- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О процессе нормализации отношений между Турцией и Арменией

Визит премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Турцию и его участие в дипломатическом форуме в Анталье в марте не обсуждаются. Об этом  5 февраля написал в «Фейсбуке» пресс-секретарь МИД Армении Ваан Унанян.
«Визит премьер-министра Никола Пашиняна в Турцию и участие в дипломатическом форуме в Анталье не обсуждаются», — отметил он.
4 февраля  вечером вице-президент Турции Фуат Октай заявил, что премьер Армении Пашинян в марте может посетить Турцию для участия в дипломатическом форуме в Анталье. Еще ранее  министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что премьер-министр Армении Никола Пашинян положительно отреагировал на приглашение Турции на Дипломатический форум в Анталье (ADF), намеченный на 11-13 марта, и что процесс нормализации продолжается с помощью мер укрепления доверия. «Были приглашены министр иностранных дел Армении и специальный посланник Рубен Рубинян, и Пашинян, наконец, сказал, что они могут принять участие в ADF. Мы бы приветствовали это, потому что Азербайджан тоже готов  изложить свои взгляды, и Армения тоже изложит свои мнения, и это может быть частью мер укрепления доверия»,- заявил он. Насчет позиции Баку поговорим ниже, а пока отметим, что  ранее Ереван заявил, что МИД страны обсуждает возможность участия в форуме главы ведомства Арарата Мирзояна и спецпредставителя по нормализации отношений с Анкарой, вице-спикера парламента Рубена Рубиняна. Другими словами, идут напряженные переговоры по вопросу формата будущих консультаций, что не отменяет самого факта желания сторон их проводить. Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян посетит Турцию в марте, заявил 5 февраля его турецкий коллега, поскольку соседние страны работают над восстановлением отношений после десятилетий вражды. Ранее в январе Турция и Армения заявили, что первый за более чем десять лет раунд переговоров между посланниками по нормализации отношений был «позитивным и конструктивным», что повышает вероятность восстановления связей и открытия границ. Турция не имела дипломатических или коммерческих связей с Арменией с 1990-х годов. Эти две страны расходятся во мнениях по нескольким вопросам, в первую очередь по поводу 1,5 млн человек, которые, по словам Армении, были убиты османскими войсками в 1915 году. Армения заявляет, что убийства 1915 года являются геноцидом. Турция признает, что многие армяне, проживающие в Османской Империи, были убиты в столкновениях с османскими войсками во время Первой мировой войны, но оспаривает цифры и отрицает, что убийства были систематическими или представляли собой геноцид. Напряженность в двусторонних отношениях вновь обострилась  во время войны 2020 года на территории Нагорного Карабаха. Турция обвинила этнические армянские силы в оккупации земель, принадлежащих Азербайджану. С тех пор Турция призвала к нормализации отношений, что рядом экспертов связывается со стремлением Анкары приобрести большее региональное влияние.  Переговоры в прошлом месяце стали первой попыткой восстановить связи с момента заключения мирного соглашения 2009 года. Эта сделка так и не была ратифицирована, и отношения оставались напряженными. Хотя признаки оттепели проявились не только на дипломатическом поприще. 2 января  правительство Армении объявило о снятии эмбарго на турецкие товары с начала 2022 года.  Министерство экономики Армении сделало соответствующее  заявление подчеркнув, что «в результате межведомственных обсуждений было принято решение не продлевать эмбарго на турецкие товары». Эмбарго было введено Арменией из-за поддержки Турцией Азербайджана во время шестинедельного конфликта вокруг Нагорного Карабаха в конце 2020 года.  Согласно заявлению министерства, не только восстановление связей требует отмены эмбарго, но и тот факт, что Армения экономически боролась с нехваткой турецких товаров в стране. Хотя это привело к «новому или расширенному [внутреннему армянскому] производству…основным негативным эффектом эмбарго является значительное влияние на инфляцию, что особенно отразилось на ряде потребительских товаров. Есть много просьб от наших бизнесменов снять запрет на ввоз турецких товаров». В заявлении также подчеркивается, что правительство ожидает негативной реакции со стороны новых игроков в армянской промышленности в связи с возвращением турецких товаров, но заверил, что власти будут поддерживать «жизнеспособность и конкурентоспособность таких компаний в новых условиях, оказывая им при необходимости помощь дополнительными инструментами». С закрытыми границами, — согласно официальным турецким данным, — Турция и Армения не имеют прямых торговых путей. Косвенная торговля незначительно выросла с 2013 года, но в 2021 году составила всего 3,8 млн долларов. На самом деле экономический вопрос является центральным для армянской стороны. «Изоляция Армении исключила ее из крупных энергетических и транспортных проектов на Южном Кавказе, включая трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому нефть Каспийского моря поступает в Средиземное море, Южнокавказский газопровод, по которому газ направляется в Европу, и железнодорожную сеть Баку-Тбилиси-Карс», — заявили в Международной кризисной группе. В дополнение к тому, что Армения не участвует в таких крупных экономических проектах, закрытие границ Армении с Турцией вынудило ее использовать более длинные и дорогостоящие горные торговые пути через Грузию и Иран. В этой связи Международная кризисная группа констатировала: «Открытая граница с Турцией откроет Армении прямой путь для торговли через турецкие порты Черного моря, избавив ее от необходимости полагаться на более обходные маршруты, что позволит турецким товарам, таким как строительные материалы, конкурировать с зачастую более дорогим российским импортом в Армении, а также позволит продавать армянскую продукцию и сельскохозяйственные товары в Турции. Открытие торговли, вероятно, также станет благом для бизнеса в Восточной Турции. 19 января 2022 года Армения создала рабочую группу для подготовки планов по восстановлению железной дороги советской эпохи, соединяющей страну с Азербайджаном, — самый конкретный шаг, который Ереван пока предпринял в восстановлении транспортных связей со страной, которой он проиграл войну в 2020 году. Премьер-министр Армении Никол Пашинян дважды встречался с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым – в Сочи в ноябре, а затем в Брюсселе в декабре 2021 г. — для проработки деталей восстановления линии, соединяющей две столицы, Ереван и Баку, через азербайджанский эксклав Нахчыван. После встречи президентов Армении и Азербайджана, состоявшейся в Брюсселе 14 декабря 2021 года, президент ЕС Шарль Мишель заявил: «Было решено продолжить восстановление железнодорожных линий с соответствующими мерами пограничного и таможенного контроля на основе принципа взаимности». В прошлом году министр иностранных дел Турции заявил, что Турция будет координировать все шаги по нормализации отношений Армении с Азербайджаном. Агентство Рейтер сообщило, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Армении необходимо наладить хорошие отношения с Азербайджаном, чтобы усилия по нормализации дали результаты. В декабре Анкара и Ереван назначили специальных посланников для проведения переговоров по нормализации отношений и определению сроков и места следующего раунда переговоров.  Анкара заявила, что хочет, чтобы переговоры проходили в Турции или Армении, после того как первый раунд состоялся в Москве.

Что касается позиции Баку, то там не все так однозначно. Нормализация отношений Армении с Турцией, прокладывающая путь к примирению с Азербайджаном, началась с большим энтузиазмом сторон, но сейчас президент Азербайджана Ильхам Алиев серьезно обеспокоен тем, что, по его мнению, является попыткой проведения «кампании влияния»  ЕС в спорном регионе Нагорного Карабаха. Президент Азербайджана Ильхам Алиев был очень откровенен с советником президента Франции по континентальной Европе и Турции Изабель Дюмон во время ее визита в Баку 20 января. Дюмон, которой было уже предложено стать следующим послом Франции в Москве, было поручено содействовать продвижению переговоров между Азербайджаном и Арменией по нормализации их отношений. Два страны начали процесс примирения под эгидой Европейского союза 15 декабря 2021 года, чуть более чем через год после окончания 44-дневной войны в Нагорном Карабахе. По итогам этих консультаций французы сделали вывод о том, что И.Алиев по-прежнему очень осторожен и все более настороженно относится к недавнему притоку иностранных высокопоставленных посредников в регион, который он теперь считает полностью своим. Его служба безопасности DTX повысила уровень бдительности в отношении операций влияния, которые она обнаружила в своем киберпространстве. Директор DTX  Али Нагиев, опубликовал предупреждение о том, что 10 января в социальных сетях распространялись поддельные сообщения правительства и службы безопасности. Алиева также явно расстроил визит кандидата в президенты Франции Валери Пекресс в Армению в декабре прошлого года, который состоялся через неделю после поездки в страну еще одного кандидата и крайне правого политика Эрика Земмура. В рамках своей поездки 22 декабря Пекресс проехала на автомобиле без опознавательных знаков по Лачинскому коридору до столицы спорного региона Степанакерта. Этот необъявленный визит был очень плохо  воспринят президентом Азербайджана, который выразил свое крайнее раздражение, и французскому дипломатическому корпусу была направлена записка, осуждающая то, что он квалифицировал как «незаконную» и «несанкционированную» поездку, что подрывает роль Парижа в качестве посредника в процессе примирения между Азербайджаном и Арменией. Алиев пошел еще дальше и довольно жестко посетовал на отсутствие режима проверок, проявленной российскими миротворческими силами, присутствующими в регионе, в отношении контроля за всеми прибытиями и отъездами из Армении: он даже допустил, что это было совместной заранее спланированной акцией. Согласно французским  источникам, в Баку полагают, что российские военные   добровольно организовали этот пиар-трюк для кандидата от правой партии республиканцев. Поездка Пекресс быстро переросла в ссору с президентом Азербайджана в прессе. При этом французы поддали  жалобу «на угрозу убийством» в суд в Париже 15 января. Жалоба была подана  адвокатом и советником Пекресс по президентской кампании Тибо де Монбриалем, специалистом по правоохранительным органам и терроризму и основателем Центра по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях (французский аналитический центр по вопросам внутренней безопасности). Президент Азербайджана заявил, что если бы Баку был проинформирован о поездке заранее, то власти не позволили Пекресс и членам ее делегации (советник Мишель Барнье и сенатор Франции Брюно Ретайо) ее свершить. Пекресс, Барнье, Ретейло и их сопровождающие были внесены в «черный список» Баку. На фоне этой ситуации Ереван снова продемонстрировал готовность работать в направлении примирения с Баку. 17 января он официально назначил специальную рабочую группу из десятка экспертов во главе с бывшим послом Армении в Иране Арташесом Туманяном, который с конца ноября консультирует премьер-министра Николу Пашиняна. Армения начала процесс нормализации отношений с Турцией 14 января, который начался со встречи в Москве между бывшим послом Турции в Вашингтоне Сердаром Кылычем и вице-спикером парламента Армении Рубеном Рубиняном.