- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О продлении мандата миссии Бундесвера в Ираке

На днях Бундестаг поддержал позицию коалиции под руководством О.Шольца, одобрив решение продлить на 9 месяцев пребывание Бундесвера в Ираке. Согласно информации, размещенной на официальном сайте федерального правительства, Германия до октября 2022 г. будет прежде всего выполнять задачу содействовать в наращивании потенциала иракских сил безопасности за счет предоставления им консультаций. По мнению властей, данная функция является ключевой, так как дает возможность «обеспечить стабильную ситуацию с безопасностью в Ираке в долгосрочной перспективе», а также «устойчиво поддерживать суверенитет иракских сил безопасности», что в свою очередь способствует борьбе с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ).  Помимо этого, силы Бундесвера продолжат участие в наземном и воздушном наблюдении, а также организацию дозаправок в воздухе.

Повышенное внимание федеральное правительство уделило таким вопросам, как численность своего контингента и легитимность его присутствия. Сообщается, что вплоть до октября 2022 г. ФРГ не может дислоцировать в Ираке более 500 военнослужащих. Правовую основу присутствия образует одобрение со стороны правительства Ирака, а также опасность ИГ не только в региональных, но и мировых масштабах. Для того, чтобы еще раз убедиться в готовности иракской стороны к сотрудничеству, в прошлом месяце в рамках подготовки к голосованию в Бундестаге Иорданию и Ирак посетила глава оборонного ведомства ФРГ К.Ламбрехт. Затраты на участие в решении указанных задач оцениваются федеральным правительством в 73 млн евро.

Нынешний мандат имеет ряд существенных отличий от предыдущего.

Во-первых, из него была полностью исключена сирийская территория. Этот шаг основывается на решении 2020 г., когда  федеральное правительство по настоянию на тот момент младшего коалиционного партнера – СДПГ прекратило разведывательные полеты самолетов «Торнадо». В нынешней ситуации, однако, как отмечают германские обозреватели, инициатором стала партия «Зеленых», которая стремится продемонстрировать преемственность с ранее существовавшим у нее подходом к размещению военных за рубежом, где особое внимание уделялось соблюдению принципов международного права.

Во-вторых, мандат предусматривает не только решение конкретных задач в течение предстоящих 9 месяцев, но и мониторинг их эффективности не после, а параллельно с выполнением. В целом данная практика, которую новое правительство стремится распространить на все зарубежные операции с участием Бундесвера, считается производной от афганского опыта, проанализировать который предстоит постфактум.

За продление мандата высказались 553 депутата, 110 – против и один воздержался. Сам исход голосования политологи назвали своего рода победой «Зеленой» партии, поскольку ранее именно в ее рядах назревали противоречия по данному вопросу между прошлой политикой фракции и нынешними устремлениями федерального правительства. В частности, год назад при принятии аналогичного решения представители фракции ссылались на «незаконность» мандата и то, что он представляет собой «неподходящее средство для достижения цели». В нынешних условиях для обеспечения широкой поддержки в рядах фракции была проведена разъяснительная работа с целью демонстрации законности присутствия и важности содействия усилиям по стабилизации Ирака и борьбе с ИГ. В итоге, лишь 2 «зеленых» депутата проголосовали против. Схожие результаты были характеры для старшей коалиционной партии СДПГ, где против продолжения базирования в Ираке высказались 3 члена фракции. А наибольшую лояльность к решениям правительства показала СвДП, в рядах которой оказался лишь 1 воздержавшийся.

Солидарными с новым кабинетом министров оказались и представители ныне оппозиционного блока ХДС/ХСС, хотя внутри него восприятии миссии и ее задач выглядит не столь однозначно. Так, член фракции Х.Отто считает крайне нецелесообразным исключение из мандата сирийской территории, «ввиду применения сирийским президентом Асадом отравляющего газа против собственного народа». Таким образом, как считает политик, «Зеленые» фактически отказываются от своих принципов в области защиты прав человека. Н.Рёттген подчеркивает, что имело место лишь закрепление уже сложившейся практики, а единственной ошибкой «Зеленых», на его взгляд, является отказ партии признать факт корректировки своего курса.

Веской причиной для ХДС/ХСС проголосовать «за» базирование является то, что оно способствует поддержанию военного присутствия Германии в стратегически важном регионе. Соответственно, принимая активное участие в обсуждении данной темы в Бундестаге фракция пытается компенсировать потерю заметной части внешнеполитических рычагов, которые перешли к «Зеленым». Без этого видные представители ХДС лишаются возможности принимать участие и в других важных региональных процессах. Характерно это, к примеру, для экс-претендента на пост канцлера А.Лашета, который на стадии федеральных выборов пользовался поддержкой в Израиле и Турции. Теперь он хочет не потерять свой внешнеполитический вес, а через вовлеченность в иракские дела продвигать иные вопросы, в том  числе содействие нормализации отношений Израиля с арабским миром.

Наконец, против коалиции выступили «Альтернатива для Германии» и «Левые», в рядах которых не оказалось сторонников продления мандата вовсе. Первые считают действия своих прежних союзников из партии «Зеленых» после вхождения в состав правительства предательством, а исключение из мандата Сирии, что якобы меняет суть базирования с точки зрения международно-правовых основ «лицемерным». АдГ, в свою очередь, демонстрирует последовательность во взглядах, как минимум с 2018 г. и не одобряет присутствие Бундесвера в Ираке на том основании, что оно в долгосрочной перспективе не отвечает задачам борьбы с ИГ и стабилизации Ирака, а наоборот содействует укреплению там Ирана.

В целом, продление мандата в Ираке, хоть и воспринимается как определенное достижение т.н. коалиции «светофор», успех ее видится многим политикам и обозревателям как относительный. «Зеленым» удалось преодолеть ряд внутренних разногласий, однако, сделано это было, как кажется, в интересах перспектив самой партии, а не устойчивости правительства. С последним в действительности существуют сложности, на которые косвенно намекает то, что базирование Бундесвера было одобрено на 9 месяцев, а не на 12. В дальнейшем напряженность способна нарастать ввиду условия о проверке эффективности операции, а также намерения распространить эту практику на присутствие в других регионах. Впрочем, есть в текущей ситуации и фактор, способствующий стабилизации. Заключается он в том, что, несмотря на определенное совпадение взглядов нынешней оппозиции по ряду ключевых вопросов, в том числе касающихся размещения военных за рубежом в целом и миссии в Ираке в частности, представители «Левых» и ХДС/ХСС не готовы объединиться ни между собой, ни особенно с АдГ.