- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О модернизации инфраструктуры оперативного оборудования территории Пакистана. Часть 1

В Пакистане продолжается совершенствование оперативного оборудования театра военных действий (ТВД), представляющего важную составляющую инфраструктуры южноазиатского государства[i] [1]. При этом, как показывает анализ открытых источников по проблематике Пакистана[ii] [2], основные усилия в этой стране сосредоточены на дальнейшем развитии сети наземных коммуникаций и, прежде всего, автомобильных дорог.

 

Аэродромная сеть

На территории страны создана относительно развитая аэродромная сеть, насчитывающая 125 аэродромов различных классов, в том числе 63 аэродрома (с капитальными взлетно-посадочными полосами длиной более 1800 м), пригодные для использования всеми типами современных самолетов, что полностью соответствует потребностям национальных военно-воздушных сил (ВВС)[iii] [3]. В интересах ВВС используются 10 основных авиабаз: Месрур, Мианвали, Минхас, Пешавар, Рафики, Рисалпур, Самунгли, Саргодха, Чаклала, Шахбаз, 11 передовых авиабаз: Вихари, Кохат, Мирпур Кхас, Мултан, Мурид, Навабшах, Пасни, Рисалевала, Суккур, Фейсал, Чандер, а также 11 аэродромов рассредоточения: Гвадар, Гилгит, Дераисмаилхан, Мохенджедаро, Наушахра, Пишин, Рахимъярхан, Сиалкот, Скарду, Тхал. Наиболее развита аэродромная сеть в северо-восточной и юго-восточной частях Пакистана, где сосредоточено более 70% всех аэродромов[iv] [4]. Ведется строительство военно-гражданских аэродромов в городах Исламабад и Гвадар. В районе населенного пункта Турбат осуществляется строительство главной базы для размещения самолетов патрульной авиации военно-морских сил (ВМС) Пакистана. Введена в эксплуатацию основная авиабаза Шахбаз. Созданная инфраструктура позволяет разместить на авиабазе тактическое авиационное крыло. Кроме того, закончены работы по строительству нового аэродрома рассредоточения Тхал в населенном пункте Тхал Ранг, который может принимать исключительно транспортные самолеты (Y-12 и CN-235). В перспективе планируется провести реконструкцию новой военно-воздушной базы Тхал для базирования самолетов дальнего радиолокационного обнаружения СААБ-2000, поступающих на вооружение пакистанских ВВС. В районах населенном пункте Наушахра (45 км восточнее Пешавара) и населенном пункте Шекхупура (37 км северо-западнее Лахора) оборудованы участки автомагистралей, приспособленные для посадки самолетов боевой авиации. На авиабазах Рафики и Месрур продолжается строительство крупногабаритных подземных убежищ с выполнением больших объемов цементных работ. Строительство высокозащищенных подземных объектов проводится в районе Авиационно-технического комплекса в Камре и вблизи завода по обогащению урана в Кахуте[v] [5].

 

Военно-морские базы, пункты базирования и порты

Пакистан располагает главной военно-морской базой и крупным торговым портом Карачи, а также портами Касим и Гвадар. Для размещения кораблей и катеров используются военно-морские базы (ВМБ) Джинна (населенный пункт Ормара, 250 км западнее Карачи, Белуджистан) и Гвадар, пункты базирования ВМС Дживани (525 км западнее Карачи, Белуджистан) и Пасни (357 км западнее г.Карачи, Белуджистан). На главной военно-морской базе и в порту Карачи базируются подводные лодки, фрегаты, эскадренные миноносцы, малые противолодочные корабли, базовые тральщики, ракетные, торпедные и сторожевые катера, а также сверхмалые подводные лодки. Продолжается модернизация оборудования порта, предназначенного для обслуживания и ремонта надводных кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов водоизмещением до 4000 тонн. Вторым по значимости является морской порт Касим. Данный порт рассчитан на перевалку ежегодно до 8 млн т груза, 9 млн т нефти и нефтепродуктов, 4 млн т жидких грузов, 3 млн т железной руды и 500 тыс. двадцатифутовых контейнеров. Особое место в планах командования ВМС Пакистана отводится совершенствованию ВМБ Джинна (населенный пункт Ормара), которая рассматривается как второй по оперативной значимости объект (после Карачи) на Макранском побережье страны. Предполагается, что порт Гвадар станет одним из трех крупнейших портов в стране. Он считается приоритетным в связи с выгодным расположением на побережье Аравийского моря, вблизи морского пути в Персидский залив, из которого транспортируется до 40% всей потребляемой в мире нефти. Генеральный план порта предусматривает два основных этапа строительства и две перспективные программы последующего развития инфраструктуры и прилегающих участков побережья Аравийского моря (до 2025 и 2055 годов). Финансирование осуществляется за счет государственного бюджета Пакистана, капиталовложений портового оператора – сингапурской компании PSAI-AKD, а также привлечения инвестиций частных лиц и организаций. Интерес к финансовому участию в проекте проявляют представители ряда арабских государств, в частности ОАЭ, Омана и Катара. По оценке пакистанских специалистов, глубоководный порт Гвадар к 2025 году станет крупнейшим национальным грузовым портом (45% общего грузооборота) и приобретет исключительно важное государственное и международное значение в связи с его планируемым использованием в качестве узлового пункта для трансконтинентальных грузов, следующих в Афганистан (в случае нормализации внутриполитической ситуации), страны Центральной Азии, Ближнего Востока, Европы[vi] [6]. Ожидается, что порт Гвадар составит конкуренцию иранским портам Чабахар, Бендер-Аббас, как ключевой региональный перевалочный пункт сырой нефти и нефтепродуктов из стран Персидского залива, в чем, в частности, крайне заинтересован Китай. Предполагается, что нефть от порта Гвадар будет перевозиться железнодорожным транспортом через территорию Пакистана в западные районы КНР. Китайцы также проявляют интерес к использованию строящейся в Гвадаре судоверфи для ремонта собственных кораблей и судов. Часть территории восточной бухты порта Гвадар выделена под строительство новой военно-морской базы, где в перспективе будут размещены корабли, катера и вспомогательные суда формируемого оперативного командования «Запад» ВМС Пакистана[vii] [7]. В настоящее время на территории ВМБ дислоцируется береговая часть из состава Берегового командования ВМС Пакистана[viii] [8].

[i] [9] https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/pakistan-to-shore-up-military-infrastructure-in-gilgit-baltistan-report/articleshow/51038709.cms?from=mdr

[ii] [10] Галищева Н.В. Экономика Пакистана  // МГИМО МИД РФ, 2018. 373 с.;

Sujan R. Chinoy, China-Pakistan Economic Corridor (CPEC): The Project and Its Prospects // Manohar Parrikar Institute for Defence Studies and Analyses, New Delhi. 2021. p.145.

[iii] [11] https://pakistanarmy.gov.pk/Infrastructural-development.php

[iv] [12] https://www.ft.com/content/f675981c-83b7-40e4-9b0b-1a4c52963e6f

[v] [13] James Schwemlein: Strategic Implications of the China-Pakistan Economic Corridor // United States Institute of Peace, 2021. p. 20.

[vi] [14] http://ideaspakistan.gov.pk/depo/navalSystem.php

[vii] [15] https://mod.gov.pk/SiteImage/Misc/files/NOC.pdf

[viii] [16] https://www.paknavy.gov.pk/karsaz.html