- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о сценариях развития малийско-французских отношений

Европейский союз ввел санкции в отношении пяти ведущих государственных должностных лиц Мали, включая премьер-министра Чогуэля Майгу, за их предполагаемую роль в предотвращении возвращения Мали к гражданскому правлению, сообщает AP 4 февраля. Пять субъектов санкций теперь сталкиваются с запретами на поездки и замораживанием активов. Санкции ЕС дополняют существующие меры, принятые Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС), и, хотя сами по себе санкции блоков вряд ли побудят малийских чиновников изменить свои позиции по поводу перенесенных выборов, они являются следующим шагом в усилении давления на переходное правительство Мали. Четырьмя другими санкционированными малийскими должностными лицами являются Малик Дио, президент Национального переходного совета и, предположительно, один из зачинщиков последнего по времени  государственного переворота в Мали; полковник. Майор Исмаэль Ваге, министр национального примирения Мали; Адама Бен Диарра, член переходного правительства Мали;  Ибрагим Икасса Майга, которого обвиняют в том, что он сыграл решающую роль в малийском «Движении 5 июня — Митинге патриотических сил», которое сыграло важную роль в свержении бывшего президента Мали Ибрагима Бубакара Кейты. ЭКОВАС уже ввело санкции против всех пяти должностных лиц. В этой связи эксперты фактически солидарно полагают, что истинными причинами этого санкционного давления является, прежде всего, тренд малийской хунты в сторону Москвы и Пекина, что выразилось в поставках военной техники и размещении в Мали персонала российской ЧВК «Вагнер». Этим же обстоятельством вызвана и отмена визита Э.Макрона в Мали в январе с.г. Какие же перспективы этих шагов Запада для контртеррористической операции «Бархан» и активности джихадистов в зоне Сахеля?

Как полагают американские эксперты, несмотря на растущий дипломатический конфликт, Франция и Мали заинтересованы в сохранении своих давних отношений в области безопасности. Таким образом, внезапный сценарий вывода французских войск из африканской страны и более широкого региона Сахеля остается маловероятным, хотя и не исключается полностью. Напряженность в отношениях между Францией и Мали возросла в последние недели после того, как последняя решила отложить выборы первоначально планировалось на февраль. 30 декабря малийские официальные лица объявили, что всеобщие выборы не состоятся до 2026 года, несмотря на сильное давление со стороны Франции, Европейского союза и ЭКОВАС, чтобы придерживаться первоначального графика. После этого заявления европейские политики и лидеры малийской хунты обменялись градом оскорблений, что в конечном итоге побудило Мали выслать посла Франции из Бамако 31 января вместе с датскими военными, дислоцированными в стране. Министр обороны Франции заявил, что ситуация является неприемлемой, подпитывая предположения о том, что раскол может побудить Париж прекратить свое девятилетнее военное вмешательство в страну. Но хотя это нельзя исключать, внезапный выход Франции из Мали остается маловероятным, поскольку оба правительства по-прежнему заинтересованы в сохранении статус-кво.

На этом фоне существуют четыре основных пути развития малийско-французских отношений, начиная с наиболее вероятного и заканчивая наименее вероятным:

Сценарий № 1 (наиболее вероятный): Франция остается в Мали

В наиболее вероятном сценарии Франция сохраняет свое военное присутствие в Мали, в то время как антагонистические отношения между лидерами продолжают колебаться. Франция еще не выполнила свою основную задачу по развертыванию в Мали (стабилизация региона), и вывод войск из Мали означал бы фактическое согласие Парижа с тем, что безопасность в стране ухудшится. Малийские силы — даже с добавлением российских учебных миссий и неподтвержденным введением (интересное примечание американских экспертов; ранее они говорили об этом как о свершившемся факте – авт.) российских военизированных формирований — не имеют возможности успешно контролировать свою собственную территорию. Вполне возможно, что Ассими Гойта, нынешний президент Мали в переходный период, намерен рассчитывать на поддержку России в районах страны, где сильны антифранцузские настроения, тем самым снижая зависимость от Франции и освобождая пространство от французского давления, чтобы вернуться к конституционному правлению, все еще извлекая выгоду из  военного присутствия Парижа в других районах страны. Но, в конечном счете, в интересах Мали поддерживать долгосрочные отношения с Францией в области безопасности. В то время как высылка французских войск нанесла бы удар по региональной стратегии Франции, малийская хунта также столкнулась бы с возросшими угрозами своему суверенитету со стороны повстанческих групп и вероятным противодействием со стороны гражданских лиц, которые начнут испытывать более серьезные угрозы безопасности. Нынешняя подстрекательская риторика, исходящая от официальных лиц с обеих сторон, рискует обостриться до такой степени, что лидеры малийской хунты потребуют полного ухода французских войск. Хотя это ухудшило бы обстановку в области безопасности Мали, главная забота хунты — оставаться у власти, а не поддерживать территориальную целостность. В этом сценарии сохранения статуса-кво Франция будет продолжать уделять приоритетное внимание устранению лидеров джихадистстких организаций в Сахеле. Французские войска останутся размещенными на базах на юге Мали, при этом фокус их развертывания постепенно смещается в пользу относительно более стабильных отношений с нигерскими военными. Тем временем дипломатические отношения между Мали и Францией будут продолжать ухудшаться. Но, несмотря на периодические споры с малийскими лидерами, Франция сохранит свое  военное присутствие в Мали и прилегающем регионе Сахеля для повышения безопасности, борьбы с терроризмом и сохранения геополитического влияния.

Сценарий № 2 (Несколько маловероятный): французские войска покидают Мали

В этом сценарии французские войска покидают Мали под давлением   малийской хунты. Хотя это подорвало бы способность малийских лидеров бороться с повстанческими группами, это может произойти, если малийское позерство и риторика выйдут из-под контроля, а лидеры хунты потребуют от Парижа вывести своих военных в качестве средства утверждения своей автономии и власти. Члены «Джамаат Наср аль-Ислам валь Муслимин» (JNIM), террористической повстанческой группировки, действующей в Мали и Большом Сахеле, могут также предложить договориться об урегулировании с малийскими лидерами, если французские войска покинут страну. Одно или оба этих события могут вынудить Гойту и его правительство пойти на этот шаг в пользу углубления отношений с Россией и включения JNIM в состав переходного органа исполнительной власти. Основным фактором, препятствующим такой последовательности событий, является шквал последствий, с которыми столкнется хунта. Если Мали выгонит Францию и заключит альянс   с повстанческими группировками, западные государства введут дополнительные политические и экономические санкции. Широкие санкции ЭКОВАС и ЕС, введенные после выборов 30 декабря уже помешали Мали выплатить внутренний долг, а также вызвали повсеместный дефицит продовольствия и медицинских услуг. Тем временем французские военные, скорее всего, продолжат поддерживать соседей Мали в борьбе с повстанцами, но их усилия будут серьезно осложнены отсутствием доступа на территорию Мали, которая могла бы служить убежищем для террористических ячеек. Даже если определенным группировкам JNIM будет предоставлено место в малийской политике, враждебная активность в соседних государствах или со стороны конкурирующих группировок (таких как запрещенное в России «Исламское государство») также вряд ли прекратится, создавая повышенную безопасность и террористические угрозы для других стран в Сахеле. В этой связи от себя отметим, что вариант политического компромисса с туарегскими группами сопротивления является единственным вариантом окончания гражданской войны, но малийские военные, которые всегда были последовательными противниками такого сценария,  с большей долей вероятности на такой вариант не пойдут.

Сценарий № 3 (маловероятный): французские войска покидают Сахель

В этом сценарии ухудшаются отношения Франции с Мали, а также с другими государствами Сахеля, такими как Буркина-Фасо, до такой степени, что Париж вообще покидает регион. Этот сценарий может осуществиться, если недавно установленные лидеры переворота в Буркина-Фасо и лидеры малийской хунты изгоняют Францию из своих стран. Однако это весьма маловероятно, учитывая, насколько сильно Буркина-Фасо зависит от Франции в плане обеспечения безопасности. Более вероятно, что Франция решит уйти из региона самостоятельно (вместо того, чтобы быть вынужденной это сделать) — под влиянием какого-то дополнительного стимула, такого как нападение повстанцев на французские войска. Но для Франции прекращение многолетней военной инициативы, которая обошлась в миллиарды долларов, также означало бы крайнюю потерю геополитического влияния в дополнение к стратегическому и финансовому поражению. Хотя имидж Франции, безусловно, не является благоприятным во многих государствах Сахеля, она остается главным европейским партнером для региона, а это означает, что военные, экономические, политические и/или социальные издержки должны быть чрезвычайно высокими, чтобы Франция покинула регион. Выход из региона в целом будет прямо противоречить стратегическим целям Франции в Сахеле. Государства Сахеля и Франция также столкнутся с политической реакцией со стороны своих европейских и американских партнеров в случае несогласованного выхода. Западные правительства, которым выгодны французские контртеррористические миссии в регионе, скорее всего, окажут давление на Париж, чтобы он не уходил из Сахеля. Если Франция полностью уйдет, то в Сахеле, скорее всего, произойдет массовое ослабление безопасности. Хотя вполне возможно, что другие европейские государства вмешаются, чтобы заполнить пустоту, французское присутствие в регионе не имеет себе равных, и повстанческие группировки, вероятно, столкнутся с гораздо меньшим сопротивлением без него.

Сценарий № 4 (очень маловероятный): Франция силой восстанавливает гражданское руководство в Мали

В этом высокоэффективном (но крайне маловероятном) сценарии Франция может направить наземные силы для восстановления гражданского руководства в Мали, потенциально в партнерстве с ЭКОВАС. Франция вряд ли пойдет на такой вариант действий по нескольким причинам.

Во-первых, такое вопиющее вмешательство в политические дела Мали может привести к росту и без того значительных антифранцузских настроений во многих странах Сахеля, увековечив имидж Франции как колонизатора, что может привести к вербовке в ряды  террористов.

Во-вторых, смещение малийских военных лидеров, вероятно, дорого обойдется Франции в том, что касается ее других отношений в Сахеле и развивающихся странах, поскольку Франция потеряет доверие и авторитет.

В-третьих, ЭКОВАС вряд ли поддержит такие действия. И в том вероятном случае, если восстановление гражданского руководства вызовет массовые протесты и насилие, ЭКОВАС получит сильный ответный репутационный удар. Последствия возможной французской интервенции против малийской хунты варьируются от последующих военных мятежей (фракционных восстаний против военных или политических властей) и массовых гражданских протестов, до всплеска вербовки террористов — все это повлечет за собой огромные экономические, военные и человеческие потери для Парижа. В результате среднесрочные и долгосрочные последствия, скорее всего, не будут стоить краткосрочной выгоды от восстановления гражданского руководства в Мали или доминирования Франции в регионе.