- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Роль Алжира в приостановке членства Израиля в АС

Алжирское руководство демонстрирует своим серьезным достижением приостановку ограниченного членства Израиля в Африканском союзе (АС), произошедшего 6 февраля текущего года на 35-й встрече глав его государств в Аддис-Абебе.

Напомним, что статус наблюдателя в этой организации Израиль получил 22 июля 2021 г., что вызвало взрыв внешнеполитической активности лидеров АНДР с целью отмены этого решения. Тем самым они пытаются противодействовать Израилю в его «наступлении» на африканском континенте, выражающемся прежде всего в увеличении объемов торгового сотрудничества.

Показательно, что Алжир является одной из немногих стран арабского мира, проводящих откровенно враждебную политику по отношению к Израилю и к примеру, в этом отношении его руководство откровенно обошло даже Сирию. Так, Алжир открыто поддерживает палестинские структуры, считающиеся в Израиле причастными к ведению террористической деятельности, тогда как руководство АНДР поддерживает их «справедливую борьбу против оккупантов арабо-мусульманских земель».

Подобные действия вызывают контрмеры с израильской стороны, в том числе усиление военно-технического сотрудничества с Марокко, конкурентом Алжира в Африке вообще и Магрибе в частности, что вызывает, в свою очередь, еще большее желание лидеров АНДР ущемить Израиль. Это намерение алжирское руководство пытается осуществить в том числе блокировкой его африканских проектов.

Отдельного рассмотрения заслуживает процедура, при которой произошла приостановка статуса Израиля как наблюдателя в АС. Заметим, что это не окончательное решение, поскольку Алжир и его союзники настаивали на полном изгнании его из этой организации.

Так, на саммите огласили призыв премьер-министра ПНА Мухаммеда Штайе к Африканскому союзу отозвать у Израиля статус наблюдателя как «незаслуженную награду за злоупотребления его правительства в отношении палестинцев».

На это глава руководящей Комиссии этой организации Муса Факи, принявший решение о предоставлении Израилю статуса наблюдателя председатель при АС, заверил в «неизменной приверженности его организации «стремлению палестинцев к независимости, которое может только укрепляться», при этом, по его словам, «решение предоставить аккредитацию Израилю служит инструментом на благо мира».

В частности, в ходе обсуждения данной темы Муса Факи обусловил необходимость вынесения конечного вердикта по данному вопросу с учетом всех мнений. Однако сделать это не удалось. Причем обсуждение данного вопроса было настолько острым, что он призвал собравшихся к «спокойной дискуссии» по данному вопросу.

И фактически, приостановка членства Израиля в АС была компромиссным решением, поскольку собравшиеся не смогли договориться по данному вопросу, что угрожало расколом этой организации с демонстрацией ей неспособности решить другие стоящие перед ней проблемы.

Для рассмотрения данного вопроса учредили комитет из семи глав африканских государств. В его состав вошли президенты Алжира Абдельмаджид Теббун, Демократической Республики Конго (ДРК) Феликс Чисекеди, Сенегала Маки Салл (действующий глава АС), ЮАР Сирил Рамафоса, Руанды Пол Кагаме, Нигерии Мухаммаду Бухари, Камеруна Пол Бия. Причем сенегальский лидер Маки Салл, нынешний председатель АС, взял на себя инициативу по началу работы этого комитета, завершение которой ожидается непростым –  его представителям придется учитывать мнение пожелавших участвовать в ней 55 стран.

Тем самым действия Алжира привели к возникновению у африканских лидеров дополнительной головной боли – достаточно указать, что по оценкам наблюдателей, обсуждение этого вопроса заняло второй день саммита (он продолжался 5 – 6 февраля), и данная тема заметно преобладала на нем, хотя в его повестке было много других более насущных проблем.

Например, как выявил последний саммит – это резкое ухудшение общей ситуации в Африке ввиду последствий пандемии коронавируса, проявившегося не только в экономике, включая обострение продовольственной безопасности, но и в усилении внутриполитических неурядиц, в частности, увеличении количества путчей (на обсуждении было отмечено их рекордное количество в 2021 году, не считая провалившихся попыток – четыре – в Судане, Мали, Гвинее и Буркина-Фасо), и расширении террористической и экстремистской активности.

Трагикомедия и фарс от действий Алжира по аннулированию израильской заявки состояли в том, что представители его руководства, присутствовавшие здесь в лице президента А.Теббуна и главы МИД Рамтана Ламамры, параллельно попыткам организации травли Израиля в своих докладах обрисовали заметное ухудшение ситуации с безопасностью на африканском континенте. И там же они призвали африканское сообщество использовать алжирский же опыт борьбы против исламских радикалов, и тем самым пропиарив себя с трибуны данной организации.

Однако действия Алжира у многих представителей Африки вызвали вместо ожидаемого эффекта раздражение. В кулуарах обсуждения саммита высказывались суждения вроде «хорошо раздавать советы, но не помогать, и при этом пытаясь убрать помогающих нам».

И действительно – в отличие от Израиля алжирские власти практически не замечены в предоставлении инвестиций нуждающимся в этом странам. Так, по сравнению с началом нынешнего века объем израильских вложений вырос в разы и исчисляется многими миллиардами долларов. И в этом отношении соответствующие алжирские вложения уступают им многократно. И это не осталось незамеченными африканскими лидерами, встретившими попытки лидеров АНДР «торговать лицом» с панафриканской трибуны кто раздражением, кто иронией, и даже незамеченные в лояльности Израилю реагировали в духе «хорошо, мы готовы отказаться от израильских инвестиций, если Алжир и его кампания заменят их своими вложениями».

Кроме того, считающийся одним из сторонников «израильской партии» на Африканском  континенте уходящий в отставку глава Африканского союза, президент ДРК Феликс Антуан Чисекеди, отвечая на алжирские информационные вбросы, предложил реально перейти от слов к делу для решения настоящих проблем Африки. При нем, кстати, Израиль и получил статус наблюдателя АС.

Соответственно, он призвал собравшихся, в том числе и алжирских лидеров, сформировать и направить в конфликтные зоны резервные африканские силы, поскольку, по его словам, «жизненно необходимо заставить замолчать оружие на нашем континенте и настало время укрепить африканскую архитектуру мира и безопасности», и для этого «необходимо создать настоящий объединенный штаб».

Впрочем, участники встречи в верхах об этом пока не договорились. Во всяком случае, тот же Алжир не продемонстрировал на практике желания отправить свой контингент для борьбы против экстремистов в конголезские джунгли.

И Феликс Антуан Чисекеди знает, о чем говорит, не понаслышке: 2021 год стал поистине черным годом для его страны, не одно десятилетие раздираемой этно-конфессиональными конфликтами. Но теперь ко всем прочим бедам ДРК добавился полноценный джихадистский вызов, справиться с которым не удается даже армии Уганды, введенной для борьбы против орудующих на ее территории радикальных исламистов, в том числе и из запрещенного в России «Исламского государства».

Соответственно, главу ДРК и его произраильскую позицию поддержал и коллега из Руанды, армия которой активно участвует в отличие от того же Алжира в борьбе против исламских радикалов в других африканских странах, включая Мозамбик.

В свою очередь, председатель комиссии Африканского союза Муса Факи призвал руководителей стран африканского континента «мобилизовать свои ресурсы и потенциал для решения более серьезных проблем, чем присутствие в АС Израиля». Ведь, по его словам, на практике им самим необходимо реализовать мечты о «Плане Маршалла, не отвлекаясь на третьестепенные по важности вопросы», и что «только в этом африканском направлении для Африки есть спасение».

Однако и тут представители «алжирской партии» проявили пассивность, явно не желая тратить на это дополнительные средства, которые они экономят даже на закупках продовольствия для собственного населения.

Что же касается итогов последнего по времени саммита АС, то руководство АНДР, продолжающее мечтать о лидерстве в арабо-африканском мире, что наглядно доказывают его антиизраильские акции с защитой «палестинского дела», фактически торпедировало попытку лидерам Африки выработать единый подход к обострившимся проблемам. И это не осталось незамеченным ими.

Что же касается Израиля, то даже в том случае, если главы африканских стран не восстановят его статус при АС, это ничего не меняет для его продвижения в Африке, чьи проекты там становятся все более привлекательными. Произошедшее никак не мешает усиливать их взаимодействие в индивидуальном порядке со странами африканского  континента. И на этом фоне напряженные и дорогостоящие попытки Алжира убрать его из АС лишь приводят к напрасному перерасходу ресурсов и раздражению его действиями у многих африканских лидеров.