошлом месяце может свидетельствовать о том, что он использует аналогичный подход в рамках подготовки к любой потенциальной реакции против изменений в других субсидиях. В случае успеха реформы субсидий Египта и усилия по бюджетной консолидации могут послужить основой для других стран региона, сталкивающихся с аналогичными проблемами. Опыт Египта в рамках его программы МВФ, которая привела к заметным структурным реформам, которые помогли стабилизировать экономику даже во время пандемии COVID-19, часто упоминается на Ближнем Востоке как успешный. Чтобы помочь своим ослабевающим, обремененным долгами экономикам, соседние Тунис и Ливан в настоящее время рассматривают соглашения МВФ в этом году, которые потребуют мер бюджетной консолидации, аналогичных тем, которые Египет реализует в течение многих лет. Однако Тунис и Ливан не имеют такого же централизованного правительства, как Египет, что может затруднить им имитацию действий Каира. Им также не хватает такого же эффективного аппарата безопасности, который удерживал бы социальные волнения в допустимых пределах. Кредит МВФ в размере 12 млрд долларов, полученный Египтом в 2016 году, был до этого момента крупнейшим таким кредитом в ближневосточном регионе. Программа МВФ, которая предусматривала меры жесткой экономии, включая повышение налогов и сокращение субсидий, была в значительной степени признана успешной как египетскими властями, так и руководством Всемирного банка с точки зрения того, как она помогла ускорить макроэкономический рост, сократить государственные расходы и привлечь больше иностранных инвестиций, а также дать нужный сигнал для других международных кредитных организаций. Так, Арабский валютный фонд (AMF) 1 февраля объявил, что предоставил Египту новый кредит на сумму 87,7 млн динаров (около 368 млн долларов). В заявлении AMF говорится, что целью кредита было «предоставление финансовых ресурсов для поддержки финансового положения Египта и удовлетворения неотложных потребностей страны». Египет недавно получил от AMF 639 млн долларов. По официальным данным, благодаря этому новому кредиту общее количество кредитов, предоставленных фондом Египту, достигло 15 соглашений на общую сумму около 2,6 млрд долларов. При этом, согласно данным Центрального банка АРЕ, опубликованным в октябре, общий внешний долг Египта в июне подскочил до 137,85 млрд долларов.