- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О росте противоречий в правительстве Германии относительно продолжения присутствия Бундесвера в Мали

Решение сохранить присутствие в Ираке, незначительно трансформировав мандат, было воспринято многими как свидетельство того, что аналогичным будет подход федерального правительства во главе с канцлером О.Шольцем применительно ко всему зарубежному базированию военнослужащих Германии. Однако продолжающиеся дискуссии по поводу Мали свидетельствуют, что в отношении развертывания там Бундесвера правительство может использовать не только «иракскую» модель продолжения операции, но и прорабатывает сценарии вывода контингента.

Наиболее ярко противоречия дали о себе знать в минувший понедельник в ходе пресс-конференции представителей федерального правительства, одной из тем в рамках которой оказалась судьба базирования в Мали. Обращение к данной проблематике было продиктовано завершимся в конце прошлой недели визитом государственного министра из внешнеполитического ведомства, «зеленого» политика К.Кеул в африканскую страну. Главной целью поездки изначально было заявлено «получение представления о текущих событиях и возможностях миссий MINUSMA и EUTM» в условиях «тревожных событий» и конфликта Мали с Францией. Позднее на упомянутой пресс-конференции представители кабмина несколько иначе сформулировали задачу посещения Бамако, определив ее как «объяснение малийскому правительству ожиданий федерального правительства».

Впрочем, в данном визите, как кажется гораздо важнее не объяснение целесообразности его организации, а то, кто в него отправился, а также какова была программа пребывания. Как уже было сказано, практическую функцию выяснить ситуацию на месте взяла на себя представитель «Зеленых», относящаяся к МИДу, который возглавляет ее коллега по партии А.Баербок. При этом поездка включала в себя посещение германских военных, а также общение с представителями миссий ООН и ЕС. Другими словами наполненность визита в большей степени отвечала функционалу главы оборонного ведомства К.Ламбрехт, которая незадолго до продления мандата Бундесвера в Ираке как раз совершила аналогичное турне в Ирак и Иорданию.

Таким образом, поведение министра обороны, представляющей СДПГ, весьма напоминает то, как действовал ее однопартиец, экс-глава внешнеполитического ведомства Х.Маас на фоне вывода войск из Афганистана. Тогда он предпочел уйти в тень, рассчитывая на продолжение политической карьеры, в то время как основной работой, в том числе общением с региональными соседями Афганистана занялась уходившая в отставку А.Крамп-Карренбауэр. В дополнение к этому со стороны К.Ламбрехт, получившей ответственный правительственный пост для укрепления положения СДПГ и самого канцлера, звучат довольно противоречивые заявления по поводу судьбы миссии в Мали. Около двух недель назад она подчеркнула, что исключает вывод войск, однако уже в интервью, опубликованном германскими СМИ в выходные, она сообщила, что «скептически» смотрит на продолжение базирования.

Сказанное министром обороны вызвало недоумение как во властных кругах, так и среди обозревателей и экспертов. Спасти положение помогло вмешательство представительницы третьей коалиционной партии СвДП, председателя комитета Бундестага по обороне М.-А. Штрак-Циммерман. Она высказала точку зрения, в соответствии с которой Бундесвер не должен оставаться в Мали «несмотря ни на что». Однако федеральному правительству нужна «стратегия на случай, если оно придет к выводу, что больше не хочет оставлять своих солдат в стране». Таким образом, в СМИ стала распространяться версия, согласно которой ФРГ  в настоящий момент придерживается курса на завершение мандата, которое не должно быть «автоматическим».

Такие настроения отразились и на ходе упомянутой в начале правительственной пресс-конференции. В рамках нее прозвучало два практических вопроса. Первый – какова численность местного персонала, который, помня афганский опыт, весьма вероятно нужно будет эвакуировать, причем делать это так, чтобы не спровоцировать новую порцию критики. Со стороны Министерства обороны прозвучала цифра 57 человек, внешнеполитическое ведомство имеет порядка 16 местных сотрудников в Мали. Таким образом, правительство, судя по всему, рассчитывает избежать повторения прошлого неудачного опыта эвакуации, равно как не опасается  всплеска миграционного кризиса.

Второй практический вопрос, прозвучавший от германских СМИ – какими данными располагает ФРГ, в том числе в свете визита К.Кеул, относительно присутствия в Мали российской ЧВК «Вагнера». Отвечая на него, представитель оборонного ведомства отказался предоставлять какую-либо информацию. Его коллега из МИД  сообщил, что «военное сотрудничество России с Мали на протяжении десятилетий абсолютно бесспорно. Никто не оспаривает тот факт, что за последние несколько месяцев оно значительно расширилось», однако, ведомство не располагает информацией, «какие силы там есть и к каким организациям они могут относиться». Упоминание России в данном контексте было не случайным и полностью вписывалось в разговор о том, какова будет судьба присутствия Бундесвера в Мали. Связано это с тем, что ранее именно с ЧВК «Вагнера» К.Ламбрехт связала продолжение мандата миссии ФРГ в стране, отметив, что «Москве не удастся убедить Запад уйти почти автоматически, отправляя наемников туда, где Россия не хочет нас видеть».

Таким образом, правительство и коалиционные партии в Бундестаге в настоящий момент, судя по всему, склоняются к решению в мае прекратить развертывание Бундесвера в Мали. Однако выполнение этой задачи требует от них ряда усилий. Прежде всего, необходимо обозначить «комфортную» версию причин ухода, что особенно актуально в свете более ранних и довольно резких заявлений министра обороны о «русском следе». Пока наиболее вероятно, что упор будет сделан на неконструктивной позиции самого малийского режима и на том, что его отказ от сотрудничества лишает миссию международно-правовых основ. Подобная расстановка акцентов способна приблизить мотивацию ухода из Мали не к негативному афганскому опыту, а к относительно нейтральной сирийской модели, которая появилась на днях ввиду исключения республики из мандата Бундесвера на пребывание в Ираке.

Впрочем, сирийский сценарий выглядит безболезненным для коалиции «светофор» лишь частично, так как по-прежнему позволяет оппозиции обвинить правительство в непоследовательности. В частности, во вторник представители «Левых» заявили, что «разглагольствования» лишь маскируют «очевидное отсутствие стратегии выхода», в то время как «местонахождение немецких солдат в Мали после переворота просто возмутительно». «Левые» политики А.аль-Даилами и Ж.Настич видят в происходящем все более заметные аналогии с Афганистаном. Более того, в текущих просчетах на малийском треке они преимущественно обвиняют К.Ламбрех. С одной стороны, так партия снимает с себя подозрения, заключающиеся в том, что прежние союзники после вхождения «Зеленых» в правительство пытаются свести с ними счеты. С другой стороны, риторика «Левых» усугубляет положение СДПГ, которая единственная в действующем правительстве имела прямое отношение к уходу из Афганистана.