- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: проблема суданских (дарфурских) беженцев

Ситуация в западной провинции Судана Дарфур во многом выходит из-под контроля. Рост вооруженного бандитизма и насилия затрудняет деятельность по оказанию гуманитарной помощи местному населению. Противостояние сторон продолжается вот уже шесть лет, мирные жители Дарфура бегут не только в ближайшие страны, но и в Израиль. Именно здесь они больше всего уверены в сохранности своих жизней. Какова политика Израиля по отношению к суданским (дарфурским) беженцам и чем она обусловлена?

Перед тем как рассмотреть отношение израильских властей к беженцам из Судана, обратимся к истории самого конфликта. В начале 2000-х годов Судан переживает острые социально-экономические и гуманитарные проблемы: в стране высокий уровень смертности, процветает работорговля, экономика приходит в упадок. Острый кризис был вызван тем, что отдельные группы неарабского коренного населения Дарфура выступили против хартумского правительства. Вооруженные столкновения повстанческих группировок между собой, с суданской армией и с арабским ополчением «Джанджавид» привели к многочисленным жертвам среди мирного населения и 2,7 млн беженцев.

В феврале 2004 г. вооруженный конфликт разгорелся с новой силой, результатом чего стала гибель более 30 тыс. человек и вынужденное переселение более миллиона жителей, в том числе 200 тыс. на территорию Чада. По данным неправительственной организации «Врачи без границ», население Дарфура находится на грани массового голода, 21% детей младше пяти лет страдают от недоедания. В сообщении Международного комитета Красного Креста говорится, что люди в Дарфуре питаются дикорастущими растениями — единственным доступным им продуктом1.

Эксперты другой западной гуманитарной организации опубликовали данные, согласно которым от голода и болезней могут погибнуть более 300 тыс. человек, а в случае, если власти Судана будут мешать гуманитарным миссиям в регионе, их число достигнет 1 млн2.

Мировое сообщество обвиняет Хартум в поддержке и замалчивании этнических чисток в Дарфуре. В частности, США выступили с предупреждением в адрес официальных суданских властей о возможном введении санкций и отправке в регион воинского контингента. Таким образом, спасаясь от очевидной гибели, часть беженцев из Дарфура через соседний Египет и попадают в Израиль, с которым власти Судана находятся во враждебных отношениях.

В 2007 г. министр юстиции Израиля Даниэль Фридман выступил за принятие беженцев из Дарфура, сравнив их с «рабами в Египте», к которым Израиль должен проявить принципы «библейского сострадания».

В израильском законодательстве не прописана ситуация с беженцами, но нелегально проникнувшие на израильскую территорию граждане недружественного государства подлежат заключению и затем депортации. Однако сейчас на территории Израиля, по данным на 2008 г., находятся примерно 1 тыс. суданских граждан, приблизительно 1/3 из них — беженцы из Дарфура, 200 человек находятся в тюрьме, остальные — под так называемым домашним арестом. В данном случае домашний арест означает пребывание беженцев в кибуцах. Их принимают в Беэр-Шеве, Израиэли и Шаар Голане. Некоторые из них также имеют возможность работать в отелях Эйлата. По словам Авнера Шалева, главы мемориала Яд-ва Шем и одного из тех, кто помогает беженцам, «это часть нашего (израильского. — Авт.) морального долга. Мы обязаны найти человеческое решение проблемы. Нужно сохранить их в закрытых лагерях для беженцев. Это даже не обсуждается».

Проблема суданских (дарфурских) беженцев в Израиле воспринимается через призму Холокоста. По мнению израильских обозревателей, геноцид, творящийся в Дарфуре по отношению к коренному населению со стороны арабов, равнозначен тому, что делали немцы при нацистском режиме с евреями Европы в целом и Германии, в частности. Таким образом, помощь беженцам израильтяне считают своим моральным долгом.

Но это эмоциональная сторона вопроса. Есть и практическая. Дело в том, что беженцы из Дарфура оказываются на израильской территории, как правило, без каких-либо документов, денег, знания языка, без профессии. Однако в любом случае, какие бы меры Израиль не принял по отношению к ним, в арабской прессе, как правило почти сразу же, появляются сообщения, спекулирующие на тему кризиса в Дарфуре и участия в нем Израиля. В частности, власти еврейского государства обвиняются в подстрекательстве и разжигании конфликта в суданской провинции. Об этом постоянно говорит президент Судана Омар аль-Башир, а на встрече с представителями ООН 23 февраля с такими же обвинениями выступил ливийский лидер Муамар Каддафи.

Более того, президент Судана (активный участник войны между Египтом и Израилем в 1973 г.) занял жесткую позицию по отношению к беженцам своей страны: он приравнял тех из них, кто ищет спасения в Израиле, к агентам Мосада (израильской разведслужбы), которых в случае возвращения в Судан ждет смертная казнь3.

Израильский закон относительно гражданства строго регламентирован. Получить израильское гражданство могут только те, кто попадает под Закон о возвращении, то есть может документально подтвердить свое еврейское происхождение. За редким исключением гражданство также дается принявшим иудаизм неевреям или состоящим в браке с евреем (еврейкой) при условии, что этот брак был заключен до совершения алии (репатриации) или за границей. Что касается статуса беженцев, то в законе этот пункт не прописан во многом из-за наличия проблемы палестинских беженцев. Таким образом, суданские беженцы не могут оставаться на территории страны и тем более получить здесь легальный статус. Но, как заверил официальный представитель министра иностранных дел Марк Регев, Израиль «никого не отправляет обратно в Дарфур»4.

Беженцы, которые достигают Израиля, — это лишь малая часть из более чем 2 млн суданских граждан, вынужденно покинувших свою страну с 2003 г. Так, в 2006 г. правительство Израиля приняло решение оставить 26 беженцев, большинство из них — женщины и дети, которые задействованы на работах в кибуцах. Часть беженцев содержатся, в частности, в тюремном комплексе Ketziot. По словам представителя тюрьмы, власти разрешили установить кондиционеры для детей, однако речи о строительстве специальной тюрьмы для суданских беженцев не идет. Скорее всего, это будет «лагерь для беженцев с внешней охраной»5.

Однако израильтяне опасаются, что под видом нуждающихся в помощи мирных граждан из Судана в страну могут также проникнуть арабские террористы. Представитель Агентства ООН по делам беженцев в Израиле Мики Бавли считает, в частности, что проблема должна лежать в другой плоскости: не как разместить или легализовать беженцев в Израиле, а какая третья страна могла бы принять их6.

В свое время представитель премьер-министра Эхуда Ольмерта Мири Эйсин заявила, что Израиль «не хотел бы превратиться в Землю обетованную для африканских беженцев», но они могут находиться в пределах специальных лагерей для беженцев, поскольку это единственный способ не отправлять их обратно в Судан7.

Наплыв беженцев из Дарфура и в целом из Судана во многом сдерживается благодаря Египту, преградившему суданцам путь на египетско-израильской границе. Причем пограничников не останавливает и возраст беженцев. Так, в прошлом году при попытке попасть на израильскую сторону была застрелена семилетняя девочка, а в 2006 г. в Египте погибли 27 суданцев, в том числе дети, во время акции протеста против ненадлежащих условий в лагерях беженцев.

АРЕ — ближайший сосед Судана, и, согласно официальной позиции египетских властей, им крайне невыгодно обострение ситуации, усиление сепаратистских движений, способное привести к расколу Судана на несколько частей. Но дело не только в желании иметь благонадежного соседа: Египет сильно зависит от Судана. В Каире опасаются, что конфликт и последующее разделение соседней страны на южную и северную части создаст проблемы в разрешении вопроса о квотах на нильскую воду. Египет находится в нижнем течении Нила, а потому зависит от стран, расположенных в верхнем течении. В 1959 г. Египет и Судан подписали двустороннее соглашение по разделу стока Нила, согласно которому АРЕ ежегодно получает 55,5 млрд куб. м воды (Судан — 18,5 млрд куб. м). Таким образом, египтяне не заинтересованы в том, чтобы Судан без учета интересов АРЕ осуществлял какие-либо односторонние проекты на Ниле.

Более того, Судан был одной из немногих арабских стран, кто не принял участие в политических и экономических санкциях против Каира после заключения АРЕ мирного договора с Израилем (1979). Более того, в октябре 1982 г. Египет и Судан подписали «Хартию интеграции» по сотрудничеству и координации в военно-политической сфере. Суданские власти рассчитывали на Египет в решении своих внутренних проблем, в частности, предлагая Каиру выступить в качестве посредника между правительством и сепаратистами на юге Судана.

Таким образом, какие бы беспорядки не происходили в Дарфуре, влиятельная сторона — Египет — будет на стороне Судана, как и другие арабские страны, то есть будет обвинять Израиль в разжигании конфликта в западной провинции Судана и стрелять по беженцам на египетско-израильской границе.

 

1. РИА «Новости». 06.08.2004.

2. Al-Ahram Weekly, 24–30 June 2004, Issue No. 696.

3. Sudan rebel leader meets top Israeli defense official. Haaretz, 2009.

4. The Washington Times. June 6, 2006.

5. Israel detains Darfur refugees in desert ‘prison’ By Carolynne Wheeler in Jerusalem 19 Apr 2008.

6. The Washington Times. June 6, 2006.

7. Israel detains Darfur refugees in desert ‘prison’ By Carolynne Wheeler in Jerusalem 19 Apr 2008.