- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Отток медицинских кадров приводит к кризису алжирского здравоохранения

К многочисленным кризисным проявлением в Алжире в последнее время добавляются проблемы здравоохранения. Несмотря на общий высокий уровень алжирской медицины по сравнению с абсолютным большинством африканских стран, ситуация в ней неуклонно ухудшается, что наглядно высветила коронавирусная пандемия.

Одним из соответствующих проявлений стала нехватка врачей, хотя медицинские вузы Алжира их выпускают даже с некоторым переизбытком, при том, что часть их проходят целевую или дополнительную подготовку в том числе и в странах зарубежья. Среди них значится и Россия, но еще больше число специалистов отрасли готовится в европейских государствах, особенно во Франции, чему способствует хорошее знание алжирскими выпускниками французского языка.

Однако медицинские кадры АНДР понесли заметные потери в ходе продолжающейся коронавирусной пандемии, и в еще большей степени это происходит из-за бегства врачей за границу. В результате страна испытывает все большую нехватку медицинских кадров и получить соответствующие услуги населению становится все сложнее и дороже.

Главным образом, опытные специалисты переезжают в европейские страны, особенно во Францию.

О том, что проблема реальна, признал и сам министр здравоохранения страны Абдеррахман Бенбузид. В связи с этим он был вынужден открыто обсудить подготовку к эмиграции 1200 алжирских врачей, о чем на днях сообщили местные СМИ и что стало резонансной темой для обсуждения по всей стране.

И хотя глава Бенбузид постарался максимально смягчить остроту данного вопроса, усомнившись в правдивости заявленной цифры и предложив проверить заявленный список, он все же признал наличие проблемы. По его словам, «Я не видел документов, согласно которым 1200 алжирских врачей принимают во Францию. А тот список, который печатали СМИ, содержит отнюдь не только алжирских врачей, но и представителей других нескольких стран, среди которых доминируют ближневосточные представители, причем, судя по всему, это данные не только за 2021 год, как это пытались представить, а за несколько лет».

Кроме того, по словам министра, судя по данному списку, в нем «среди алжирских лауреатов есть врачи, возраст которых превышает даже 45 лет», а раз так, это не есть большая потеря, «поскольку их отъезд открывает дорогу молодым выпускникам».

От себя скажем, что аргумент этот странный, поскольку потеря опытных специалистов, предназначенных передать опыт молодежи, является серьезной утратой для медицины АНДР.

И, наконец, по словам министра здравоохранения, его успокаивает то, что на сегодня «по всей территории страны мы не зарегистрировали никаких заявлений об отставке из государственных больниц». Однако он все же поручил подчиненным ему департаментам здравоохранения и представителям населения сообщать в будущем обо всех увольнениях врачей для «лучшей наглядности».

При этом он заявил, что явление исхода выпускников алжирских школ затрагивает все сектора страны, особенно инженеров, программистов, «выпускников социальных наук». На этом основании он призвал все заинтересованные стороны «серьезно подумать над этим вопросом, чтобы предоставить молодым выпускникам перспективы на Родине при помощи соответствующих стимулов».

Однако Бенбузид признал, что при этом особого внимания «заслуживают врачи, и это касается лучшего внимания к их нуждам, оплате труда и условий работы».

При этом, по его данным, отток медицинских кадров объясняется отнюдь не только «поиском лучшей материальной жизни в других странах», но и другими мотивами: «Не всегда преобладает экономический аргумент: многие уезжают за границу ради социального и культурного качества жизни, профессионального совершенствования в современных развитых странах».

И это, по словам данного министра, не является лишь сугубо алжирским проявлением. Те же самые процессы отмечаются и в других странах, включая Египет, страны Восточной Европы, и даже государства «развитого» западного мира. По словам Абдеррахмана Бенбузида, подобная циркуляция человеческих ресурсов – нормальна для современного мира. В качестве примера министр привел известных во всем мире «индийских ученых-компьютерщиков».

Впрочем, он забыл добавить, что если Алжир служит донором для стран Европы интеллектуалов, то к себе он привлекает прежде всего мигрантов из самых слаборазвитых африканских стран, особенно из Сахеля, охваченном террористической войной.

Вместе с тем, по его словам, в связи с обнародованием данной информации будет проведено совместное с Министерством высшего образования расследование, чтобы точное определить число алжирских врачей, допущенных к участию во французском конкурсе.

Не случайно, что, возвращаясь же к теме оттока за рубеж врачей, министр признал: «всегда больно видеть, как наши выпускники покидают страну, но мы также должны признать: зло внутри нас, как ответственных лиц и мы вместе со всеми заинтересованными сторонами по-настоящему подумать над этим вопросом».

Впрочем, он тут же предпочел перевести ответственность с себя на своих предшественников, поскольку «этот кризис назревал уже несколько лет», но лишь только он-де первый обратил на него реальное внимание.

Причем, по данным министра здравоохранения, в его ведомстве уже идет соответствующая работа в плане подготовки его реформирования, необходимость которого очевидна в связи с прогрессирующей нехваткой специалистов в больницах.

Как ни странно, по его словам, данный кризис во многом был вызван нежеланием уходить на пенсию врачей, достигших возраста 65 лет. По его словам, «Эта проблема была решена мной и президентом республики, благодаря которому пенсия в размере 55 процентов от оклада была увеличена до 80 процентов». В результате причины, по которым преподаватели и руководители медицинских отделений упорно держались своих должностей после достижения пенсионного возраста и не пускали туда молодых специалистов, вынужденных искать «счастья и чинов» за границей, исчезли.

Тем не менее, парадоксальная ситуация, при которой страна выпускает ежегодно 3000 врачей, но которые не могут при этом достойно устроиться в Алжире, не исчезла.

И недовольство алжирских врачей своими условиями работы понятно. По статистическим данным, средний алжирский молодой врач в возрасте 27 лет получает весьма скромную зарплату в 50 тысяч динар (355 долларов США), тогда как за аналогичную работу «за морем» его коллеги получают минимум в четыре раза больше.

Кроме того, в АНДР медперсонал жалуется на то, что «врач здесь постоянно задавлен администрацией и унижается ей», в результате чего «отрасль полностью изуродована», что служит вторым по значимости мотивом для отъезда.

Пока же по мнению самих алжирских медиков, «отъезд врачей за границу стал настоящим бедствием, и не следует лгать себе, причем те, кто остается, делают это вынужденно, — утверждает доктор-пульмонолог из Тизи-Узу Рашид Шахед.

По его словам, в условиях «умирающей системы здравоохранения нашей страны» в ней остаются преимущественно «возрастные» врачи, кому сложно поменять место работы и жительства. Еще одна крупная группа данной категории – кому не хватает средств на переезд и кто не может этого сделать из-за наличия «семейных обязанностей (наличие пожилых родителей и большого числа детей). Отдельная категория остающихся – немногочисленные патриоты, верящие, что ситуация скоро изменится к лучшему.

Их вера подпитывается утверждениями министра здравоохранения, что ситуация уже кардинально меняется, поскольку улучшение условий жизни врачей «является одним из приоритетов президента Абдельмаджида Теббуна», запланировавшим проведение реформ в данной сфере.

Впрочем, по словам Рашеда Шахеда, «для исправления ситуации нашей агонизирующей системы здравоохранения ее необходимо реформировать коренным образом, а не на словах», причем, по его словам, в данном случае решают проблему не только деньги, а общая модернизация. Так, по его словам, ранее в нее «влили миллиарды, но условия труда и жизни врачей остались плачевны.

Пока же, по его свидетельству, молодые специалисты и практикующие врачи уже на старших курсах медвузов пытаются участвовать в конкурсах на соответствие врачебным требованиям во Франции, а лучшие из них нацеливаются на Германию, где условия работы еще лучше. И если планируемая реформа не удастся, то Алжир может в будущем лишиться основной части своих медицинских специалистов.

Заметим, что нынешняя ситуация в медицинской отрасли АНДР глубоко символична – она демонстрирует нарастание проявлений социальной нестабильности Алжира.

Заметное ухудшение ситуации в здравоохранении, в том числе вызванное отъездом врачей и все большей недоступностью и дороговизной медицины для рядовых граждан, которым все труднее попасть на прием к профильным специалистам, служит все более раздражающим фактором для алжирцев.

И это все больше накладывается на другие кризисные проявления – нехватку воды, удорожание продовольствия и его исчезновение и т. д. Налицо – постепенное вкладывание ситуации для очередной волны внутриполитической «низовой» активности в АНДР.